Коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ЗПР) в возрасте 7-10 лет на 2015-2016

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



05.56


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»




Приложение

к основной образовательной программе

Основного общего образования, утвержденной приказом

от 11.05.2015г. №274





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (7-10 лет) по развитию познавательных процессов

на 2015 - 2016 учебный год




Составитель -

Сидорова Евгения Германовна

I квалификационная категория








п. Лыхма, 2015г


Пояснительная записка


Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Основной образовательной программой НОО, утвержденная приказом № 199 от 20 мая 2011г.;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №1087. Приказ об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ;

  • Проект «Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Коррекционно-развивающая психолого - педагогическая программа для детей с ОВЗ посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.

Основная цель программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

• развитие интеллектуальных способностей (мышление);

• развитие памяти, внимания, воображения;

• развитие познавательной активности;

• развитие мелкой и крупной моторики;

• сформировать внутреннюю позицию школьника;

• создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества - достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов

Общая характеристика рабочей программы.

Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Данная программа содержит практические методы психолого - педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

В основе программы лежат следующие принципы психолого - педагогического воздействия:

  • Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.

  • Принцип системности развивающих, профилактических заданий.

  • Деятельностный принцип

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).

Место предмета в учебном плане.

Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 35 занятий при частоте встреч - 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - от 25 до 30 минут.

Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка. Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной деятельности и ее саморегуляции.

Программа индивидуальных и групповых занятий по развитию познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья рассчитана для детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 10 лет.

Описание ценностных ориентиров содержания:

Проведение данного курса будет способствовать развитию познавательных функций, мыслительных операций, осознанию детей с ОВЗ самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации, развитию сочувствия и сопереживанию другим людям.

  1. У детей сформируется умение дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, будут освоены навыки работы в коллективе.

  2. Расширение диапазона программ психолого - педагогического воздействия на учащихся.

  3. Разработка и проведение занятий способствует повышению профессиональной компетентности педагога - психолога образовательного учреждения.

  4. Создание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе

  5. Повышение квалификации педагогических сотрудников

  6. Повышение уровня родительской компетентности

На эффект развивающей психолого - педагогической программы влияют также следующие факторы:

  1. Установка участников и социального окружения на психолого-педагогическое воздействие.

  2. Характерологические и психофизические особенности ребенка.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные - уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.









































Содержание программы:

ЗАНЯТИЕ №1

Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия:

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

2. «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.

Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

3. «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

4. «Попугай»

Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

5. Итог занятия:

- Чем мы сегодня занимались?

- Что понравилось больше всего?

6. «Ритуал прощания»

Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.

ЗАНЯТИЕ №2

Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Настроение в цвете»

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.

3. «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе»

Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

4. «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал - становится ведущим.

5. Физминутка «Ванька-встанька»

Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

Ход: Отдых наш физкультминутка

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

6. «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

7. Итог занятия.

8. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ №3

Цель: познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо плохо».

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Помоги дождику узнать - хороший он или плохой?»

Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал-из земли его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и понял, что его зовет из-под земли зернышко. Полил его дождик и выросло дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. Запрыгал дождик от удовольствия по кустам и…облил птичку. Заплакала птичка: «Плохой дождик: намочил все мои перья, мне теперь никак не взлететь, лиса меня поймает!» Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему очень обрадовались лягушки: «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем - болото совсем пересыхает». Припустил дождик что было силы и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!» Испугался дождик, хотел на тучке спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик! Полей подольше и посильней - мне надо кораблики в лужах пускать!» Снова припустил дождик.

А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?» А вы, ребята, как думаете?

Предложить нарисовать один из эпизодов рассказа. Поощрить олицетворение дождика.

3. Обсуждение рисунков, подведение итогов занятия.

4. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Пары слов»

Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка - молоко, булка - масло, мальчик - машина, зима - гора, стол - пирог, зубы - щетка, река - мост.

Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

3. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Психолог показывает пример, дети повторяют.

«Шалтай-болтай

сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне»

4. «Собери картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, психолог при необходимости помогает.

Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.

5. «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности.

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ №5

Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Ищи безостановочно».

Цель: развитие внимания.

Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).

3. «Волшебное яйцо».

Цель: развитие воображения.

Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку рисунков.

Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.

4. «Маленькие обезьянки»

Цель: развитие внимания, навыков общения.

Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.

5. «Бывает - не бывает»

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает - дети хлопают в ладоши, не бывает - топают ногами.

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

6. «Бип».

Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».

7. Итог занятия.

8. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: развитие внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Незнайкины небылицы».

Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуйте отгадать, что напутал Незнайка.

- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.

- Весной все звери готовятся к долгой спячке.

- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.

- Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.

3. «Цветик - семицветик»

Психолог рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка- зеленая. Детям предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.

4. «Невнимательный садовник»

Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».

5. «Паровозик с клоунами»

Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача - при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.

6. «Летает - не летает».

Дети садятся или становятся полукругом. Психолог называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Психолог может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

7. Итог занятия.

8. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 7

Цель: развитие мышления.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Разрезные картинки» (складывание рисунка из его частей)

Берется любая открытка (лучше использовать изображении неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее. Другая на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок изображенный на открытке.

3. «Придумаем загадку».

Логика придумывания загадок сложна для дошкольников, поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих предметов. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос).

Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено Коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.

4. «Что лишнее?»

Психолог называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи- фрукты); стул, стол, шкаф, платье (мебель- одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору- картинки и предметы.

5. Пантомима.

Я - комнатный цветок в детском саду. Мне хорошо, когда меня поливают, рыхлят землю, моют листья. Мне не нравится, когда ребята громко кричат. Мне скучно, когда ребята уходят домой и я остаюсь один.

Выразить телом и мимикой радость, удовольствие, скуку, раздражение.

6. Итог занятия.

7 «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: развитие памяти.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Телефон»

В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.

3 «Рассказы по картинкам»

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.

4. «Рассказы по памяти»

Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм.

5. «Слова»

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

6. Итог занятия.

7 «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: развитие воображения

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и уши, какой у нее характер и т.д.

3. «Нарисуй по описанию».

Психолог читает текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

4. «Желания»

Представьте себе, у нас в группе появился настоящий волшебник. Он говорит, что может исполнить 5 любых желаний для каждого. Что бы вы у него попросили? Этот старец очень мудрый. Он может ответить на любые вопросы. О чем бы вы его спросили?

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ №10

Цель: Развитие речи учащихся, фонематического слуха.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Полслова за вами».

Ход: Психолог произносит начало слова, дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам. Работа может проводиться в парах и фронтально.

3. «Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Ход: психолог задумывает предмет, дети задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

4. «Я знаю»

Цели: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Ход: дети, используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

5 «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Ход: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются угадать, что изображается.

6 «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Ход: Психолог и дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

7 «День - ночь»

Цель: Развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Ход: Психолог называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

8 Итог занятия.

9«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 11

Цель: развитие моторно-двигательного внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Корректурная проба».

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Детям предлагается на специальном бланке расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок.

3. «Кто летает?»
Психолог произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

4. «Съедобное - несъедобное»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему психологом.

5. «Ухо - нос»

Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Психолог сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

5. Итог занятия. 6. Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 12

Цель: развитие мышления.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Разложи по порядку»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

3. «Отгадывание небылиц»
Психолог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

4. «Нелепицы»
Предложить детям рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросить ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

5. Физминутка «Ванька-встанька»

Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по

инструкциям.

Ход: Отдых наш физкультминутка

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 13

Цель: развитие памяти.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

3. «Зарисовки»

Цель: обучение приемам, помогающим запоминанию.

Предложить к каждому слову сделать рисунок, который помог бы детям потом вспомнить слова.

То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложить ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, можно помочь подсказкой.

Если ребенок вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

4. «Пересказ».

Обратить внимание детей на то, если ребенок не может пересказать текст, психолог читает рассказ еще раз, но просит детей обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. "О чем этот рассказ?" Психолог связывает прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравнивает эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

6. Итог занятия.

7. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 14

Цель: развитие логического мышления, быстроты реакции.
Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Настроение в цвете»

Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая поддержка.

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.

3. «Времена года».

Психолог показывает детям большие картины с изображением времен года. По очереди дети подходят к психологу и берут из стопки маленьких картинок карточку (дождь, снежинки, радуга, цветы, грибы, веточки без листьев, почки, листья зеленые и желтые; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды), и определяют, к какому времени года относится карточка.

  1. «Я луна, а ты звезда».

Все дети, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается.
5. Итог занятия.

6. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 15

Цель: развитие зрительного внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Я знаю десять названий».

В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:
- Я ...
- Знаю...
- Десять (семь, пять...)
- Названий ...деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов...)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
- Липа - раз!
- Береза - два!
- Клён - три!...
Как правило в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.

3. «Найди два одинаковых предмета».
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

4. «Исключение лишнего».
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

5. «Найди отличия».
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

6. «Выкладывание узора».
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

7. Итог занятия.

8. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ №16

Цель: определить психологический климат в группе, настроение детей.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. Тест «Точка настроения».

Перед началом выполнения письма или рисования предложить детям поставить на своем листе в правом верхнем углу точку настроения. Цвет ребенок выбирает сам.

Интерпретация теста.

Желтый - мечтательность, шутливость, легкость.

Фиолетовый, лиловый, синий - богатый внутренний мир, склонность к мистике.

Сине-зеленые (цвета воды) - перенапряженность, сконцентрированное внимание, воля. Чаще поощрять, боятся ошибиться.

Красный - огромное «Я», стремление к успеху. Открытость, ранимость, непослушание. Чаще выбирают холерики.

Зеленый - ребенок заброшен, нуждается в любви.

Оранжевый - легкая возбудимость.

Коричневый - чувство дискомфорта.

Серый - боязнь, неуверенность

Черный - стресс.

Белый - исходная позиция, начало пути.

3. «Обведи свою ладонь и оживи».

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Психолог предлагает превратить силуэт во что-нибудь. Показывает на доске несколько вариантов.

Лист с силуэтом можно поворачивать.

4. Итог занятия.

5. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ №17

Цель: Диагностика личностной сферы.

Ход занятия:

Рисуночные тесты «Автопортрет», «Моя семья».

Сбор информации о ребенке. Наблюдение.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ №18

Цель: Диагностика эмоциональной сферы.

Ход занятия:

Тест «Несуществующее животное». Тест Тэммл, Дорки, Амен (для девочек). Рисуночный тест «Кактус».

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ №19, 20

Цель: Развитие пространственной координации

Упражнение на отработку понятий «правый», «левый».

Упражнения на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.).

Выполняются с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Для упражнений используются предметы, находящиеся под рукой, картины.

Игра "Что это?". Ребенку показывают контурное изображение предметов, или детали от предметов, а он должен узнать, что это за предмет.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 21, 22

Цель: Развитие коммуникативного поведения.

Упражнение «Рукавички». Совместно с психологом нарисовать пару рукавичек. Развитие умения договорится. Способствовать тому, чтобы ребенок принимал активное участие в сотрудничестве.

Ролевая игра с помощью игрушек.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 23

Цель: Эмоции людей.

Упражнение «Угадай эмоцию» с помощью пиктограмм.

Упражнение «Покажи эмоцию».

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 24

Цель: Развитие положительных эмоций

Знакомство с положительными эмоциями. Упражнение «Я радуюсь, когда… »

Рисунок «Мое настроение»

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 25

Цель: Развитие восприятия

Дидактическая игра «Разложи по порядку». Ребенку раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

Упражнение «Дорисуй до образа». Нужно дорисовать контур, чтобы получился определенный предмет или образ.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 26

Цель: Развитие временного восприятия: времена года, времена суток.

1. Приметы времен года. Слушаем музыку. Запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года»). Ребенку нужно рассказать и зарисовать свои ассоциации с музыкой.

