Детские общественные объединения как институт социализации подростков

«ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ»Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Воспитательная деятельность общественных институтов в этот период имела низкую эффективность, а влияние социальной среды носило негативный характер. Одним из показателей этого стало возрастание девиантных форм поведения в детской среде и увелич...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю. Морозова

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждается проблема выживания детских общественных организаций (ДОО) и объединений в новых политических и социально-экономических условиях.

Переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиции современной теории воспитания, необходимо сформулировать и обосновать педагогическую концепцию их деятельности, реализация которой на практике помогла бы детской организации занять достойное место в системе социального воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях. В нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.

Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становиться хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы). Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищённость, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они приобретают самостоятельный социальный статус. Государство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регистрации, запретить объединения, деятельность которых противоречит конституции РФ, Закону об общественных объединениях. Объединяясь в различные группы, компании, команды и т. д., чаще с участием взрослых, дети сосредотачивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.

Проведенное исследование на базе МОУ СОШ № 101 позволило сформулировать вывод о перспективности создания разновозрастных детских общественных организаций на базе школы. Это определяется следующими их особенностями: отсутствием формальных связей с классом и с учителем; партнерскими, договорными отношениями со школой; возможностью оптимальных связей детей разного возраста друг с другом, что поднимает их воспитательных потенциал; возможностью подготовки старшими своей смены, выращивание лидеров в самой организации; возможностью оптимального учета интересов детей.

Мы провели опрос среди подростков 5-7 классов путем анкетирования, что помогло выявить осведомленность подростков о ДОО и степень их занятости во внеурочное время.

Исследования, проведенные осенью 2014 года и охватившие активы школ № 89, 101, 128, показывают, что 69 % опрошенных детей и подростков хотят состоять в организациях сверстников-единомышленников. Очевидно, дети осознают необходимость объединения. На вопрос: «Есть ли в вашей школе возможность занять интересным делом?» положительно ответили 60 % школьников. Они называют участие в детской организации, занятия в кружках по интересам, КТД. На опрос: «Если тебе представиться возможность выбора детской организации, то в какой из них ты хотел бы состоять?» лишь 14 % ответили, что хотели бы состоять в пионерской организации, 78 % хотят состоять в организациях по интересам, остальные предложили свои варианты. Участие в работе детской организации обучающимся нужно, прежде всего, для защиты прав и интересов ребят перед учителями и администрацией школы - 56,5 %; что бы интересно проводить свободное время - 52,6 % ( в том случае, когда выбирают несколько вариантов), лучше подготовиться к взрослой жизни - 31,5 %. И главной задачей, по мнению ребят, должно стать развитие их способностей - 63 %.

Подводя итоги опроса школьников, были определены цели и задачи: выявления лидеров, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обмен опытом работы уже существующих детских организаций школ города.

Конечным результатом стало создание городской детской организации «Пламя». На базе подросткового клуба «Знай и Умей» совместно с социальным педагогом МОУ СОШ № 101 нами была разработана программа добровольческой деятельности «Волонтерское сердце». Состав - учащиеся 5-10-х классов.

Волонтеры ставили перед собой задачи:

- благоустройство приусадебных участков ВОВ;

- участие в акциях городского уровня;

- подготовка концертных программ на базе КТТ «Знай и Умей» для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, ветеранов ВОВ и пр.

Подростки, активно принимавшие участие в жизни отряда, были награждены волонтерскими книжками, сто сыграло не малую роль стимулирования их на дальнейшую деятельность в свободное от учебной деятельности время.

По истечении года работы был проведен опрос среди членов ДОО «Пламя» с целью выявления того, что им понравилось в работе, что хотели бы добавить, изменить. Ответы членов ДОО «Пламя» были такими:

- забота о природе (43,5 %), о старых и больных людях (38,8 %), о детях инвалидах (35,8 %), о младших (24,4 %), о городе (20,6 %);

- Помощь семье (30,1 %);

- дружба с ребятами из разных стран (28,5 %);

- борьба с недостатками в окружающей жизни (20,6 %);

- участие в научных открытиях, изобретениях (19,4 %);

- обсуждение различных вопросов вместе со взрослыми. (12,4 %);

- воспитание в себе качества настоящего гражданина (21,6 %).

Таким образом, детская организация при поддержке государства решает задачи формирования социальной активности подростков. Детское движение способствует углублению процесса демократизации в детской среде, повышению подготовки и деятельности взрослых руководителей детских организаций, способных демократические процессы направлять в позитивное русло, формировать вместе с семьей социальную активность подростков, укреплять преемственность поколений взрослых и детей.



© 2010-2022