- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Особенности гендерного обучения школьников
Статья Особенности гендерного обучения школьников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Большакова В.В. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В.В. Большакова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Раздельное обучение - практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, иногда даже в разных учебных заведениях или учебно-воспитательных учреждениях. Чаще всего речь идёт о среднем образовании. Существуют доводы как «за», так и «против» подобной практики обучения.
Гендерный подход при этом рассматривается как направление исследования, согласно которому все аспекты социальности и культуры могут иметь гендерное измерение. Базисом гендерного подхода выступает представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.
Раздельное обучение практиковалось в Российской империи почти во всех средних учебных заведениях. Объём знаний, которые давались в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, были меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений. В РСФСР в мае 1918 введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого. Образование в СССР оставалось таким и впоследствии. В 1943 в условиях Великой Отечественной войны раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столицах союзных республик и крупных промышленных городах. Реформа затронула малую часть учащихся. По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. Было принято решение отменить проведение реформы. 1 июля 1954 было возрождено совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года. В СССР образование оставалось совместным до конца его существования. Является оно совместным и в Российской Федерации, за исключением некоторых школ, в которых существуют классы с раздельным обучением.
Школа - место, где дети получают не только знания, но и социальные навыки. Очень многие установки, усвоенные в школьном возрасте, остаются у людей на всю жизнь. При раздельном обучении школьники перестают конкурировать в классе, но такое обучение лишает мальчиков и девочек возможности общаться друг с другом в учебной среде. Отсутствие конкуренции и возможности проявить себя перед противоположным полом снижает успеваемость. Кроме того, само по себе разделение классов на "мужские" и "женские" вынуждает детей задумываться, чем принципиально различаются ученики разного пола с точки зрения школы и образовательного процесса, что в конечном итоге укрепляет ложное представление о "естественной" разнице в процессе обучения у людей разного пола. Так же, наличие в одном классе одного гендера приводит к замещению ролей. Мальчики становятся более капризными и пассивными, а девочки более агрессивными, подвижными и активными.
Исследования показывают, что раздельное обучение, как правило, улучшает результаты мальчиков-школьников, а уровень успеваемости девочек находится значительно ниже. Разделение по полу усиливает гендерные стереотипы и легитимизирует сексизм на институциональном уровне - утверждают учёные. На мой взгляд, технологии раздельного обучение мальчиков и девочек требуют тщательной доработки: включения в раздельное обучение общих факультативных занятий, мероприятий, внеурочной занятости школьников; проведения совместных интеллектуальных игр, круглых столов, конкурсов, спортивных эстафет, концертов, вечеров и активного сотрудничества и взаимодействия между классами в целом.