2. Времена суток. Разложить правильно картинки - распорядок дня с утра до вечера.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 27, 28

Цель: Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 29

Цель: Развитие речевого общения.

Позови мячом. Закончи фразу. Общение от имени игрушек.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 30

Цель: Развитие эмоционального восприятия.

Упражнение "Мысленные образы и эмоции""Я буду говорить фразы, а ты после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку. Лев, нападающий на антилопу.Собака, виляющая хвостом.Муха в твоем супе. Миндальное печенье в оробочке в форме ромба.Молния в темноте.Капли, сверкающие на солнце.Крик ужаса в ночи.Друг, ворующий вашу любимую игрушку. Расскажи или нарисуй какие эмоции вызывает этот мысленный образ.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 31

Цель: Развитие сюжетной игры.

Игра «Пришел Мурзик поиграть…»

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 32, 33

Цель: Развитие образного мышления.

Упражнение "На что это похоже?". Упражнение «Дополни до…». Упражнение «Догадайся кто нарисован…». Кубики Кооса «Сложи узор». Составление фигуры из определенного количества палочек.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 34

Цель: Рисование страхов.

Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов, коррекция эмоциональной сферы.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ № 35

Цель: Заключительное занятие. Подведение итогов.

Создание эмоционально благоприятного фона с помощью игры. Дружеская беседа.

Итог занятия.

«Ритуал прощания».










Тематическое планирование:

Дата

Корректировака

Тема

Основные цели:

Краткое содержание занятия.

1.



Занятие 1

Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

  1. Ритуал приветствия

  2. Четыре стихии

  3. Запоминай порядок

  4. Попугай

  5. Подведение итогов

  6. Ритуал прощания

2.



Занятие 2

Формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

  1. Ритуал приветствия

  2. Настроение в цвете

  3. Бег ассоциаций

  4. Изображение предметов

  5. Зеркало

  6. Подведение итогов

  7. Ритуал прощания

3.



Занятие 3


Познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо плохо».

  1. Ритуал приветствия

  2. Помоги дождику узнать - хороший он или плохой?

  3. Обсуждение рисунков

  4. Подведение итогов

  5. Ритуал прощания

4.



Занятие 4

Развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

  1. Ритуал приветствия

  2. Пары слов

  3. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

  4. Собери картинку

  5. Путаница

  6. Подведение итогов

  7. Ритуал прощания

5.



Занятие 5

Развитие навыков общения, воображения, внимания.

  1. Ритуал приветствия

  2. Ищи безостановочно

  3. Волшебное яйцо

  4. Бывает - не бывает

  5. Бип

  6. Подведение итогов

  7. Ритуал прощания

6.



Занятие 6

Развитие внимания.

  1. Ритуал приветствия

  2. Незнайкины небылицы

  3. Цветик семицветик

  4. Невнимательный садовник

  5. Паровозик с клоунами

  6. Летает не летает

  7. Подведение итогов

  8. Ритуал прощания

7.



Занятие 7

Развитие мышления.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разрезные картинки

  3. Придумаем загадку,

  4. Что лишнее

  5. Пантомима

  6. Подведение итогов

  7. Ритуал прощания

8.



Занятие 8

Развитие памяти.

  1. Ритуал приветствия

  2. Телефон

  3. Рассказ по картинкам

  4. Рассказ по памяти

  5. Слова

  6. Подведение итогов

  7. Ритуал прощания

9.



Занятие 9

Развитие воображения

  1. Ритуал приветствия

  2. Какая бывает собака?

  3. Нарисуй по описанию

  4. Желания

  5. Подведение итогов

  6. Ритуал прощания

10.



Занятие 10

Развитие речи учащихся, фонематического слуха.

  1. Ритуал приветствия

  2. Полслова за вами

  3. Опиши предмет

  4. Я знаю

  5. Догадайся, что показал» (пантомима)

  6. Сочини сказку о предмете

  7. День-ночь

  8. Подведение итогов

  9. Ритуал прощания

11.



