• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Программа групповых адаптационных занятий внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО, для учащихся 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено школы «Первый раз в пятый класс»

Программа групповых адаптационных занятий внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО, для учащихся 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено школы «Первый раз в пятый класс»

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и направлена на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы, а также на развитие универсальных учебных действий у учащихся 4-х классов. Программа является авторско-составительской.Данная программа направлена на то, чтобы постепенно подготовить учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено школы, тем самым снизить для учащихся стресогенность данной ситуации. Целью программы является подготовить учащихся 4-х классов к переходу в среднее...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа групповых адаптационных занятий

внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО,

для учащихся 4-х классов

по подготовке к переходу в среднее звено школы

«Первый раз в пятый класс».


Введение


Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и направлена на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы, а также на развитие универсальных учебных действий у учащихся 4-х классов. Программа является авторско-составительской.

Внеучебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно-познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.




Пояснительная записка к программе.



Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и направлена на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы, а также на развитие универсальных учебных действий у учащихся 4-х классов. Программа является авторско-составительской.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Данная программа направлена на то, чтобы постепенно подготовить учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено школы, тем самым снизить для учащихся стресогенность данной ситуации.

Целью программы является подготовить учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено школы, снизить стрессогенность ситуации перехода в 5ый класс, подготовить учащихся к успешному прохождению адаптационного периода в пятом классе.

Основные задачи:

- формирование у учащихся представлений об обучении в пятом классе, об изменениях, с которыми учащиеся столкнуться при переходе в среднее звено

- формирование позитивного отношения учащихся к переходу в среднее звено школы

- проведение работы по снижению тревожности (в том числе школьной тревожности), работа с эмоциональным состоянием учащихся, проработка страхов учащихся, связанных с переходом в среднее звено школы

- развитие функций самоконтроля и планирования деятельности у учащихся

- развитие личностных УУД, формирование умения работать в группе сверстников

- развитие умения участвовать в дискуссионной работе

Основные принципы построения программы:

  • Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

  • Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

  • Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

  • Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Методики и техники для работы по программе:

  • создание проблемной ситуации;

  • проведение дискуссионной работы

  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

  • методы формирования функции самоконтроля;

  • методы групповой работы;

Программа представляет собой систематический курс с занятиями в группе 1 раз в неделю. Программа предназначена для проведения в течение учебного года. Общий объём программы составляет 34 занятия (34 ч). Длительность одного занятия для учащихся 40-45 минут.

Программа предназначена для проведения в 4-х классах, т.е. целевой аудиторией проведения данной программы являются учащиеся 4х классов в возрасте 10-11 лет. Программа учитывает возрастные особенности данной группы учащихся.

Программа предполагает проведение занятий в аудиторной форме, однако на каждом занятии предполагается проведение упражнений в различной форме (в том числе подвижной, интерактивной и т.д.)

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Для обеспечения более эффективной работе по программе, все занятия программы тематически разделены на смысловые блоки:

Блок № 1 .Формирование умения работать в группе сверстников, принятие правил работы в группе сверстников (2 ч)

Блок № 2. Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия (4 ч)

Блок № 3. Формирование учебной мотивации, формирование осознанного отношения к позиции ученика (5 ч)

Блок № 4. Работа с эмоциональным состоянием учащихся: «проработка» школьных страхов, помощь учащимся в осознании и «узнавании» собственных эмоций (3 ч)

Блок № 5. Формирование навыков поведения в конфликтной ситуации (5 ч)

Блок № 6. Формирование личностных УУД: развитие эмоционально-волевой сферы, развитие сознательного отношения к личностным качествам, формирование представления о личностных качествах человека (5 ч)

Блок № 7. Повторение и обобщение пройденного материала, формирование психологической готовности к переходу в среднее звено школы (10 ч)

Программа рассчитана на 34 занятия (34 ч) с периодичностью проведения - 1 раз в неделю.

