- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по психологической подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ
Программа по психологической подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова О.Н. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
140060, МО, Люберецкий район, рабочий поселок Октябрьский эл. почта: [email protected]
микр. Западный, ул. Школьная, д.2 тел. 8 (495)240-91-50
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ школы № 54
_____________Попова Е.М
«15» сентября 2014г.
ПРОГРАММА
«Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА»
(по авторской программе М.Ю. Чибисовой)
9 класс, 11 класс
16 часов
Составила педагог-психолог
Павлова О.Н.
Пояснительная записка
Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.
Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда заканчивали школу, поступали в институт, во время сессий. И все мы в целом представляем себе, что это такое. Но в настоящее время система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов.
Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь. Затем в девятых классах появилась возможность сдать вместо традиционного экзамена государственную итоговую аттестацию. Многие дети и родители стали выбирать ГИА-9 и как итоговый экзамен по окончании основного общего образования, и как пробный экзамен перед ЕГЭ в 11 классе.
Вопросы подготовки школьников и педагогов к ГИА и ЕГЭ рассматриваются на методологических семинарах, совещаниях и «круглых столах» для сотрудников образовательных учреждений, предлагаются материалы для проведения семинаров и курсов. Однако имеющиеся в литературе рекомендации часто разрозненны и не систематизированы. На официальном сайте Министерства образования, посвященном ЕГЭ, представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена и т.д. Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ и 9 классов - к ГИА-9.
Психологическая поддержка выпускников, сдающих ЕГЭ необходима. С этой целью разработана данная программа на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». Программа М. Ю. Чибисовой позволяет учащимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам. Учитывая особенности образовательной среды нашего образовательного учреждения, социально-психологическая служба считает возможным проводить каждое предполагаемое занятие дважды на аналогичном материале. Это поможет участникам тренинга получить устойчивые компетенции в саморегуляции своих психологических состояний и деятельности во время экзамена. При подготовке к ГИА-9 используются те же тренинги и деловые игры, но с использованием процедуры, материалов и бланков ГИА-9.
На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:
-
перестать бояться ЕГЭ и ГИА (далее - экзамены), стать более уверенными;
-
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
-
развить установку на успешную сдачу экзаменов;
-
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
-
и, наконец, сможете стать психологически более сильным.
Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:
-
Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
-
Личностные трудности - эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.
-
Процессуальные трудности - это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Исходя из вышесказанного, основной целью образовательной программы «Психологическая подготовка к ЕГЭ» является: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ГИА-9 и ЕГЭ.
Задачи:
-
Формирование адекватного реалистичного мнения о экзамене;
-
Развитие установки на успешную сдачу экзамена;
-
Преодоление психологических барьеров, мешающих успешной сдаче экзамена;
-
Коррекционная и развивающая работа с личностными и когнитивными трудностями, мешающими подготовке и сдаче экзамена;
-
Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене. Ожидаемые результаты: Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Умение управлять своими волевыми качествами. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Основные формы занятий: тренинговые занятия, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии.
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса, 15 человек.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Название темы
Кол-во часов
1.
Анкетирование: ситуативная тревожность, мотивация к обучению.
1
2.
Что такое Единый государственный экзамен?
2
3.
Индивидуальный способ деятельности
2
4.
Мой учебный стиль
2
5.
Как справится со стрессом на экзамене?
2
6.
Уверенность на экзамене
2
7.
Моя ответственность на экзамене
2
8.
Сдаем ЕГЭ!
2
9.
Работа над ошибками
2
Всего
17
Литература
-
М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М. 2009.
-
Н. Стебнева, Н. Королева журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.