Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психологаЛ.Л. Коновалова, педагог-психолог

Назаровская коррекционная школа VIII вида.

Коррекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога.

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

Коррекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога.

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем государстве в конце 80-х - начале 90-х годов да и на сегодняшний день, не только необратимо изменили образ жизни, но и резко снизили ее уровень у абсолютного большинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культурный досуг (театры, музеи, экскурсионные поездки и т.п.) - недостижимой роскошью. Значительно сократилось и время общения родителей с детьми, поскольку взрослым приходится его тратить на дополнительные приработки для содержания семьи. И если старшие поколения в этой ситуации еще сохраняют определенный культурный уровень, то процесс приобщения подрастающего поколения к историческим и духовным ценностям общества нарушился.

Нарушения механизма «семейной» трансляции культурных ценностей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне старших и подрастающих поколений. Фактически жизнь подрастающего поколения проходит как бы в другом, параллельном, убогом, культурно ограниченном мире, и результаты воздействия этого мира детей уже начинают проявляться.

Цель проведенного исследования на базе Назаровской СКОШ VII вида состояла в поиске условий, форм и методов взаимодействия психолога с учащимися, которые способствовали бы не только организации досуга, но и полноценному личностному развитию. Исследовательская работа была направлена на поиск путей оптимизации процесса социализации детей, создание условий, позволяющих активно осваивать подлинные культурные богатства нашего общества, формировать само реализующуюся личность.

Гуманизация образования предполагает ориентацию на личность учащегося, на его развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни (А.М. Новиков). Должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребенка. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья нужно говорить о единой коррекционно-развивающей среде в школе.

Основная идея - дети погружаются в специально созданную неадекватную ситуацию, прогнозируют и проектируют пути решения различных проблемных задач, опираясь на эвристические приемы методик продуктивного обучения.

Создание условий, обеспечивающих овладение участниками навыками эффективной изобретательской деятельности на основе коррекционной технологии «Сказкотерапия»; создание предметно-развивающей среды.

КУКЛОТЕРАПИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗОК

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК

ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯКорекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога





Можно считать доказанным, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать самодостаточным, является достижение им некоторого определённого уровня развития самосознания, т.е. уровня знания о своём Я, отношение к своему Я, и управление своим Я. Развитие самосознания ребёнка осуществляется через преодоление противоречий между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание) и его (ребёнка) собственной спонтанной активности. Иными словами, по мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я - действующим и Я - отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я - творческому. Схематично этот процесс можно представить с помощью рисунка.

Рис. 1. Формирование Я - творческого.

Внутри личностные противоречия

Я - творческое

Я - отражаемое

Я - действующееКорекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

На этот механизм развития самосознания указывал ещё в тридцатые годы Л.С. Выготский, в настоящее время указывает Л.М. Митина. Если в силу каких-то причин развёртывание указанного процесса не происходит, человек остаётся объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности. (Вачков И.В., 1989).

Таким образом, для нашей организации работы является учет положения об общности строения внешней практической предметной деятельности и деятельности внутренней, умственной, анализ интериоризации внешних действий, т.е. перехода их «извне - внутрь».

Отличным фоном для занятий с детьми возможно использование программы «Бименталь» Использование программы «Бименталь», которая позволяет: устранить депрессию, снизить тревогу и страхи, нормализовать сон, повысить уверенность. Программа состоит из 4 разделов: «Релаксация», «Здоровье», «Настроение», «Уверенность».

Гармонизовать помещение для групповых и индивидуальных занятий помогают коррекционно-оздоровительные календари, настроить учащихся на занятия помогают коррекционно-развивающие карты, устраняющие пробелы в математике и азбуке.

Для разнообразия изучения внутреннего мира предлагается и арттерапия, которая помогает лучше изучить народное творчество, а именно, сказки и басни, как русского народа, так и авторские и других стран мира и отреагировать в цвете свое эмоциональное состояние.

Коррекционно-развивающее занятие по программе «Сказочник»

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психологаИзвестно, что систематическое обучение значительно влияет на стихийно сложившийся когнитивный опыт ребенка. До школы ребенок посещал детский сад, дополнительные занятия, смотрел фильмы и программы, слушал радио - все это наложило отпечаток на его компетентность и мышление. Преобразование дошкольного понятийного опыта становится значимым показателем умственного развития учащихся 1 - 2 классов. Однако учащиеся с ОВЗ имеют очень узкий круг знаний и поэтому с помощью программы я пытаюсь восполнить этот пробел в знаниях учащихся. Для ослеживания динамики ориентации в общеизвестных сказках мне помогает тест Преобразование понятийного опыта (ТППО), разработанный на основе популярных детских сказок. Их изучение входит в программы как дошкольного, так и начального обучения. Для учащихся с недоразвитем эмоционально-волевой сферы содержание сказок эмоционально значимы, так как они помогают в выражении базовых эмоциональных состояний. Ребята сопереживают героям, учатся называть определнное эмоциональное состояние, замечают детали и стараются подражать любимым персонажам, что говорит о развитии мышления. Ребятишки постарше воспринимают уже сказку как предмет литературного изучения. Поэтому сказочное содержание может рассматриваться как одна из областей стихийного интеллектуального опыта детей, преобразование которой происходит под действием обучения.