Структура каждого занятия включает в себя:

  1. Вводная часть. «Приветствие». Задачей данной части занятия является формирование эмоционально-положительного фона занятия, создание условий для позитивной коммуникации учащихся на занятии. Продолжительность вводной части - 5 минут.

  2. Основная часть. Данная часть занятия направлена на непосредственную работу по теме занятия. Основная часть заданий предъявляется в игровой форме, также в ходе занятия постоянно чередуются виды деятельности для более полной работы с материалом занятия. Задания включают в себя, как индивидуальную работу учащихся, так и работу в малой группе во взаимодействии учащихся. Также большое внимание в ходе основной части задания уделяется развитию навыков ведения дискуссии.

  3. Продолжительность основной части занятия для учащихся - 30-35 минут.

  4. Заключительная часть. «Подведение итогов». В ходе данной части занятия происходит обсуждение результатов занятия, рефлексия. Данная часть занятия направлена на развитие самоконтроля учащихся, умение сопоставить индивидуальную цель занятия и результат, а также оценить трудности, возникшие в ходе занятия. Продолжительность заключительной части - 5 минут.

Ожидаемый результат в ходе проведения программы:

  • Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.

  • Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.

  • Повышение уровня их коммуникативных навыков.

  • Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Программа предусматривает развитие следующих УУД:

Личностные результаты:

  • Личностные УУД:

- развитие самостоятельности суждений, независимости в суждения, нестандартности мышления

- воспитание чувства справедливости, ответственности за себя, свой выбор и окружающих

- формирование смыслообразования, понимания мотивов обучения в средней школе

- повышение психологической комфортности обучения для учащихся

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера

- развитие возможности осуществлять личностный моральный выбор

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

- развитие целеполагания и планирования собственной деятельности в рамках заданных условий

- развитие контроля и самоконтроля

- развитие саморегуляции поведения как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

  • Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

- развитие речи, развитие речевого высказывания

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

- развитие умения аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения

- развитие умения сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием

  • Коммуникативные УУД:

- развитие умения работать в группе, умения слушать других и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

- развитие умения интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

- развитие умения разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения

  • Проведение индивидуального анкетирования учащихся по результатам прохождения программы

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления в осуществлении идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять полученные знания, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Эмоциональный отклик на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное владение, управление знаниями, умениями, навыками.




Тематическое планирование.

Занятие

Тема занятия

Примерное содержание занятия

Блок №1. Формирование умения работать в группе сверстников,

принятие правил работы в группе сверстников

Занятие № 1

«Создаём рабочую группу»

- приветствие

- упражнение «Представление имени»

- упражнение «Если весело живётся, делай так!»

- упражнение «Твоя школа такая, какой ты её видишь»

- упражнение «Пустой или полный»

- принятие ритуалов приветствия и прощания

- подведение итогов

Занятия № 2

«Принимаем правила работы в группе»

- приветствие

- упражнение «Хорошо жить по правилам»

- упражнение «Правила нашей работы»

- дискуссия по правилам работы на психологическом занятии, принятие правил групповой работы

- упражнение «Наши правила»

- подведение итогов

Блок № 2. Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия

Занятие № 3

«Наш четвёртый класс»

- приветствие

- упражнение «Прошепчи имя»

- упражнение «Найди того, кто»

- упражнение «Наша начальная школа»

- дискуссия по теме «Что мне нравится в моей школе»

- упражнение «Я хочу, чтобы в пятом классе…»

- подведение итогов

Занятие № 4

«Какой он, пятый класс?»

- приветствие

- упражнение «Плюсы и минусы»

- упражнение «Встаньте те, кто…»

- дискуссия по теме «Что нас ждёт в пятом классе»

- упражнение «Мы вместе»

- подведение итогов

Занятие № 5

«Находим друзей»

- приветствие

- упражнение «Что я люблю делать?»

- упражнение «Найди меня»

- упражнение «Настоящий друг»

- дискуссия по теме «Что такое дружба?»

