- Преподавателю
- Школьному психологу
- Знаки внимания при общении
Знаки внимания при общении
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабаян А.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Знаки внимания при общении .
Бабаян Ануш Валерьевна,педагог-психолог МБОУ «СОШ№9»
г.Майкоп
Цель: ознакомиться с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания.
Задачи
- рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания;
- научиться определять знаки внимания в ситуациях общения;
- определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
- в тренинговых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания, использовать знаки внимания при коммуникации.
Ход урока
Слушать можно по-разному. Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это - пассивное слушание, при нем участие в общении минимально. Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя - в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача - не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».
Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.
Обсуждение. Из списка реакций приведите примеры речи и поведения пассивного и активного слушателя.
Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. В парах разыграйте ситуации пассивного и активного слушания.
Одним из замечательных знаков внимания к собеседнику является комплимент. Он приятен любому человеку, может помочь завязать знакомство, то есть начать общение, и поддерживать его в дальнейшем. Конечно, все это относится к комплиментам, сделанным от чистого сердца, искренне.
Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Сядьте так, чтобы видеть всех (по кругу, квадрату). Начиная от водящего, по очереди делайте комплимент своему соседу справа. Замкнув круг, пересядьте по-новому. Сделайте комплимент своему новому соседу справа. Пройдите так 3-4 круга.
Обсуждение. Трудно ли делать комплименты? Какую реакцию они вызывают? Что ты чувствуешь, когда тебе делают комплимент? Зачем нужны комплименты?
Быть внимательным к собеседнику означает стремление понять, какой он человек, что ему нравится, что он ценит в жизни и в людях. Это непросто, но увлекательно. В следующем упражнении мы потренируем свое умение понимать другого человека и быть приятным собеседником.
Упражнение «Подарок». Садимся так же, как и в предыдущем упражнении. В этот раз своему соседу справа мы говорим следующую фразу: «Я хотел бы тебе подарить…» и - продолжаете фразу по своему усмотрению. Что бы вам хотелось подарить этому человеку? Подарком может быть не только предмет, но и образ («лето в Майами»), чувство («победу на соревнованиях в этом году»), событие и вообще всё самое разное. Фантазируйте! Угадывайте, что будет приятным подарком для другого человека! Замкнув круг, пересядьте. Сделайте 3-4 круга.
Обсуждение. Трудное ли это упражнение? Какие чувства вы испытывали, даря и принимая подарки?
Вывод
Активное внимательное слушание - необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание коммуникативного процесса.
Вопросы
1. Какие реакции могут проявляться у собеседника в процессе слушания?
2. Что можно назвать знаками внимания, а что - знаками невнимания?
3. Что такое пассивное и активное слушание? Для каждого из видов слушания назовите ситуации, в которых оно эффективно.
4. Какими знаками внимания наиболее часто пользуешься именно ты?