Внеклассное мероприятие Насилие и жестокость в ученическом коллективе

В предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми» А.Г. Асмолов пишет: «Вряд ли сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли к все нарастающей волне детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учре...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КАЛИНОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ АГРАРНОЕ УЧИЛИЩЕ»


Предметная неделя дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Коррекционно-развивающее занятие для подростков

«Насилие и жестокость среди учащихся»








Подготовила

психолог

Рудюк Ольга Алексеевна




Калиновка, 2012г

Целевая группа: учащиеся групп первого курса.

Задание: профилактика насилия, жестокого обращения, агрессии среди учащихся.

Цели:

  • дать учащимся представление, что такое насилие и жестокость, школьный буллинг, виды буллинга (насилия); Объяснить основные термины;

  • обобщить знания о возможности развязки ситуаций насилия мирными способами;

  • убедить, что обращаться за помощью - это не стыдно;

  • развивать коммуникабельность, приобщать к решению общей проблемы;

  • воспитывать доброту, толерантность, милосердие, эмпатию, умение сопереживать другим, чувство такта и собственного достоинства.

Материалы и оборудование: анкета «Распространение и формы насилия в училище», таблица результатов анкетирования, ноутбук, проектор, проектная доска, презентация по теме мероприятия.

Ход занятия:

Вступительная беседа.

Сегодня темой нашей встречи будут насилие, агрессия, и жестокость среди учащейся молодежи. (Слайд 1).

А говорить об этом нужно, ведь вы часто совершаете насилие, проявляете агрессию и жестокость среди своих товарищей, друзей, одногруппников, а иногда и к взрослым. Нередко становитесь сами жертвами этих человеческих проявлений.

Посмотрим на эту проблему с психологической точки зрения, возможно, это поможет вам стать добрее и терпимее друг к другу, к окружающим. Вы узнаете, как можно выйти из ситуаций насилия мирными способами, познакомитесь с психологическими особенностями людей, которые страдают от насилия, жестокости, и тех, кто это совершает.

Как вы знаете, перед нашей встречей я провела анкетирование среди учащихся нашего училища, анкетирование проходило в анонимной форме. Среди вас две группы, которые отвечали на вопросы анкеты, и две, - которые не отвечали. Я бы хотела услышать их мнение в конце нашего мероприятия, и посмотрим, насколько их ответы в открытой беседе будут отличаться от анонимных ответов учащихся.

Итак, анкета называлась «Распространение и формы насилия в училище», анкетирование проводилось в 11, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 4, 8 группах, с общим количеством учащихся 113.

Во время проведения анкетирования многие учащиеся нашего училища говорили, что никаких форм насилия они не наблюдают, многим вопросы казались бессмысленными (в основном для юношей) и они пытались отвечать даже вслух.

(Сообщение по результатам анкетирования).

Что такое, по вашему мнению, «насилие»? (Ребята высказывают свою точку зрения).

А вот как это объясняется научно. (Слайд 2).

Насилие - грубое склонение человека к выполнению определённых, не свойственных для него, действий, целью которых есть страдание жертвы, сознательное издевательство, причинение физических, психологических, моральных травм вплоть до увечий и убийства.

Насилие в скандинавских и англоязычных странах еще называют буллингом. (Слайд 3)

Буллинг среди учащихся - социальное явление не «криминальное», но, тем не менее, его проявления, если не будут своевременно пресечены, становятся всё более опасными.

Ученые выделяют социальную структуру буллинга. (Слайд 4)

Ребята, мы определились с вами, что такое насилие, узнали о его социальной структуре. А кто же такие по вашему «агрессор»(«булли») и «жертва»? (Высказывания ребят)

Агрессор - человек, который совершает насилие.

Жертва - человек, которая переживает насилие.

Насилие, ребята, бывает разных видов. (Слайд 5)

  • физическое;

  • психологическое;

  • вербальное (словесное);

  • экономическое;

  • сексуальное.

Давайте сейчас вы определите вид насилия по описанию действий и поведения агрессора (булли).

Физическя агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары - может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков - очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

Сексуальное насилие: изнасилование, принуждение к съемкам в эротических или порнографических фильмах, прикосновения к интимным частям тела без согласия человека.

Давайте теперь, подводя итог о поведении агрессора того или иного вида насилия, скажем о чертах, присущих ему, а также жертве и наблюдателю. (Слайды 6, 7, 8).

Типичные черты учащихся, склонных становиться булли

  • Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.

