Статья: Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе психолога

Раздел Школьному психологу
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АСтатья: Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе психолога.рт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе психолога

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы, можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга - главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример - Стоунхендж. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника - мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса - мандала, компас - мандала, снежинка под микроскопом и радужка человеческого глаза - также мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. В настоящее время многие специалисты в области искусства, археологии, антропологии, психотерапии и психологии продолжают традицию изучения мандал. Мандалы могут быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бума­ге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса. В некоторых случаях их делают объемными из бронзы или глины, а в наши дни - также с помо­щью компьютерных программ. В зависимости от сюжета, мандалы могут иметь совершенно разные формы. Хотя в основном они считаются существенными объектами для медитации, для некоторых людей они являются высшей формой искусства, формой самовыра­жения и обнаружения собственной сущности. Существуют бесконечное число мандал, как и форм понимания самого себя. Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности и считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознатель­ное «Я» хочет быть защитником соз­нательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые за­частую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного со­держимого. Так, например, ман­далами являются, например, те абст­рактные рисунки или каракули, кото­рые мы бессознательно рисуем на ли­сте бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, кото­рая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше су­ществование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются про­стые геометрические фигуры (обыч­но квадрат, окружность или спираль). Благодаря своей уникальной кон­центрической форме мандала являет­ся идеальной моделью для медита­ции, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, кото­рые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, на­пряжений и неспособности концент­рироваться. Кто рисует время от времени ка­рандашом или красками или кто пом­нит, как делал это в детстве, знает, ка­кое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавлива­ем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами - будь то позитивные или негативные чувства, - которые могут нахлынуть на нас во время творческого процес­са. Таким образом, исчезает напряже­ние, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креатив­ны, также могут понять, что у них есть творческая жилка. Одно из главных преимуществ работы с мандалами - это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. Мандалы хороши как для детей так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

  • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал - раскрасок)

  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)

  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)

  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

  • При проблемах самооценки

  • При ощущении внутреннего дисбаланса

  • Активизация ресурсных состояний личности

  • При страхе потерять контроль над собой

  • При пессимизме и депрессии

  • При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии

  • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).

  • При ощущение жизненного тупика

  • Психокоррекция страхов и тревог

  • Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)

