- Преподавателю
- Школьному психологу
- Авторская разработка Игры - шнуровки для психологов
Авторская разработка Игры - шнуровки для психологов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макаренко И.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Игры - шнуровки
Авторские разработки Макаренко Ирины Анатольевны
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки по системе Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Мы, в отличие от Монтессори, не сидим с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама". Но можно пойти и по-другому пути. Сделать самой маме интересные коврики из старых ненужных материалов, ниток, кнопок, крючков и т.д..
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Вот некоторые упражнения (авторские).
Упражнение 1
Задание 1 - заплети косички
Задание 2 - посчитай сколько бубликов
Задание 3 - расстегни ремешок
Упражнение 2
Задание 1 - развяжи узелки и сними трубочки
Задание 2 - Посчитай сколько трубочек и назад одень их.
Упражнение 3
Задание 1 - найди жёлтый треугольник и скажи их количество
Задание 2 - найди фиолетовые круги и скажи их количество
Упражнение 4
Задание 1 - расстегни ремни
Упражнение 5
Задание 1 - (круги на липучки) Собери круги от большого размера к маленькому.
Упражнение 6
Задание 1 - за шнуруй
Упражнение 7
Задание 1 - сделай причёску
Упражнение 8
Задание 1 - (фигурки на липучки) вопросы могут быть любые.
Упражнение 9
Задание 1 - зашнуруй
Задание 2 - развяжи пуговицы
Упражнение 10
Задание 1 - расстегни молнию
Упражнение 11
Задание 1 - зашнуруй
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.