Современные формы работы психолога с учащимися группы риска

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методический совет.

Современные формы работы психолога с учащимися группы риска.

Прежде чем начать свое выступление, я бы хотела остановиться на определении термина «дети группы риска». Учащиеся "группы риска" - это такая категория детей, которая требует
особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов и других специалистов.
К учащимся группы риска относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, учащиеся со школьной дезадаптацией, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Исследователи, изучив литературу по дефектологии и психологии, пришли к выводу, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, а также детей с эмоцио-
нальными нарушениями.

Рассмотрим основные возрастные категории детей «группы риска» в школе.

Младшие школьники «группы риска».

К ним относятся гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита внимания. Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность высту-
пает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у та-
ких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов вни-
мания и тормозящего контроля.
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распростра-
ненных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возрас-
та, причем у мальчиков фиксируются чаще, чем у девочек.
Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостат-
ками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные тре-
бования к развитию этой функции.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей
сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется
инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными
нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения
в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она
обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрас-
тной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения
ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справ-
ляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завер-
шении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навы-
ки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письмен-
ные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые яв-
ляются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или
угадывания.
Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на
взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверст-
никами, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и
быстро становятся отверженными.
Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко
отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциально-
го поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание при-
чин наблюдаемых нарушений поведения.
Этиология и патогенез гиперактивности изучались специалистами. Они
пришли к выводу, что здесь играют такие факторы:
- органические поражения мозга;
- перинатальная патология (осложнения во время беременности);
- генетический фактор (наследственность);
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспита-
тельного воздействия).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться
комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным при-
влечением родителей и учителей.
Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома
дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необ-
ходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением вра-
ча.
Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может ис-
пользовать специально разработанные коррекционно - развивающие про-
граммы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на уси-
ление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания.
Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им не-
обходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздейст-
вий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не
только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и
от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принад-
лежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под
разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако, эта
мера, проблем ребенка не решает.
Вместе с тем, выполнение некоторых рекомендаций может способствовать
нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет
ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогно-
зов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом воз-
расте.

Леворукий ребенок в школе
Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тен-
денцию к увеличению. Леворукость - очень важная индивидуальная особен-
ность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспи-
тания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или
предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной
асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая
специализация в работе полушарий головного мозга.
Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенно-
сти их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитиче-
ский способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стиму-
лов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно -
пространственных заданий.
До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогиче-
скую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред
здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких
детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направ-
ление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в
школу.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее ис-
пользовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений,
возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обу-
чению. Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом
конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индиви-
дуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных
возможностей организма и личных установок ребенка.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познава-
тельной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная способность зрительно - двигательных координаций: де-
ти плохо справляются с задачами на срисовывание графических
изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как
правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти,
зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические
ошибки.
3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскла-
дывание по «полочкам».
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их
эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сни-
женная работоспособность и повышенная утомляемость.
Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что пример-
но у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе бе-
ременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность левору-
ких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У
левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и
более болезненно.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
- зрительно - моторной координации;
- точности пространственного восприятия;
- зрительной памяти;
- наглядно - образного мышления;
- способности к целостной переработке информации;
- моторики;
- фонематического слуха;
- речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в
привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Рекомендации учителям. Постановка техники письма у левшей специ-
фична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так
и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку
рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была откры-
та. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое
письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя
тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безот-
рывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется
сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает сосе-
ду, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информаци-
онное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый
глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом
зрительном поле учащегося.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует
отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в свя-
зи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые
могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, осо-
бенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному пси-
хическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учеб-
ной деятельностью.
Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
Развитие эмоционально - волевой сферы - один из важнейших компонен-
тов готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учи-
телей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенно-
сти учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно
упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называе-
мых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
Агрессивные дети. Безусловно в жизни каждого ребенка бывали
случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу,
обращается внимание на степень проявления агрессивной реак-
ции, длительность действия и характер возможных причин, порой
неявных, вызвавших аффективное поведение.
Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют
слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрес-
сивного поведения заводят весь класс, если они страдают - их плач и стоны
будут слишком громкими и вызывающими.
Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются громко и
явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить
н себя внимание.
Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоцио-
нальной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного
воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический
климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с ро-
дителями и учащимися.
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную
сферу. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня
успеваемости, которые для некоторых являются непосильными. Игнорирование со стороны
учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причи-
ной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боит-
ся идти в школу, отвечать у доски.
Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, от-
носятся:
1) природные особенности (тип темперамента)
2) социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение учителя;
- отношения окружающих.
Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование,
подвижные упражнения, музыка, а самое главное - внимание к ребенку. Родителям таких
детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.
Учащиеся группы риска в школе второй и третьей ступени.

К этой группе учащихся прежде всего относятся дети со школьной дезадаптацией.это группа детей с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации при наличиипри наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с надекватной самооценкой и проблемами в обшщении.

Выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развитияи нервно-психическими заболеваниями.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусдавливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующими индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических программ.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации внутренней регуляции, референтных и ценностных установок.

Дети с задержкой психического развития

Школьники, отстающие в обучении, характеризуются узостью знаний, отсутствием необходимых умений, а также специфичностью самого процесса мышления. При этом плохая успеваемость некоторых детей обусловлена достаточно тяжелой задержкой умственного развития. Такие ученикине являются умственно отсталыми, тем не менее они не могут усваивать программу общеобразовательной школы в том же темпе, что и их нормально развивающиеся сверстники.

Специалистами разработаны методики и методические приемы обследования детей с отставанием в обучении. К ним относятся:

  • Обучающий эксперимент на материале методики Кооса, модифицированный А. Я. Ивановой. Выявление обучаемости как одного из показателей умственно развития.

  • Диагнотика словесно-логического мышления на материале теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Выявление осведомленности, сформированности понятий, логического мышления, обобщения.

  • Анализ особенностей внутреннего плана действий Я. А. Пономарева. Выявление возможности действовать «в уме».

  • «найди место». Методика Т. В. Егоровой. Исследование способности к абстрогированию признака количества впредметном зрительно-воспринимаемом материале.

  • «Образец и правило». Методика Венгера.выявление умения руководствоваться правилом, системой условий.

  • «Корректурная проба». Тест Бурдона. Установление мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.

Методики и методические приемы обследования детей с отклонениями в поведении


© 2010-2022