- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Психолого-педагогического сопровождения воспитанников Центра по половому воспитанию «А может это любовь?»
Программа Психолого-педагогического сопровождения воспитанников Центра по половому воспитанию «А может это любовь?»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Копытина Л.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Краевое государственно учреждение для детей
-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
«Куйбышевский Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей».
Программа
Психолого-педагогического сопровождения
воспитанников Центра по половому воспитанию
«А может это любовь?»
Составитель: педагог-психолог
Копытина Лариса Владимировна
п. Куйбышево 2015г.
Пояснительная записка
В современном мире вопросы половой дифференциации становятся особенно актуальными. С каждым годом происходит увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, особенно остро встаёт проблема их социально-психологической адаптации, реабилитации, а затем интеграции в социум. Известно, что полноценное развитие личности ребёнка невозможно без взаимодействия со значимыми близкими взрослыми, особенно с матерью, следовательно, процесс идентификации со своим полом предстаёт как базовая предпосылка развития человека. Однако современное образование отражает в себе противоречия социальной жизни, проявляющиеся в ослабление воспитательного влияния на молодое поколение, что соответственно приводит к падению морально-нравственных принципов, искажению представлений о семейных ценностях. Эти проблемы актуализируют поиск способов предупреждения нарушений процесса половой идентификации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Решение данной задачи требует не только осуществлять подготовку воспитанников к самостоятельной жизни вне социального учреждения, но и формировать осознанную мотивацию к успешной профессиональной и личностной самореализации в качестве мужчины или женщины, в том числе семейной жизни.
Очевидно, что многие вопросы, касающиеся полового воспитания социальных сирот, требуют переосмысления: во-первых, для современного общества характерна тенденция к феминизации мужчин и маскулинизации женщин, которая негативно отражается на взаимоотношениях родителей и детей, на воспитании, на ролевой структуре семьи, что затрудняет адекватный выбор полоролевой позиции ребенком; во-вторых, воспитанники детских домов имеют расплывчатое представление о будущей половой роли в семье (сказывается негативный опыт родительской семьи), характеризуются отсутствием знаний о разнице полов, зачастую безразличным отношением к своему внешнему облику, что затрудняет формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения; в-третьих, мы наблюдаем низкий уровень морально-нравственных ценностей воспитанников, раннее начало половой жизни и беспорядочные кратковременные связи, которые начинаются в подростковом возрасте и обусловлены отсутствием межличностного барьера. Вопросы полового воспитания актуальны для данной категории детей, у них нет других источников получения информации, кроме школы и специалистов детского дома, а сексуальная активность наступает достаточно рано.
У подростков из детского дома не сформирована полоролевая идентичность, т.е. представления о типичности для пола своего поведения, а также функций, выражающихся как обобщенные суждения о мужественности/женственности, прямо противоположны: у мальчиков - феминны, у девочек - маскулинны. О сформированности полоролевой идентичности подростков, воспитывающихся в семьях, говорит традиционная Полоролевые предпочтения, т.е. ценности подростков в отношении стереотипного поведения того или иного пола, у воспитанников детского дома сформированы недостаточно по сравнению со сверстниками из семей. Образ себя, как представителя определенного пола, у мальчиков-воспитанников не сложился. Возможно, это связано с кризисом идентичности, отсутствием программ мужского воспитания, значимого взрослого (мужчины), образцов мужского поведения, наличием в избытке постоянного женского окружения, без положительно окрашенного эмоционального общения, с постоянным контролем, регламентацией поведения, негативизмом. Можно сделать вывод, что нарушения процесса половой идентификации воспитанников детского дома обусловлена неправильной организацией общения взрослых с детьми, несовпадающими стилями женского воспитания с предъявляемыми требованиями к поведению и дисциплине, которые не компенсируют дефектов развития, вызванных депривацией; отсутствием мужского воспитания; недостаточностью психолого - педагогической подготовленности воспитателей по половому воспитанию в подростковом возрасте; скученностью, нарушением экзистенциального личного пространства; негативным прошлым; разрывом с семьей и помещением ребенка в детский дом; различными видами депривацией (материнской, патернальной, социальной).
В связи с тем, что детям-сиротам в период проживания в детском доме не удается освоить весь комплекс социальных и гендерных ролей, сформировать личностные качества и компетенции, необходимые для успешной социализации и интеграции в общество в качестве мужчины или женщины. Встает вопрос о внедрении альтернативных форм и методов полового воспитания, включающие не только систему планируемых средств и технологий, но и участие специалистов-педагогов, наставников с целью формирования личности мужчины (мальчика) или женщины (девочки). В результате чего формируются качества, свойства и установки личности, определяющие необходимые обществу отношения человека между полами и его психосексуальную индивидуальность; с обязательным соблюдением общепринятых этических норм и правил поведения, с учетом традиционных, религиозных, этнических и моральных ценностей, свойственных российской ментальности, способствующих психическому, нравственному и духовному здоровью ребенка.