  • Они импульсивны и легко приходят в ярость.

  • Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

  • Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

  • Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:

  • Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

  • Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.

  • Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

  • Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

  • Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Что еще можно добавить к этим спискам? (Ответы учащихся)

Н-р. Жертва: слабый физически и психологически учащийся, не похож на других, не уверен в себе, у него мало друзей, непопулярен в коллективе, имеет какие-либо отклонения, спокойный, боязливый.

Агрессор: жестокий, трус, сильный физически человек, закомплексованый, с психическими отклонениями, имеет психологические проблемы, не получал любви в семье от родителей, злой, не умеет сочувствовать.

А что чувствуют агрессор, когда совершает насилие, и жертва, когда страдает от этого? (Ответы учащихся).

Как вы считаете агрессор действительно является сильным и уверенным в себе человеком?

Можно ли оправдать издевательства?

Тема жестокости была всегда актуальной, и мнения о людях с таким поведением оставили великие, писатели, философы, ученые. (Слайд 9)

Как вы думаете, кто из них нуждается в психологической помощи: жертва или обидчик? (И тот, и другой).

Конечно, никто не хочет быть жертвой. А теперь подумайте, хотели бы вы быть агрессором и иметь все те черты, которые назвали в нем.

Предлагаю вам послушать притчу, ведь вы знаете, что в притчах собрана народная мудрость.

Притча «Великодушие».

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел много птиц, которые летали среди скал. Он спросил:

- Мама, что это за птицы?

- Наши друзья, ответила орлица. - Орёл живёт один, но и он иногда нуждается в компании. Все эти птицы - наши верные друзья.

Вдруг орлёнок закричал:

- Ой-ой, они украли у нас еду!!

- Успокойся сынок! Они ничего не украли. Я сама их угостила. Хоть каким бы голодным не был орёл, он непременно должен поделиться частью своей добычи с друзьями. На такой высоте они не могут найти себе еду, поэтому им нужно помогать.

Знаешь: кто стремится иметь верных друзей, должен сам быть добрым и терпеливым, проявлять уважение к чужим потребностям. Уважение достигнешь не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Ученый И.А. Фурманов полагает, что агрессивное поведение подростка, как правило, бывает направленно против взрослых и родственников. Оно выражается во враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизме, постоянной лжи, прогулах и вандализме. Дети с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение.

Давайте теперь поговорим о том, какие советы, рекомендации можно дать жертве насилия, а какие - агрессору. (Слайд 10, 11).

Рекомендации для жертвы:

  1. Игнорируй, не отвечай эмоционально. Не теряй эмоциональное равновесие, не показывай агрессору своих страха и ярости. Оставайся спокойным. Очень часто обидчик стремится увидеть именно такую реакцию жертвы.

  2. Не думай о мести, ведь месть - может привести к замкнутому кругу беспрерывной агрессии.

  3. Дай агрессору шанс остановиться (например: «Если ты не остановишься, я буду вынужден всё рассказать взрослым»).

  4. Оставь эту ситуацию, уйди от неё в другое место. Это не побег - это САМОЗАЩИТА.

  5. Если издевательства не прекращаются, тебе, возможно придётся стать на свою защиту. Выбери момент, чтобы поговорить с обидчиком. Смотря ему в глаза, говори уверенно и спокойно. Скажи, что тебе не нравятся его поступки, что они не только несмешные, но и обидные. При этом не прибегай к оскорблениям или угрозам.

  6. Попроси о помощи. Это не признак слабости или трусости! Ты защищаешь своё здоровье, свою жизнь.

Помните, что каждый из вас ценен как личность. Тот, кто унижает вас, хочет, чтобы вы считали себя никчемным. При этом он не ваш судья. А если кто-то и теряет достоинство из-за такого поведения, то это обидчик.

Рекомендации для агрессора:

  1. Если причиняешь обиды, боль другим, попробуй вспомнить (представить), как бы ты себя чувствовал, если бы с тобой поступали так же. Учись сочувствовать.

  2. Подумай о том, что зло, которое ты несёшь другим, со временем вернется к тебе.

  3. Найди своей агрессивности полезное применение (спорт, работа, творчество).

  4. Учись общаться с другими.

Теперь я хотела бы прочитать вам отрывок из произведения В. Сухомлинского, чтобы подумали об истоках появления и развития жестокости в детях, ведь не в далёком будущем вам самим придется стать родителями.