Апробация и применение ТППО показала, что сказочное содержание располагает детей к выполнению теста, минимизирует тревожность, вызванную ситуацией тестирования.

Тест ТППО включает четыре субтеста.

  1. «Осведомленность» выявляет знание учениками различных сюжетных линий сказок, их авторов, элементарную литературоведческую осведомленность.

  2. «Аналогия» направлена на определение способности учащихся к установлению различных логико-функциональных отношений.

3 - 4. «Обобщение» и «Классификация» выявляют, на какие признаки опирается ребенок, обобщая и разделяя понятия.

Представим полученные результаты учащихся с ОВЗ. В исследовании принимали участие учащиеся 2-го и 3-го классов.

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

Как видим из приведенного исследования, что практически у 70 % учащихся очень низкий уровень ознакомления с общеизвестными сказками, ребята плохо ориентируются в названиях и авторов практически не знают. Со многими сказками не знакомы и никогда не слышали. У многих учащихся есть знания, но они бессистемны и не конкретны.

Путешествие в Песочный город
программа занятий по адаптации вновь поступивших учащихся методом песочной терапии.

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

Основные причины, вызывающие у младшего школьника трудности адаптации к школьному обучению.

  • Несформированность «внутренней позиции школьника».

  • Слабое развитие произвольности.

  • Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.

  • Подчинение новым правилам школьной жизни.

  • Общение с учителем, принятие учебной задачи.

  • Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми.

  • Отношение к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности, к своим результатам.

  • Состояние здоровья и уровень физиологического и умственного развития.

Цель программы: профилактика дезадаптации вновь поступивших учащихся, повышение психологической безопасности.

Задачи.

  1. Развить коммуникативные навыки, способности к взаимодействию с другими детьми.

  2. Ориентировать на позитивное отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результата.

  3. Снизить психоэмоциональное напряжение.

  4. Пробудить интерес к познавательной деятельности.

Основная цель песочной терапии - достижение клиентом эффекта само исцеления посредством спонтанного творческого выражения через работу с образами бессознательного.

Метод песочной терапии базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии участников.

Данные об апробации программы. Программа была апробирована в течение 5 лет в Назаровской СКОШ VIII вида.

Для контроля результатов использовались диагностические методики:

  • Проективные методики: «Человек под дождем», «Несуществующее животное».

  • Тест Люшера.

  • Анкета Н.Г. Лускановой для изучения уровня мотивации. Внешняя экспертная оценка группового сеанса психотерапии представителями городского общеобразовательного пространства.

Организационные условия.

1. Материально-техническое оснащение. Для проведения занятий необходимо оснащение кабинета психолога:

  • Подносы с просеянным песком.

  • Коллекция миниатюрных предметов и фигурок, картинки.

  • Ящик с песком для занятий с детьми.

Сроки и время реализации программы.

Развивающий материал для занятий представлен в виде психопрофилактических и дидактических игр и упражнений. Занятия проводятся в группе по 3 человека. Продолжительность одного занятия 30-35 минут. Периодичность - 1 раз в неделю. Курс песочной терапии - 10 занятий.

Основные требования.

  • Согласие и желание ребенка.

  • Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий.

  • У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Основополагающий принцип песочной терапии: минимум инструкций, ненавязчивость ведущего, а также осознание трехстороннего переноса между ребенком, ведущим и художественным образом.

Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в песочный город»

Когда песчинки взлетают в небо,

они превращаются в звезды.

Но когда звезды падают вниз,

их уже не отличишь от простого песка.

Звезды - это песчинки, которые над головой,

а песчинки - это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин





Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога



Динамика изменения учебной мотивации у учащихся коррекционной группы:

Уровни мотивации

Первичная диагностика

Повторная диагностика

1. Высокая школьная мотивация.

-

15%

2. Нормальная школьная мотивация.

10%

60%

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами.

50%

25%

4. Низкая школьная мотивация.

20%

-

5. Негативное отношение к школе, дезадаптация.

20%

-

Стиль ситуативной коммуникации отражает общий характер взаимодействия «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу на протяжении занятия, определялась ССК по следующим параметрам:

  1. Агрессивность - миролюбие.

  2. Тревожность - спокойствие.

  3. Комформизм - лидерство.

  4. Отстраненность - вовлеченность.

  5. Стереотипность - креативность.

  6. Индивидуализм - сотрудничество.

  7. Ригидность - гибкость.



Экспертная оценка представителей городского общеобразовательного пространства в связи с проведением семинара по теме: «Перспективы развития специального образования» на коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной терапии.

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

На основании полученных данных можно предположить, что использование песочной терапии способствует значительному расширению репертуара поведенческих моделей, накоплению жизненного опыта и развитию познавательной сферы личности детей с ОВЗ.

Создание последовательных песочных композиций отражает динамику психических изменений.

Корекционно-развивающие технологии в работе педагога-психологаКорекционно-развивающие технологии в работе педагога-психологаКорекционно-развивающие технологии в работе педагога-психологаКорекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога

Литература.

  1. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПБ,: КАРО, 2009.

  2. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2003.

  3. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. Метод.пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Издательство «Речь», 2002.

  5. Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

14


© 2010-2022