ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

 По мере того как совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Все это заставляет обратить особое внимание на предоставление детям условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких дви­жений пальцев.   Задачей умственного развития является формирование па­мяти, внимания, мышления. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед  нами...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донская Марина Викторовна

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Учеными доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. По мере того как совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Все это заставляет обратить особое внимание на предоставление детям условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких дви­жений пальцев.

Задачей умственного развития является формирование па­мяти, внимания, мышления. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед нами стоит задача - предоставить каждому ребенку возмож­ность радостного и содержательного проживания периода до­школьного детства. Это значит, что взаимодействие педагога с детьми должно осуществляться с учетом того, что каждый возраст имеет наиболее благоприятные возможности для получе­ния знаний, для овладения определенными умениями и навы­ками, которые выступают в качестве средства детского разви­тия.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказы­ваются меньшими. Такие дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмо­циональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, способствует возникновению школьных трудностей, а при хорошо развитой речи ребенку будет легче учиться в школе, адаптироваться к услови­ям новой для него жизни, поэтому считаю своим долгом «ухватить сензитивный период за хвост» и дать своим детям как можно больше нагрузки на мелкую и крупную моторику рук.

М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга »[3]. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Так, Л.В. Фомина обнаружила, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадает не всегда). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Современные врачи психиатры проводят интересные тесты для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни. Они проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два или три («сделай вот так» - и показывают, как это нужно делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные»), то это - не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями пальцев. Исследо­вания физиологии мозга и детской психологии показали, что ключом к развитию умственных способностей ребенка являет­ся его личный опыт в первые три года жизни, то есть тогда, когда развиваются мозговые клетки. Никто не рождается ге­нием - все зависит от стимуляции и степени развития мозга в решающие годы жизни. Мотивируя этим, всегда стараюсь набирать группу детей в возрасте 2-3 года. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 - 2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Поэтому, педагог проверяет развитие мелкой моторики рук. Для этой цели используются следующие упражнения: одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук), и др. В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). Отмечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук. Например, если ребенок закусывает губу или язык и т.п., то это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы. Это, можно сказать, универсальная диагностика, которая применяется нами для всех возрастных групп три раза в год - во второй декаде сентября, в начале декабря и в конце апреля. Показатели заносятся в тетрадь, по результатам которых дети делятся на три группы. Это необходимо для самостоятельных упражнений с детьми и упражнений с подгруппами.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально - ритмические движения).

Для работы по формированию сложно координированных дви­жений руки берем на заметку следующие рекомендации:

    • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определен­ную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка зани­маться «через силу» неэффективно.

    • Выполнение упражнений должно быть регулярным.

  • Занятия должны быть только совместными.

  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.

    • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

  • Очень важны: участие и ободряющее поведение взрослого.

  • Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее ри­сунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

Для развития тактильного восприятия мы оборудовали группу: набором пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки), цветными клубочки ниток для перематывания, деревянными игрушками, мозаиками по возрастающей сложности, пазлами, набором бус, бисера, пуговиц, наборами веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков, наборами мелких игрушек (узнавание предметов на ощупь), дощечками с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовыми или деревянными палочками для выкладывания узоров по образцу, оборудованными уголками для лепки из глины или пластилина.

Дети нашей подготовительной группы очень любят пальчиковый театр сказок, и если в младших группах они были, в большинстве случаев, зрителями; то сейчас - они только «актеры».

В пальчиковом репертуаре наших детей есть не только сказки, а также озвученные пальчиками стихотворения и потешки.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры Они очень эмоциональные, простые, доступные. Пальчиковые игры как бы отражают объектив­ную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внима­ние на одном виде деятельности. Изучив массу методической литературы, мы отобрали только те пальчиковые игры, которые нравятся нашим детям и создали из них картотеку. Самые любимые: «строитель», «разорви лист по линиям», «гармошка»: Нужно взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовал ось, поместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторо­ну. Задача ребенка - не дать «гармошке» остановиться, все время, совершая сводящие и разводящие движения пальцами. Именно в эту игру, дети предпочитают играть подгруппой до пяти человек, как мы называем - «творческий коллектив гармонистов».

Дети в нашей группе очень любят статические пальчиковые игры. При определенном уровне подготовки они достаточно быстро и правильно выполняют все положения. Но особенно им нравится выполнять пальчиковые игры на скорость.

Например, я говорю в быстром темпе: «Бинокль, стол, очки». Дети в таком же быстром темпе выполняют, указанные мной, положения, но это возможно лишь с хорошо знакомыми движениями.

Более сложные, выполняем медленно, рассматривая со всех сторон. Очень хорошие пальчиковые игры были найдены мной в книге С.Е. Большаковой «Формирование мелкой моторики рук». Там наряду с простыми и хорошо знакомыми мне положениями, такими как «бочка», «очки», «стул», были найдены и апробированные - «всадник на лошади», «малыш взбирается на дерево», «полет птицы» и другие очень интересные мне и моим детям игры.

В уголке познания у нас есть столик для составления фигурок из счетных палочек. Дети вначале выкладывают на столе по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, фи­гуры: кубик, ваза, лодочка, юбочка и др.

Однако, теневая игра, занимает ведущее место в рейтинге любимых пальчиковых игр наших детей. Исходя из прежнего опыта, мы стараемся проводить игры со светом и тенью в осенне-зимний период, преимущественно во вторую половину дня. В групповой комнате устанавливается экран (магнитная доска), на расстоянии 3,4 метра располагается источник света (проектор диафильмов), примерно посредине производятся движения рук, от которых и падает тень на освещенный экран. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Каждый из детей старается не только повторить хорошо знакомые фигуры (птица, собака, гусь), но и придумать свои, обосновать, дать название.

Вся эта работа, в которую включаются не только не только воспитатели группы, но и активная работа родителей приводит к определенным результатам. Просматривая сравнительную диагностику звукопроизношения и мелкой моторики пальцев за три года, можно отметить устойчивую положительную динамику. Так в 2008-2009 учебном году исправить звукопроизношение удалось у 13 % детей, степень развития мелкой моторики возросла на 10 %, в 2009-2010 году соответственно 16 и 11%, исходя из данных диагностики, которая проходила в декабре 2010 года, количество детей, чисто произносящих все звуки родного языка, увеличилось на 14 %, а мелкая и крупная моторика возросла на 9 % . Мы убеждены, что в конце апреля, при заключительной диагностики этот процент значительно увеличится.

Считаем, что развивая речь через развитие мелкой моторки рук, мы в первую очередь развиваем психомоторные функции, так как именно они составляют базис для формирования и становления мышления. Первые зачатки мышления - это «мышление руками», решение первых мыслительных задач и от того как будут развиваться мышечно-двигательные функции, зависит вся мыслительная деятельность ребенка.

Список литературы

1.Большакова, С.Е.Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения -М.: ТЦ Сфера, 2006.-64 с.

2.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Практические вопросы детской психологии - СПб.: Питер, 2009.-208 с.

3.Кольцов, М.М.Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка - М., 1973, 132с.



ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

© 2010-2022