Занятие 11

Развитие моторно-двигательного внимания.

  1. Ритуал приветствия

  2. Корректурная проба

  3. Кто летает

  4. Съедобное - несъедобное

  5. Ухо-нос

  6. Подведение итогов

  7. Ритуал прощания

12.



Занятие 12

Развитие мышления.

  1. Ритуал приветствия

  2. Разложи по порядку

  3. Отгадывание небылиц

  4. Нелепицы

  5. Подведение итогов

  6. Ритуал прощания

13.



Занятие 13

Развитие памяти

  1. Ритуал приветствия

  2. Цепочка действий

  3. Зарисовка

  4. Пересказ

  5. Подведение итогов

  6. Ритуал прощания

14.



Занятие 14

Развитие логического мышления, быстроты реакции.

  1. Ритуал приветствия

  2. Подведение итогов

  3. Настроение в цвете

  4. Времена года

  5. Я луна, а ты звезда

  6. Ритуал прощания

15.



Занятие 15

Развитие зрительного внимания.

  1. Ритуал приветствия

  2. Я знаю десять названий

  3. Найди 2 одинаковых предмета

  4. Исключение лишнего

  5. Найди отличия

  6. Выкладывание узора

  7. Подведение итогов

  8. Ритуал прощания

16


Занятие 16

Психологический климат в группе, настроение детей.

  1. Ритуал приветствия

  2. Точка настроения

  3. Обведи свою ладонь и оживи

  4. Подведение итогов

  5. Ритуал прощания

17


Занятие 17

Диагностика личностной сферы.


  1. Ритуал приветствия

  2. Рисуночные тесты «Автопортрет», «Моя семья».

  3. Сбор информации о ребенке.

  4. Наблюдение.

  5. Подведение итогов

  6. Ритуал прощания

18


Занятие18

Диагностика эмоциональной сферы.


  1. Ритуал приветствия

  2. Тест «Несуществующее животное». Тест Тэммл, Дорки, Амен (для девочек). Рисуночный тест «Кактус»..

  3. Подведение итогов

  4. Ритуал прощания

19

20


Занятие19,20

Развитие пространственной координации


  1. Ритуал приветствия

  2. Упражнение на отработку понятий «правый», «левый». Упражнения на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.). Выполняются с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Для упражнений используются предметы, находящиеся под рукой, картины. Игра "Что это?". Ребенку показывают контурное изображение предметов, или детали от предметов, а он должен узнать, что это за предмет.

  3. Подведение итогов

  4. Ритуал прощания

21

22


Занятие 21,22

Развитие коммуникативного поведения.


  1. Ритуал приветствия

  2. Упражнение «Рукавички». Совместно с психологом нарисовать пару рукавичек. Развитие умения договорится. Способствовать тому, чтобы ребенок принимал активное участие в сотрудничестве. Ролевая игра с помощью игрушек

  3. Подведение итогов

  4. Ритуал прощания

23


Занятие 23

Эмоции людей.


  1. Ритуал приветствия

  2. Упражнение «Угадай эмоцию» с помощью пиктограмм.

  3. Упражнение «Покажи эмоцию».

  4. Подведение итогов

  5. Ритуал прощания

24


Занятие 24

Развитие положительных эмоций

Знакомство с положительными эмоциями.


  1. Ритуал приветствия

  2. Упражнение «Я радуюсь, когда… »

  3. Рисунок «Мое настроение»

  4. Подведение итогов

  5. Ритуал прощания

25


Занятие 25

Развитие восприятия


  1. Ритуал приветствия

  2. Дидактическая игра «Разложи по порядку». Ребенку раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

  3. Упражнение «Дорисуй до образа». Нужно дорисовать контур, чтобы получился определенный предмет или образ.

  4. Подведение итогов

  5. Ритуал прощания

26


Занятие 26

Развитие временного восприятия: времена года, времена суток.


  1. Ритуал приветствия

  2. Приметы времен года. Слушаем музыку. Запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года»). Ребенку нужно рассказать и зарисовать свои ассоциации с музыкой.