- упражнение «Ищу друга»

- подведение итогов

Занятие № 6

«Мы друзья»

- приветствие

- упражнение «Вместе мы команда»

- упражнение «Ты - мне, я - тебе»

- упражнение «Портрет друга»

- упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

- обсуждение по теме «Качества друга»

- подведение итогов

Блок № 3. Формирование учебной мотивации,

формирование осознанного отношения к позиции ученика

Занятие № 7

«Моя школа»

- приветствие

- упражнение «Передай ритм по кругу»

- упражнение «Потрет группы»

- упражнение «Узнай свою школу»

- дискуссия по теме «Поведение в школе»

- упражнение «Сложная ситуация»

-подведение итогов

Занятие № 8

«Моё поведение в школе»

- приветствие

- упражнение «Правила поведения»

- упражнение «Пишем свод правил»

- обсуждение «Что делать, если в школе…»

- упражнение «Наши правила»

- подведение итогов

Занятие № 9

«Что поможет мне учиться?»

- приветствие

- упражнение «Нарисуй своё настроение»

- упражнение «Что поможет мне учиться?»

- упражнение «Правила поведения на уроке»

- дискуссия по теме «Обязательные для меня правила»

- упражнение «Рисуем вместе»

- подведение итогов

Занятие № 10.

«Я - ученик»

- приветствие

- упражнение «Кто я?»

- упражнение «Я и мы»

- упражнение «Я - ученик»

- дискуссия по теме «Трудно ли быть учеником?»

- упражнение «Какие мы ученики?»

- подведение итогов

Занятие № 11

«Легко ли быть учеником?»

- приветствие

- упражнение «Идеальный ученик»

- упражнение «Незнайка»

- упражнение «Кляксы»

- дискуссия по теме «Быть учеником интересно!»

- подведение итогов

Блок № 4. Работа с эмоциональным состоянием учащихся: «проработка» школьных страхов, помощь учащимся в осознании и «узнавании» собственных эмоций

Занятие № 12

«Чего я боюсь в школе?»

- приветствие

- упражнение «Весёлые страхи»

- упражнение «Чего я боюсь?»

- упражнение «На ошибках учатся!»

- упражнение «Рисуем слово»

- подведение итогов

Занятие № 13

«Побеждаем страхи»

- приветствие

- упражнение «Если весело живётся, делай так!»

- упражнение «Я - победитель»

- упражнение «Рисуем свой страх»

- упражнение «Победи свой страх»

- подведение итогов

Занятие № 14

«Трудно ли быть учителем?»

- приветствие

- упражнение «Идеальный учитель»

- упражнение «Слушаем внимательно»

- упражнение «Интервью с учителем»

- упражнение «Чем я похож на учителя»

- упражнение «Спасибо учителю!»

- подведение итогов

Блок № 5. Формирование навыков поведения в конфликтной ситуации

Занятие № 15

«Учимся общаться»

- приветствие

- упражнение «Назови чувство»

- упражнение «Пойми меня»

- упражнение «Испорченный телефон»

- упражнение «Письмо»

- подведение итогов

Занятие № 16

«Конфликт или взаимодействие»

- приветствие

- упражнение «Ты - мне, я - тебе»

- упражнение «Конфликт или взаимодействие»

- дискуссия по теме «Как избежать конфликта?»

- упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?»

- подведение итогов

Занятие № 17

«Справляемся с негативными эмоциями»

- приветствие

- упражнение «Какие бывают негативные эмоции?»

- упражнение «Превращаем негатив в позитив»

- упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»

- упражнение «Рисуем обиду»

- упражнение «Знакомство с закрытыми глазами»

- подведение итогов

Занятие № 18

«Мои позитивные эмоции»

- приветствие

- упражнение «Рисуем настроение»

- упражнение «Наше хорошее настроение»

- упражнение «От улыбки…»

- упражнение

Занятие № 19

«Мы волшебники. Превращаем негатив в позитив»

  • Приветствие

  • упражнение «Нарисуй и выкини своё плохое настроение»

  • упражнение «Протяни руку помощи»

  • упражнение «Меняем настроение»

  • упражнение «Без друзей меня чуть- чуть!..»