Актуальность программы заключается в том, что система полового воспитания детей-сирот в условиях детского дома должна быть медико-социальной и психолого-педагогической помощью с целью формирования адекватной половой идентификации воспитанников, которая предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, и не может быть осуществлено стихийно и разрозненно, поэтому требует объединения усилий воспитателей, социальных педагогов, учителей, психологов, медицинских работников; может включать специально разработанные, психологически обоснованные программы развития половой идентичности, учитывающие возрастные особенности.
Цель программы: формирование интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии через полоролевую идентификацию.
Задачи программы:
- показать значение и сущность нравственных норм в системе интимных межличностных отношений;
- воспитание чувства уважения к другим людям - не только как к людям вообще, но и как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические особенности и интересы;
- обогатить воспитанников знаниями о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний;
- воспитание правильного понимания взрослости - ее содержания и истинных признаков.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 18 лет. Срок реализации 2 года, занятия будут проводиться 2 раза в месяц, по длительности составят 1 час. Реализация содержания занятий курса осуществляется на основе следующих этапов:
Предварительный этап:
- ознакомление с историей развития ребенка (вновь прибывшего);
- наблюдение за детьми в разных видах деятельности (игровой, творческой, трудовой, физкультурно-оздоровительной);
- беседа с ребенком (формирование мотивации на совместную работу.
Основной этап:
- организация систематических мероприятий по блокам;
- мониторинг;
- анкетирование.
Заключительный этап:
- анализ;
- выводы;
- перспективное планирование работы на основе анализа реализации программы.
Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Программа состоит из 5 блоков:
I. «У порога великой тайны».
II. «Личность. Общество. Семья».
III. «Семейное счастье»
IV. «Супружество: наука и искусство».
V. «Защита семьи».
Структура занятия включает следующие части:
Разминка.
Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, на атмосферу доверия. В разминке предлагаются игры и упражнения, способствующие разогреву участников и установлению контакта между ними.
Основная часть.
Цель: эта часть занятия направлена на решение задач, заявленных в содержании тематического курса, и включает: упражнения, решение проблемных ситуаций, групповую дискуссию, в соответствии с темой встречи. Также здесь могут быть использованы релаксационные упражнения с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.
Заключительная часть.
Целью заключительной части - подведение итогов, получение обратной связи. В заключительной части участники обмениваются мнениями, впечатлениями и дают собственную оценку происходящему, получают домашнее задание. Кроме того каждый член группы имеет возможность обратиться за обратной связью к любому участнику либо дать ее сам. Эта часть занятия способствует проявлению рефлексивных умений.
Тематический план
№ п/п
Тема занятия
часы
I. «У порога великой тайны».
10
1.1.
Современный парень, - какой он?
2
1.2.
Что такое любовь?
2
1.3.
Если твой парень встречается с кем-то еще.
2
1.4.
Разрыв. Как и почему это случается?
2
1.5.
Как пережить расставание?
2
II. Блок « Личность. Общество. Семья».
8
2.1.
Семья в зеркале науки. Функции семьи.
2
2.2.
Как выбрать спутника жизни.
2
2.3.
Условия семейного счастья.
2
2.4.
Свадьба.
2
III. Блок «Семейное счастье».
8
3.1.
Семья - их структура, тип.
2
3.2.
Неполные браки. Повторные браки.
2
3.3.
До и после свадьбы.
2
3.4.
Кто в семье хозяин? Роль в семье мужчины и женщины. Распределение семейных обязанностей.
2
IV. Блок «Супружество: наука и искусство».
8
4.1.
Искусство быть супругами.
2
4.2.
Психология семейных отношений.
2
4.3.
Любовью дорожить умейте.
2
4.4.
Психология интимного.
2
V. Блок «Защита семьи».
8
5.1.
Регистрация брака. Брачный договор. Венчание.
2
5.2.
Защита материнства и детства.
2
5.3.
Семейные споры.
2
5.4.
Расторжение брака или сохранение союза.
2
Итого:
42
Список литературы
-
Права ребенка. Основные международные документы. - М.: Дом, 1992.
-
Физиология человека. -М.: Просвещение, 1982.
-
Этика и психология семейной жизни. -М.: Просвещение, 1987.
-
Девичий разговор. -С-Пб.: Нева, 1986.
5. Социально-гигиенические аспекты полового воспитания девочек и девушек. - М., 1970.
6. Азбука СПИДа. - Мир, 1991.
7. Лисицин Ю.П., Полунина Н.В. Здоровый образ жизни ребёнка (из рубрики «В помощь
лектору»). - M: Знание, 1984.
-
Тарнавский Ю.Б., Блинов Г.М. Мальчики и девочки (некоторые вопросы полового воспитания). - М.: Знание, 1972.
-
Мельников A.M., Пунин А.М. Семейно-нравственное воспитание детей.
-
Гончаров И.Ф. Подвигнут я тобою. Слово о матери. - Ленинград: Детская литература, Ленинградское отделение, 1988.
-
Невский И.А.Берегите детство - будущее человечества.В помощь лектору- М.: Знание,1989
-
Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (Семья и школа. Опыт работы Ленинградской области).-М.,1980
-
Прихожин А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. -:Педагогика, 1990.
-
Пинт А.О. Это вам, родители.-М.:»Знание», 1967
-
Журнал «Классный руководитель», 2004-2009 годы.