Преемственность дошкольной ступени образования и начальной школьной

Идея целостной системы преемственных связей двух ступеней образования не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах. Тем не менее, семье как важному элементу системы не уделялось достаточного внимания. Сегодняшние родители, как и родители прошлых поколений, вместе со своими детьми переходят из сада в школу, из класса в класс. Ребенок приносит из детского сада или школы не только знания, навыки, отметки, но и свои переживания, настроения,...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речь педагога-психолога Валуевой Светланы Сергеевны для выступления на семинаре «Преемственность дошкольной ступени образования и начальной школьной»

внутри комплекса ГБОУ Школа № 97 г.Москвы

на тему:

«Роль работы с родителями в организации преемственности

Дошкольное образование - Школа»


Идея целостной системы преемственных связей двух ступеней образования не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах. Тем не менее, семье как важному элементу системы не уделялось достаточного внимания.

У семьи своя особая социальная роль - поддерживать душевные и эмоциональные силы ребенка по мере его вхождения в мир знаний и образования. Родители должны понимать, что в период дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в развитии детей и образовании как системе.

Сегодняшние родители, как и родители прошлых поколений, вместе со своими детьми переходят из сада в школу, из класса в класс. Ребенок приносит из детского сада или школы не только знания, навыки, отметки, но и свои переживания, настроения, новые понятия о жизни, самом себе, своих способностях и своем месте в этом мире. Все происходящее с ребенком за пределами дома через него так или иначе приходит в семью. Еще раз повторюсь, что семейная среда особенно значима для ребенка с точки зрения эмоциональной и душевной поддержки.

Игровое упражнение с участием всех присутствующих гостей «Чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?». Для того чтобы участники встречи могли определить, чьи ответы оказались наиболее близки потребностям детей, предлагаем видеопросмотр интервью на эту тему с детьми.

Анализ результатов интервью. Из высказываний детей видно, что их ожидания связаны с опекой и одобрением взрослых. Они надеются, что с началом школьной жизни близкие взрослые не отстраняться от трудностей и ответственности, не откажутся разделить с детьми часть проблем. Дети ждут любого проявления любви, доброты. Им хочется иметь право на выбор места в классе, некоторую свободу от уроков, на ошибки, на помощь родителей в подготовке уроков.

Но, как мы с вами знаем, родителям свойственно ударяться в крайности. Они либо берут всю ответственность на себя, либо считают, что раз ребенок пошел в школу значит он уже достаточно самостоятельный. Основной источник проблем, связанных с переходом ребенка из детского сада в школу, - новизна проживания ситуации для родителей и самого ребенка.

Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учебе. О том, какое участие в школьной жизни детей могут принять разные люди и обстоятельства, складываются из многих кусочков. Это и опыт собственной школьной жизни родителей. Это и истории, предлагаемые средствами массовой информации. Еще существуют образы, создаваемые родственниками, друзьями и знакомыми. Часто эти кусочки имеют выраженный черный или белый цвет, позитив и негатив. Поэтому главным направлением работы психолога дошкольного учреждения мы считаем - профилактика школьных страхов родителей: внесение конструктивных оттенков в создаваемые образы, смещение внимания родителя на понятные, земные критерии оценки ситуации и через это снижение напряженности ожидания начала школьного обучения.

По результатам опроса родителей подготовительных групп в начале учебного года нами было выявлено, что чаще всего их волнуют:

- вопросы, связанные с выбором школы, учителя;

- недостаточная осведомленность об организации процесса обучения ребенка в школе;

- недостаточная осведомленность о критериях готовности ребенка к школьному обучению;

- затруднения в определении своей роли в предшкольной и школьной жизни ребенка;

- реальные или мнимые особенности ребенка и их влияние на установление отношений в новом коллективе.

Наш опыт за прошедший период показал, что грамотно организованная профилактика значительно снижает количество индивидуальных обращений родителей за помощью. В понятии «грамотной организованной профилактики» я имею ввиду групповую и индивидуальную работу с родителями в форме консультаций и тренингов. Часть из них я предлагаю в виде раздаточного материала.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Арапова Н.А. Информация о Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования // Дошкольное воспитание, 2000 г., №3.

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П., Круглов Б. Почему учиться трудно // Семья и школа. - М., 1995.

  3. Маханева М., Князева О., И вновь о преемственности // Дошкольное воспитание, 2004 г., №6.

  4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; под ред. Е.П. Арнаутовой. - М.: ТЦ Сфера, 2006.






В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ


Как выбирать школу?

Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.

С помощью предлагаемой таблицы можно сформулировать для себя желаемый образ школы, соотнести идеальный вариант с теми, что имеются в реальности, взвесит вои возможности и принять ответственный и осознанный выбор.

Напротив каждого пункта поставьте оценку:

1 - соответствует вашему идеальному образу школы;

2 - вы могли бы согласиться;

3 - для вас это категорически неприемлемо.

Примерные критерии

Описание

Оценка

Территория школы

1. Оборудована спортивная площадка.

2. Имеется игровая площадка для младших школьников.

3. Ухоженная территория с газонами и деревьями.

4. Отсутствует оборудование на площадках.

5. Площадка нуждается в ремонте.

Внешний вид здания

1. Школа-новостройка.

2. Ухоженное здание

3. Нуждается в ремонте (или исписано неприличными словами)

Внутренний климат

1. Приветливый персонал.

2. Доступна вся необходимая информация о школе.

3. Серость, неприветливость обстановки в школе.

Педагогические кадры

1. Стабильный коллектив единомышленников.

2. Опытные учителя.

3. Текучка кадров.

4. Вновь набранный коллектив (школа-новостройка)

Порядок записи в школу

1. По месту жительства.

2. На основании вступительного собеседования.

3. Сложное тестирование.

Внешний вид школьников

1. Обязательная для всех форма.

2. Деловая форма одежды.

3. Неформальная одежда.

Особенности режима учебы в школе

1. Учеба по субботам для всех школьников.

- только для средних и старших классов;

- только для старших классов.

2. По субботам не учатся.

Внешкольные занятия

1. Наличие кружков и секций.

2. Плата за посещение кружка.

3. Кружок (секция) существует первый год.

4. Участие школьников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного масштаба.


© 2010-2022