  1. 3. Времена суток. Разложить правильно картинки - распорядок дня с утра до вечера.

  2. 4. Подведение итогов

  3. 5. Ритуал прощания

27

28


Занятие 27,28

Развитие аналитико-синтетической сферы.


  1. Ритуал приветствия

  2. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

  3. Подведение итогов

  4. Ритуал прощания

29


Занятие 29

Развитие речевого общения.

Позови мячом. Закончи фразу. Общение от имени игрушек.

  1. Ритуал приветствия

  2. Позови мячом. Закончи фразу. Общение от имени игрушек.

  3. Подведение итогов

  4. Ритуал прощания

30


Занятие 30

Развитие эмоционального восприятия.


  1. Ритуал приветствия

  2. Упражнение "Мысленные образы и эмоции""Я буду говорить фразы, а ты после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку. Лев, нападающий на нтилопу.Собака, виляющая хвостом.Муха в твоем супе. Миндальное печенье в оробочке в форме ромба.Молния в темноте.Капли, сверкающие на солнце.Крик ужаса в ночи.Друг, ворующий вашу любимую игрушку. Расскажи или нарисуй какие эмоции вызывает этот мысленный образ.

  3. Подведение итогов

  4. Ритуал прощания

31


Занятие 31

Развитие сюжетной игры.


  1. 1. Ритуал приветствия

  2. 2. Игра «Пришел Мурзик поиграть…».

  3. 3. Подведение итогов

  4. 4. Ритуал прощания

32

33


Занятие 32,33

Развитие образного мышления.


  1. Ритуал приветствия

  2. Упражнение "На что это похоже?". Упражнение «Дополни до…». Упражнение «Догадайся кто нарисован…». Кубики Кооса «Сложи узор». Составление фигуры из определенного количества палочек

  3. Подведение итогов

  4. Ритуал прощания

34


Занятие 34

Рисование страхов.


  1. 1. Ритуал приветствия

2. Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов, коррекция эмоциональной сферы..

  1. 3. Подведение итогов

  2. 4. Ритуал прощания

35


Занятие 35

Заключительное занятие. Подведение итогов.


  1. 1. Ритуал приветствия

2. Создание эмоционально благоприятного фона с помощью игры. Дружеская беседа.

3. Подведение итогов

  1. 4. Ритуал прощания

Всего 35 занятий









































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методические пособия

для учителя

1. Г.А Широкова, Е.Г. Жадько. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2004г.

2. Е.О.Севостьянова. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 - 7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. - М., 2005г.

3. Л.В.Чернецкая. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов-на-Дону, 2005г.

4. Психология: средний и старший дошкольный возраст. Разработки занятий. Сост.М.М.Миронова. - Волгоград, 2006г.

5. Т.В.Модестова. Экспресс - программа подготовки и развития. - С.-П., 2005г.

6. Рабочая программа «Индивидуальных и групповых занятий по развитию познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья», автор: Вологодская Мария Владимировна педагог - психолог Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 169».

7. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей (Практическая психология) - 1997.

8. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В.Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. - Волгоград: Перемена, 1993.

9. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Программный продукт «Психология в школе»

Мультимедийные ресурсы

Тематические электронные презентации

Наглядные пособия,

Оборудование, материально техническая оснащенность

Аудио - визуально - технические средства (компьютер, магнитофон, проектор или интерактивная доска, фотоаппарат); канцелярские принадлежности (краски, клей, листы белой и цветной бумаги, карандаши, пластилин, глина, кисти, картон), воздушные шары, кусочки ткани, подушки или мягкие игрушки, средства декорирования (бусы, нити, стразы, наклейки),яичная скорлупа, небольшие коробки, релаксационная музыка.

Интернет-ресурсы

aupam.narod.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_38.htm

s-mind.ru/korrekcionno-razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu/

pregradnoe8.ucoz.ru/load/plan_korrekcionno_razvivajushhikh_zanjatij/1-1-0-4


© 2010-2022