  • Сопровождение адаптации

  • Семейные ситуации

  • Психосоматические проблемы

  • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества

  • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

  • Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

  • Воспитание терпеливости и аккуратности

  • Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

Так как мандалы превращают силы архе­типа подсознательного в формы, ко­торые можно сознательно ухватить, потрогать и понять с помощью созна­тельного «Я», то интерпретация творческого результата при работе с мандалами возможна также, как в других проективных методиках (выбор цвета, материала, штриховки, символика образов, названий). Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, раскрывают много информации о личности обратившегося клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Этот вы­бор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни. При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Мы не должны забывать, что в младенче­стве чувства выражать легче. Это происходит из-за того, что взрослы­ми движет разум и они большое зна­чение придают эстетическим крите­риям. Многие подростки, взрослые, которые впер­вые рисуют мандалу, подавляют как раз это открытое выражение чувств, раздумывают, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченная работа получи­лась гармоничной и красивой. Но, когда творчество пробуждает Внутреннего Ребёнка, начинается сам процесс «исцеления». При интерпретации мандалы нужно помнить что, прежде всего первый шаг, это нари­совать мандалу, не думая о значении цветов, которые мы выбираем, или об эстетике окончательной работы. Мы должны отталкиваться от структуры мандалы, от формы, которую запол­няем нашими чувствами, нашим со­стоянием в данный момент. После завершения рисования можно воспользоваться интерпретацией цвета Люшера, прочитать о значении символов и знаков, но очень важно спросить у автора, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить. Работая с ассоциациями, психолог будет иметь возможность сформировать картину состоя­ния личности, определить конкретную проблему клиента в данный момент. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. В случае необходимости предлагается повторная встреча. Когда у клиента, и у самого психолога уже есть опыт рисования мандал и известны душевные процес­сы, с которыми связаны цвета, можно сделать иначе: зная эмоциональное состояние личности, можно выбрать определен­ные цвета для стимуляции или нейт­рализации этого чувства, тем самым направленно организовать психокоррекцию цветом. При организации работы с мандалами есть определённые подготовительные шаги. Прежде всего, необходимо спо­койное и уединенное место, где при­сутствие других людей не сможет пре­рвать работу. Это поможет лучше ус­тановить связь со своими чувствами, что очень важно. Также оказывается очень эффек­тивным и расслабляющим прослуши­вание музыки во время рисования, так как это делает нас более воспри­имчивыми к нашему внутреннему ритму, таким образом, мы вливаемся в процесс заполнения нарисованных форм своим состоянием души, свои­ми желаниями и стремлениями. Но, если мандалы рисуются в группе, это необходимо делать в тиши­не, так как работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами. Мандала всегда должна быть напи­сана, нарисована для самого себя, так как с ее помо­щью нам хочется наладить что-то в своем внутреннем мире. Однако, если несколько членов семьи или друзей на­рисовали свои мандалы, можно объе­динить их все в один общий рисунок. Однако если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняют­ся и то, что раскрывает мандала в по­недельник, не обязательно будет вер­но для вторника. Простой способ начать работу - это на­рисовать круг. Он может быть на листе, и может быть вырезанным. Рекомендуется всегда начинать с круга, чтобы потом сконцентриро­ваться на этой форме или дополнить его, создав сложную игру линий и форм, геометрических фигур. Цвет, который мы наносим на одном участке, должен оставаться таким или измениться, создавая рису­нок на всей мандале. Помните, не существует «хоро­ших» или «плохих» мандал! Мандала, полная визуальных эффектов и художественных форм, будет так же хороша и насыщена смыслом, как та, которая содержит лишь, например, треугольник, впи­санный в круг. Выбор цвета свободный: как только перед нами мандала в черно-белом цвете, мы выбираем цвет, кото­рый нас больше всего привлекает, стараясь не думать во время этого. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием. Возможно, в процессе работы воз­никнет какой-нибудь тон, о котором мы не думали или даже который нам не нравится. Возможно, мы почувст­вуем раздражение, данный цвет и его значение появятся в мандале тем или иным образом, поэтому мы должны избегать размышлений и позволить цветам возникать самим. Опытный психолог в психокоррекционных целях может сделать на­оборот: выбрав определенные цвета, с которыми необходимо работать конкретному ребенку, подростку, взрослому. Напри­мер, использовать те цве­та, которые не нравятся, и проработать конфликтную составляющую или использовать цве­та времен года или праздников. С другой стороны, может быть, посмотрев на мандалу в черно-белом варианте, клиент вообще не захочет вообще до­бавлять цвет. В этом случае можно пофантазировать вооб­ражая цвета, которыми можно было бы раскрасить мандалу, или сосредотачива­ясь на ее контурах, сочинить сказочную историю, стихотворение для этой фигуры - эта медитативно - ресурсная работа также даст ощущение спокойст­вия и стабильности. Со временем и с опытом, возмож­но, клиенту захочется самостоятельно создавать свои собст­венные мандалы, поэтому мы можем рисовать фор­мы и затем раскрашивать их, прикле­ивать цветную бумагу, фотографии, ракушки, песок, листья деревьев, цве­ты, ткань, создавать альбом мандал, анализируя жизненные процессы личности. При этом ва­жен не тип предметов и материалов из чего создана мандала, а возможность выразить свои чувства. Воображение не ограничивается, любой выбранный материал для мандалы будет служить путем к внут­реннему миру и быть не только физическими и осязаемыми объектами, но и образами ума, чувств, эмоций, снов и т.п. Как только мандалы закончены, мы можем например, вставить в рамку те, кото­рые нам особенно нравятся (рамка не должна быть слишком изящной, что­бы не отвлекать внимание от сущно­сти мандалы), обрезать, чтобы сделать их подвижными или повесить их на стену. Важно! Мандала завершена, когда, по­смотрев на нее, клиент чувствует удовле­творение от созерцания.



Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы:

  1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько - пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

  2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.

  3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.

  4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

  5. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанные с процессом работы.

  6. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия.

  7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.

  8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

  9. После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)

Мандала - это не­что большее, чем просто рисунок, выполненный на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала - это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойст­вия, чтобы человек чувствовал себя таки­ми же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую цен­ность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога.

МАНДАЛЫ (рисуем карандашами)

Довольно часто мы оказываемся в ситуациях, когда не знаем, что предпринять. Вы безуспешно просите ребенка не мешать вам готовиться к приходу гостей или ведете его, плачущего, к стоматологу; «ломаете голову» над тем, как успокоить не в меру обидчивую дочь; не можете утихомирить гиперактивного сына… Попросите его раскрасить особый узор в круге (мандалу). Это не просто геометрический рисунок, как может показаться на первый взгляд. Это своего рода древняя духовная традиция. В мандале заключен определенный философский смысл, гармония, примирение с миром. Рассматривая и раскрашивая мандалу, человек внутренне успокаивается, сосредотачивается и "заряжается" положительной энергией. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от сиюминутного состояния души и тела. Если грустно, цветовая гамма будет одной, а если весело - совершенно другой. Дайте мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не может сосредоточиться… Результат вас не разочарует

Рекомендуемая литература для работы по методу мандалы: 1. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.- М.: АСТ; Астрель, 2007 2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, 2002. - 144 с. 3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19. 4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28. 5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31. 6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. - Германия, Равенсбург, 2004 7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»)

8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. - С. 95-182. 9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. - С. 211-283.


© 2010-2022