  • подведение итогов

Блок № 6. Формирование личностных УУД: развитие эмоционально-волевой сферы,

развитие сознательного отношения к личностным качествам,

формирование представления о личностных качествах человека

Занятие № 20

«Что я знаю о себе?»

  • приветствие

  • упражнение «Какой я? 10 фактов обо мне»

  • дискуссия по теме «Что я знаю о себе? Что я знаю о других?»

упражнение «Определение типа темперамента»

упражнение «Найди свой темперамент»

  • упражнение «Плюсы и минусы»

- подведение итогов

Занятие № 21

«Что я знаю о себе?» - 2

  • приветствие

  • упражнение «Найди пару»

упражнение «Угадай мелодию сердца»

  • упражнение «Общительный ли я человек?»

  • дискуссия по теме «От чего зависит общительность?»

  • упражнение «Ищу положительное в себе!»

- подведение итогов

Занятие № 22

«Что я знаю о других?»

  • приветствие

  • упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»

  • упражнение «Командная игра»

  • упражнение «Самый неожиданный факт обо мне»

  • дискуссия по теме «Я и другие. Живём в мире»

  • упражнение «Коллективное письмо»

  • упражнение «Встреча со звездой»

  • подведение итогов

Занятие № 23

«Мои помощники в учёбе»

  • приветствие

  • дискуссия по теме «Что нам помогает учиться?»

  • упражнение «Внимательный ли я?»

  • упражнение «Проверяем память»

  • упражнение «Дедуктивный метод»

  • упражнение «Сходства и различия»

  • подведение итогов

Занятие № 24

«Я умею учиться, я умею работать в команде»

  • приветствие

  • упражнение «Вавилонская башня»

  • упражнение «Записка»

  • упражнение «Встреча с марсианами: правила марсианской жизни»

  • обсуждение по теме «Что нам помогло в работе»

  • подведение итогов

Блок № 7. Повторение и обобщение пройденного материала,

формирование психологической готовности к переходу в среднее звено школы

Занятие № 25

Проверь себя!

  • Приветствие

  • упражнение «Мозговой штурм»

  • «Определение общей осведомлённости»

  • упражнение «Найди пару»

  • упражнение «Найди лишнее»

  • упражнение «Оцени свою работу»

  • подведение итогов

Занятие № 26

«До свидания, начальная школа»

- приветствие

- упражнения «Слова прощания»

- дискусия по теме «Что хорошего мы запомним?»

- упражнение «Багаж»

- упражнение «Рисуем школу»

- подведение итогов

Занятие № 27

«Мой будущий пятый класс»

  • приветствие

- упражнение «Я выбираю!..» (социометрическое исследование)

  • дискуссия по теме «Трудно ли делать выбор и почему?»

  • упражнение «Выбери меня!»

  • дискуссия по теме «Почему обидно, когда тебя не выбирают?»

  • упражнение «Наш класс»

  • подведение итогов

Занятие № 28

«Чего я боюсь в пятом классе?»

  • приветствие

  • упражнение «Собираем и выкидываем страхи»

  • дискуссия по теме «Что изменится при переходе в пятый класс?»

  • упражнение «Контраргумент»

  • упражнение «Представляем будущее»

подведение итогов

Занятие № 29

«Пятый класс - это здорово!»

  • приветствие

  • упражнение «5 плюсов»

  • упражнение «Превращаем негатив в позитив»

  • упражнение «Мои мысли о пятом классе»

  • дискуссия по теме «Почему мне будет хорошо в 5 классе?»

  • подведение итогов

Занятие № 30

«Какие навыки будут нам нужны в пятом классе?»

