Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. Что такое психологическая готовность к школе?

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

"Что такое психологическая готовность к школе?"

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовиться к школе, если:

n беременность и роды протекали с осложнениями;

n ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;

n ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;

n ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;

n вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

Психологическая готовность к обучению в школе включает:

  • интеллектуальную готовность;

  • мотивационную готовность;

  • волевую готовность;

  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7-и годам ребенок должен знать:

n свой адрес и название города, в котором он живет;

n название страны и ее столицы;

n имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

n времена года, их последовательность и основные признаки;

n названия месяцев, дней недели;

n основные виды деревьев и цветов.

n ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность

подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

  • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

  • Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

  • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок "не наигрался". Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые "не наигрались", придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

  • Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность

предполагает наличие у ребенка:

n способностей ставить перед собой цель,

n принять решение о начале деятельности,

n наметить план действий,

n выполнить его, проявив определенные усилия,

n оценить результат своей деятельности,

n а также умения длительно выполнять

не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность

проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

n чрезмерная игривость;

n недостаточная самостоятельность;

n импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

n неумение общаться со сверстниками;

n трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

n неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

n низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

n плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

n недостаточное развитие произвольной памяти;

задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь дошкольнику?

1. Выбор школы и программ.

n Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить еще год в детский сад. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору программ: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

n Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Коллектив.

n Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


Как подготовить малыша к школе

n Научите чадо различать право-лево.

n Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

n Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.

n Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.

n Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

n Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

n Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

n Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 40 - 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

n Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

n Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.

Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.



© 2010-2022