«Возле открытого окна сидит молодая мама. На её лице счастливая улыбка. Из дверей дома вышел во двор и стоит на зелёной полянке её сын. Какой же он красивый, какой умный!

Подошли к её Вите двое мальчишек - Боря и Коля. Они такие же мальчишки, как и Витя. Но, думает Витина мама, далеко им до её сына: Витя и умнее, и сообразительнее, и натура у него яркая, самобытная. А ровесники его какие-то серенькие...

Смотрит мама на детей, улыбается. Вот они начали спорить, машут руками, как петухи. Вдруг Витя сжал кулачок и ударил Колю. Коля отошёл и посмотрел удивлённо на Витю.

Мама закрыла глаза... Ничего страшного нет, думает она. Это не драка, а забава. Но если уже и ударил Витя Колю - значит, сын прав, он никогда не бывает не прав.

Мама открыла глаза и увидела: Боря сжал кулачок и ударил Витю. И в тот же миг Витя громко заплакал. От ужаса Витина мама широко открыла глаза. Она выбежала во двор, закричала: «Что же ты издеваешься над беззащитным ребёнком? Как тебе не стыдно! Ты же видишь, что он скромный и беззащитный».

Она подбежала к детям, взяла сына за руку. Плача, он прильнул к ней...

На лавочке сидел седой дедушка. Он тихо сказал: «Любовь с закрытыми глазами - то же самое, что и ненависть»»

Скажите, правильный ли подход в воспитании, когда родители одобряют и оправдывают все поступки своих детей?

Как вы думаете, о своём сыне мама так думала только в душе, или всегда об этом говорила Вите? К чему может привести такое возвышение над остальными детьми своего ребенка? (К тому, что дети растут с завышенной самооценкой, эгоистами, не умеют сочувствовать другим...)

Как вы поняли слова дедушки?

Мне сегодня хочется рассказать вам о наблюдениях норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса. Он придерживается мнения о том, что юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Хотя девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. В. Хайтмайер считает, что современные девочки «ликвидируют отставание» и не всегда ведут себя только корректно и «примерно». Девочки иначе втянуты в насильственные действия, чем мальчики: например, как «закулисные силы» или как «зрители, выражающие одобрение аплодисментами». Наблюдая за поведением школьников можно установить, что преимущественно девочки могут быть подлыми, коварными, хитрыми и вероломными. Они тайно высмеивают одноклассников и отрицательно высказываются о них учителям, издеваются над нелюбимыми мальчиками, называя их «слабаками» и «маменькиными сынками», высказывают пренебрежительные замечания по поводу их внешнего вида и поведения. Если у мальчиков преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, «язвительных замечаниях», интригах, «пустых разговорах», «перешептываниях за спиной», «манипулировании кругом друзей и подруг» и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков. Таким образом, девочки проецируют на юношей неосуществленные потребности во власти. Они «заставляют принимать решительные меры», «заставляют бороться», испытывая при этом чувство защищенности и безопасности. Ответные действия с их стороны выражаются в поощрении победителя или выражении жалости к побежденному.

Теперь, юноши, будьте бдительны и адекватно расценивайте просьбы о помощи девушек, не попадайтесь на их уловки, тем самым выступая в роли агрессора.

Возвращаясь к анкетированию, хочется узнать у ребят, которые не отвечали на вопросы, на самом ли деле в нашем училище спокойная и доброжелательная атмосфера среди учащихся, как считают большинство учащихся, ответивших на вопросы анкеты?

С какими видами насилия вы сталкиваетесь здесь, как часто? (Ответы учащихся).

В завершении нашей встречи послушайте еще одну притчу о волках.

Притча «О волках».

Когда-то один мудрец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке происходит борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк символизирует зло: зависть, эгоизм, амбициозность, лживость, жадность. Второй волк символизирует добро: миролюбивость, любовь, доброту, преданность.

Внук, который озадачился словами дедушки до глубины души, задумался и спросил:

А какой волк всё-таки побеждает?

Старик улыбнулся и сказал...

Как вы думаете, что ответил дедушка? (Мысли ребят)

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

Вы можете измениться, если захотите сами, и быть такими, какими пожелаете!! Захотите быть злыми, жестокими - будете, захотите быть добрыми, милосердными - станете такими!

Стремитесь воспитывать в себе милосердие, доброту, эмпатию (спросить о понимании значения этого слова), умение сочувствовать другим, чувствовать их боль.

Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, без страха.

Не забывайте - свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого!



© 2010-2022