  • приветствие

- упражнение «Мои качества характера»

  • дискуссия «Какие качества мне помогут хорошо учиться в 5 классе?»

  • упражнение «Моя ответственность»

  • упражнение «Я умею, я могу!»

  • подведение итогов

Занятие № 31

«Учусь учиться. Часть 1»

  • приветствие

  • упражнение «План и действие»

  • упражнение «Планируем будущее»

  • упражнение «Мой распорядок дня»

  • дискуссия по теме «Почему нужно уметь планировать свои действия?

  • Подведение итогов

Занятие № 32

«Учусь учиться. Часть 2»

  • Приветствие

  • упражнение «Оцени себя»

  • упражнение «Я хороший ученик»

  • дискуссия по теме «Для кого я должен учиться?»

  • упражнение «Мой выбор»

  • подведение итогов

Занятие № 33

«Я готов к 5 классу»


  • приветствие

  • упражнение «Рисуем настроение»

  • упражнение «Мы готовы!»

  • дискуссия по теме «Мой пятый класс» и заполнение анкеты «Мои мысли о пятом классе»

-подведение итогов

Занятие № 34

«Ура! Впереди 5 класс!»

  • приветствие

  • групповая развивающая игра «Остров надежд»

-заполнение индивидуального анкетирования

  • подведение итогов






















Список используемой литературы:

  1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31

  2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. -М.: Генезис,1998

  3. Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9

  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. -М.: Новая школа,1993

  6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2008.

  7. Ерохина М.С., Середа Е.И. Игровые технологии в работе с детьми групп риска. Методическое пособие. -Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006.

  8. Монина Г.Б., Лютова, Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). -СПб.; Издательство «Речь», 2007.

  9. Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? -2-е изд.-М.: Генезис, 2010.

  10. Фопель Клаус На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны. Отношение к телу / Пер. с нем. -М.: Генезис, 2008

  11. Фопель Клаус На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество. / Пер. с нем. -М.: Генезис, 2008.

  12. Фопель Клаус Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. -Генезис, 2005.

  13. Князева Т.Н. «Я учусь учиться» М., 2004.

  14. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003.

  15. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.

  16. Тихомирова Л.Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М., 2000г.

  17. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.

  18. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. - М.: Генезис, 2004.

  19. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2005.

  20. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4-е классы). - М.: Генезис, 2005.




Приложение.

Материалы для проведения программы.

Описание упражнений, материалы для проведения занятий и т.д.


Упражнение «Если весело живётся, делай так».

При проведении данного упражнения используется текст и музыка детской песни «Если весело живётся, делай так».

Если весело живется, делай так

(два хлопка в ладоши).

Если весело живется, делай так

(два хлопка в ладоши).

Если весело живется,

мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так

(два хлопка).

Танец-песня «Делай так».

Все куплеты песни имеют одинаковые слова, но разные движения.
1 куплет
Если весело живется, делай так (на слова - идём в круг, после слов - остановка и два хлопка в ладоши).
Если весело живется, делай так (идём из круга, снова два хлопка в ладоши).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся (одновременно со словами приседаем, чуть пружиня в коленях, с небольшим разворотом то вправо, то влево),
Если весело живется, делай так (одновременно со словами кружимся на шагах вокруг себя и два хлопка в ладоши).
Все остальные куплеты будут отличаться только движениями:
во втором - два щелчка пальцами; в третьем - два хлопка по коленям; в четвертом - два притопа ногами Или так Во втором - подпрыгнуть 2 раза(прыг-скок), в третьем - присесть_встать (сели-встали) …В пятом куплете нужно допеть:«крикни "хорошо!"»,
А шестой куплет - заключительный.
После каждой строчки: «Если весело живется, делай всё!»- выполнять все действия, которые выполнялись в предыдущих куплетах:
два хлопка в ладоши, два щелчка пальцами, два шлепка по коленям, два притопа и крик «хорошо!».





