- Преподавателю
- Школьному психологу
- Открытое занятие для психолога
Открытое занятие для психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нугуманова Ю.И. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытое занятие педагога-психолога "Общение - наш путь к успеху". 6-й класс
Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
-
практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
-
выработать индивидуальный стиль общения;
-
стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;
ХОД УРОКА
- Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?
- Можно ли научиться общаться лучше?
Коммуникабельность - это одно из требований современного общества.
Разыгрывается ситуация:
Двое ребят пытаются начать диалог, один из них стоит в «закрытой позе» и не проявляет интереса к собеседнику, второй пытается войти с ним в полноценный контакт.
Обсуждение:
- Сложно было общаться с человеком, не проявляющим интереса? Почему? Что мешало установить контакт?
Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.
Презентация «Как научиться общаться лучше».
В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так - глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы - не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется - ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его?
- узнайте, что он сам думает о своем поступке,
- начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»),
- никогда не критикуйте человека при посторонних - это унижает его достоинство; лучше - один на один.
- Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)
- А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные - умение понимать состояние и настроение человека по его внешнему виду.
Упражнение - разминка. Учитель раскладывает на столе маленькие записки на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов - всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).
Список состояний:
- хочу спать;
- я устал;
- я уверен в себе;
- как вы мне все надоели;
- пожалей меня;
- у меня хорошее настроение;
- обратите на меня внимание;
- а у меня по контрольной «5»;
- ой, боюсь, боюсь;
- у меня есть тайна;
- мне это нравится;
- мне скучно;
- я вам всем покажу!;
- я стесняюсь;
- ну почему все так плохо;
- ребята, давайте жить дружно.
- я влюбилась!
- мне стыдно!
- я голодный!
- мне холодно;
- мне жарко.
Обсуждение:
Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение).
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость - умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.
Упражнение «Карусель». Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая - внешний, лицом к лицу. Сейчас учитель будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем - он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, - и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.
Задания:
- поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, …;
- представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным, …);
- скажите собеседнику комплимент;
- задайте человеку один интересующий вас вопрос;
- перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
- в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы - его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
- рядом с вами - расплакавшийся ребенок, успокойте его;
- вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном.
Обсуждение
- Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?
Вывод:
- Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем?
- Я, как педагог-психолог разработала для вас рекомендации, которые вы можете использовать в повседневной жизни, и которые помогут вам наладить как можно больше правильных контактов. (Приложение 1)
Общение - наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.