• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья Особенности развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями при формировании универсальных учебных действий

Статья Особенности развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями при формировании универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС НОО ориентирован на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих достижение планируемых результатов.Сегодня практически в каждом классе  обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть обучающиеся с различными формами ЗПР....
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями при формировании универсальных учебных действий

Зенкова И. О.,

педагог-психолог,

МКОУ КСШ № 2 им.Горького

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС НОО ориентирован на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих достижение планируемых результатов.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.[1].

Сегодня практически в каждом классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть обучающиеся с различными формами ЗПР. Естественно, что эти обучающиеся плохо справляются с учебной программой и нуждаются в коррекционно-развивающей работе, которая предусмотрена ФГОС НОО.

Чтобы выбрать наиболее эффективные пути развития и коррекции обучающихся о особыми образовательными потребностями, надо знать индивидуально-типологические особенности этих школьников.

При всех формах ЗПР, как известно, наблюдается недоразвитие внимания. Внимание, обладая определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью, при нарушении любого из перечисленных свойств, влияет на продуктивность и успешность учебной деятельности.

Неустойчивое внимание и повышенная отвлекаемость ведут к снижению результатов учебной деятельности. Дети быстро утомляются, истощаются и через 10-15 минут урока перестают воспринимать учебный материал, отвлекаются, занимаются посторонними делами, восстанавливая свои силы для дальнейшей деятельности. Если обучающегося в это время принуждать к работе, то результаты будут низкими, так как ребёнок устал и нуждается в отдыхе, переключении внимания.

В данной ситуации возникает необходимость психологической коррекции внимания у этих детей. Коррекция может проводиться как на уроке со всем классом, так и на групповых занятиях с психологом.

В течение последних трёх лет мною подобраны и совместно с учителями начальных классов опробированы различные упражнения, игры и задания на коррекцию основных свойств внимания (распределения, концентрации, объёма, переключения).

На уроках обучения грамоте, русском языке, чтении и письме с целью коррекции концентрации и распределения внимания я предлагаю учителям использовать упражнения «Зашифрованные слова»:

Задание: Расшифруйте слова, используя ключ к шифру; запомни их и выдели лишнее слово.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Р

О

У

С

К

Л

И

Ы

В

6740 434675 43125 624ь 184ь 9265 521290

На уроках ИЗО, окружающем мире, развивая произвольное внимание, можно использовать задание «Найди слова»:

Задание: Прочитай слова, спрятанные по горизонтали в клетках. Перенеси названия дней недели по буквам в другую таблицу, пустые клетки заштрихуй.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

У

К

А

С

Р

Е

Д

А

Т

У

С

К

А

2

П

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

Р

И

Т

М

Б

3

У

Л

Т

Д

Р

Ф

В

Т

О

Р

Н

И

К

4

Л

Г

П

О

Н

Е

Д

Е

Л

Ь

Н

И

К

5

С

У

Б

Б

О

Т

А

Р

З

Р

М

А

К

6

С

Б

Ф

П

Я

Т

Н

И

Ц

А

С

У

К

7

Э

Е

В

О

С

К

Р

Е

С

Е

Н

Ь

Е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1




2




3




4




5




6




7




Для коррекции устойчивости и концентрации внимания, зрительной памяти и самоконтроля на уроках математики можно использовать упражнение «Разгадай слово»:

Задание: выполни указанные действия, записав в пустых клетках результаты вычислений. Рядом с каждым результатом написана одна из букв зашифрованного в таблице слова или знак препинания. Заполните таблицу подписав под каждым числом букву или знак препинания. Прочитайте зашифрованное слово. (Молодец!)

м

ц

д

о

е

л

!20 + (45 : 9) =

(30 : 6) + 8 =

(50 : 10) + 11 =

(49 : 7) + 14 =

50 - (8 Х 4) =

36 - (4 Х 4) =

100 - (60 + 40) =

25

21

20

21

16

18

13

0



Это только небольшая часть упражнений и заданий, которые мы используем для коррекции внимания у детей с особыми образовательными потребностями.

С целью отслеживания результативности проводимых коррекционно-развивающих занятий, перед началом и по окончании занятий я провожу диагностику внимания. Для диагностики используются следующие методики: «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии, «Корректурная проба» Б.Бурдона, тест «Таблицы Шульте» и другие.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /Текст/: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с.

  2. metod-kopilka.ru/razvitie_proizvolnogo_vnimaniya_v_uchebno-vospitatelnom_processe_metodicheskie_rekomendacii-40312.htm


© 2010-2022