Материал к упражнению «Представление имени»

МОЁ ИМЯ:



Мне нравится моё имя, потому что:

___________________________________________________________________________________




Рисуем имя:

















Материал к упражнению «Правила нашей работы»

НАЗВАНИЕ НАШЕЙ ГРУППЫ:

______________________________________


СВОД ПРАВИЛ НАШЕЙ ГРУППЫ:

1 ПРАВИЛО:__________________________

_______________________________________

2 ПРАВИЛО:__________________________

_______________________________________

3 ПРАВИЛО:__________________________

_______________________________________

4 ПРАВИЛО:__________________________

_______________________________________

5 ПРАВИЛО:__________________________

_______________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, обязуемся выполнять правила нашей группы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НАША РАБОТА - НАШИ ПРАВИЛА!!!

Материалы к групповой развивающей игре «Остров надежд» (авторская разработка)

Ход игры:

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие на один замечательный остров - Остров Надежд! Путешествие нам предстоит увлекательное, но сложное, и чтобы выполнить все задания вам потребуется быть по-настоящему дружной Командой путешественников.

Итак, наше путешествие начинается… Нам предстоит, как настоящим путешественникам плавание на корабле Дружбы. Но, как известно, плавание в открытом море может быть сложным и опасным, поэтому лучше проверить сначала вашу Дружную Команду на берегу.

Испытание № 1 для вашей Команды. Сейчас нам предстоит проверить, как ваша дружная команда справится с испытанием, которое потребует от вас чудес взаимопонимания и умения общаться в команде… без слов.

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Итак, команда! Запомните два правила: разговаривать и переписываться вам нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. Проверим, сможете ли вы понять друг друга без слов? Задание № 1. Постройтесь сейчас, пожалуйста, максимально быстро в шеренгу по росту, от самого высокого к самому низкому участнику команды. Напоминаю, разговаривать нельзя! Начали!

О, с этим заданием вы отлично справились! Вижу, в вашей команде присутствует дух взаимопонимания и вам можно переходить к более сложному заданию. Задание № 2. Постройтесь, пожалуйста, в шеренгу… по дате своего рождения от самого старшего участника вашей команды к самому младшему. Напоминаю, разговаривать, писать что-либо нельзя, общение только с помощью мимики и жестов!

Ну что же! Вы справились и с этим заданием! А это означает, что к плаванию по морям Открытий Вы готовы! Команда, Дружных мореплавателей, мы отправляемся в путь…

Как известно, море готовит испытания, для моряков, впервые отправившихся в путешествие… Вам выпало тяжёлое испытание - Море трудностей!..

В чём суть этого испытания вы пока не знаете, но для этого испытания Вам сейчас нужно выбрать только одного человека из Вашей Дружной Команды, который сможет спасти вас в этом испытании, только одного человека, которому вы все безоговорочно доверяете и на кого можете возложить эту ответственность. Ваша задача сейчас - выбрать этого человека. Но нужно поторопиться, поэтому у вас есть только минута для этого. Итак, определяйтесь!

Вы определились! Вот он, Капитан вашей команды на это испытание!

А вот и испытание… Команда, становитесь, пожалуйста, в круг! Огромное чудище решило похитить наш корабль и опутало все паутиной. Ведущий проходит с клубком ниток и обматывает руки (а иногда и талию) участников ниткой. Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась "паутина".

Капитан, выручай свою дружную команду! Паутина злого паука отлипнет от человека только в том случае, если спаситель назовет какую-то хорошую черту его характера. Ваш спаситель сейчас возьмет клубок и начнет сматывать паутину. Как только спаситель доберется до кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать ваше хорошее качество и только потом распутать вас.

Команда, вы опять отлично проявили себя! Ваша команда дружная, умеет доверять друг другу, каждый член вашей команды обладает замечательными качествами… А значит море вам по колено!.. Мы готовы к путешествию!

Начинает самый сложный этап нашего путешествия… И чтобы всё прошло успешно, вам сейчас необходимо разделиться на 3 группы, и каждой группе надо будет хорошо потрудиться, чтобы наша команда достигла цели своего путешествия. Распределит по группам вас сейчас Судьба, которая, как известно, помогает путешественникам! Сейчас я каждому из вас в кулак вложу метку Судьбы. Метки будут трёх цветов. Посмотреть цвет метки вы сможете только по моей команде. Как только, я скажу, что можно посмотреть метки, вы одновременно раскрываете кулаки, и те, у кого будут метки одинакового цвета, становятся одной группой.

Группы, помните при своей работе, что вы не соперники с другими группами, и хотя вы будете работать по 3 разным направлениям, но ради одной единой цели вашей команды. Только вместе вы достигнете цели нашего путешествия!

Итак, группа № 1. Вы отвечаете за Корабль, на котором Ваша команда оправилась в плавание. Вот он Ваш прекрасный парусник! Сейчас у вас будет … минут, за которые Вы должны будете придумать Вашему паруснику такое, чтобы оно помогло Вам в долгом и трудном пути, напишите это название на борту корабля. Также придумайте девиз для нашей Дружной команды, который будет помогать Вам в долгом плавании. А также наполнить ветром ваши паруса. Но ветер у нас особый, чтобы он был попутным, Вам необходимо придумать те правила общения и совместного существования Дружной команды на корабле, которые помогут Вам быть по-настоящему дружными и справиться со всеми трудностями, правила Дружбы и взаимопонимания 5 «А» класса и написать их на парусах корабля. Затем выберите капитана вашей группы, который потом выйдет и расскажет нам про результаты работы вашей группы.

Группа № 2. У вас задание не менее сложное и ответственное! Как известно, мореплавателю никогда не достигнуть цели, если у него не будет Карты. Вам предстоит составить Карту вашего пути, которая приведёт к цели Вашу дружную команду. Но карта эта будет необычная. Напишите сейчас на карте названия, островов, морей, материков и других географических объектов рисуют карту с придуманными названиями островов и океанов, морей, которые нужно пройти, чтоб достигнуть умения взаимодействовать и вежливо общаться в вашей дружной команде. Не забудьте выбрать капитана вашей группы, который сможет отчитаться потом о результатах вашей работы.

Группа № 3. От вас также зависит успех всего путешествия. Перед Вами Карта острова Надежд. Вам известно, что он омывается следующими морями: Море Учения, Море общения, Море интересов и Увлечений и Море Мечты. А Вам предстоит исследовать весь остров Надежд и придумать, какие географические объекты есть на вашем острове (горы, реки, населённые пункты и т.д.), как они называются, чтобы каждый путешественник, попадающий на Ваш остров, познакомившись с этими объектами, смог бы увидеть какой он Ваш Остров Надежд, какие пятиклассники на нём обитают, о чём думают, чем увлекаются, о чём мечтают, какие дружные жители этого острова, чтобы любой путешественник-пятиклассник захотел бы остаться на этом острове. Выберите капитана Вашей группы, который сможет потом нам доложить о результатах Ваших географических исследований.

Итак, дорогие наши путешественники, благодаря стараниям каждого члена Вашей Дружной Команды в конце нашего путешествия Вы все оказались на замечательном острове Надежд на отличное обучение в ПЯТОМ классе. От Вас всех зависит каким именно будет этот остров! Желаю Вам, чтобы на этом острове вы построили Страну Дружбы и Взаимопонимания!

Материалы к игре «Остров Надежд»

Программа групповых адаптационных занятий внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО, для учащихся 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено школы «Первый раз в пятый класс».

















Программа групповых адаптационных занятий внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО, для учащихся 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено школы «Первый раз в пятый класс».









Программа групповых адаптационных занятий внеурочной деятельности, проводимой в соответствии с ФГОС НОО, для учащихся 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено школы «Первый раз в пятый класс».

© 2010-2022