Урок мужества Детство опаленное войной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В этом году наша страна отмечает 70 годовщину Победы над фашистской Германией. В канун Дня Победы в Колодезянской школе 24.04.2015г. был проведен урок мужества «Детство, опалённое войной»,  рассказывающий о нелёгкой судьбе детей войны, о страданиях, голоде и подвиге. Особое внимание уделялось пионерам-героям. Цели урока – формирование верного понимания исторических событий, адекватного отношения к трагедии и боли людей того времени, воспитание чувства гордости за пионеров-...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок мужества

«Детство, опалённое войной».



Разработала педагог- психолог,

педагог- библиотекарь Кедрич М.Н.











с.Колодезное 2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические материалы по патриотическому воспитанию представлены в виде разработки урока мужества по теме «Детство, опалённое войной»

Урок посвящён теме военного детства, рассказывает о нелёгкой судьбе детей во время Великой Отечественной войны, о страданиях, голоде и подвиге. Особое внимание уделяется пионерам-героям.

Цели урока - формирование верного понимания исторических событий, адекватного отношения к трагедии и боли людей того времени, воспитание чувства гордости за наших пионеров-героев; сохранение от забвения событий тех лет.

Задачи - эмоциональное воздействие на душу подрастающего поколения, создание атмосферы уважительного отношения к очевидцам событий тех лет, пробуждение желания узнать о пионерах-героях.

Данный урок может быть проведён ко Дню Победы, ко Дню защитника Отечества как в классе, так и в параллели, а также как общешкольный вечер Памяти. Он рассчитан на 6-9 классы. Предполагается сочетание выразительного чтения стихотворений, инсценировка, конкурс рисунков.

После проведения урока рекомендуется провести рефлексию: «Что нового ты узнал на этом уроке? Насколько это для тебя и для всех нас важно? Что ты испытывал? Что хотел бы узнать? Что было особенно интересно?» В качестве продолжения урока предлагается провести конкурс сочинений и рисунков «Война глазами детей».

Предполагается, что дети заинтересуются судьбами детей во время войны, поэтому рекомендуется составить список книг для чтения по этой тематике и через месяц провести читательскую конференцию «Книги о военном детстве» и конкурс рисунков «Два детства».

Рекомендованный перечень книг для конференции:

Богомолов «Иван». «Зося».

В.П. Катаев « Сын полка».

К. Симонов «Сын артиллериста».

Осеева « Отряд Трубачёва сражается»

А. Фадеев «Молодая гвардия».

В.П. Астафьев «Где-то гремит война»

Г. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»


Демонстрируется клип и звучит первый куплет песни «День Победы» Вступление: урок мужества «Детство, опалённое войной», который мы проводим в канун Дня Победы, посвящается детям Великой Отечественной войны. В этом году наша страна отмечает 70 годовщину Победы над фашистской Германией.

Слайд 1. «Детство, опалённое войной»

Слайд 2. Победа, к которой шли долгих 4 года!

1418 дней и ночей.

34 000 часов…

27 000 000 погибших.

Представьте себе, если по каждому погибшему

из 27 000 000 объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года.

Разрушено:

1710 городов и посёлков свыше 70 000 сёл и деревень

32 000 промышленных предприятий

65 000 километров железнодорожных путей

Затоплены шахты

Истоптаны плодородные нивы

Слайд 3. 22 июня 1941 года ранним воскресным утром война внезапно нарушила мирную жизнь людей. Фашисты атаковали наши границы, бомбили мирные города и сёла.

Слайд 4. Едкий дым пожарищ поднимался над родной землёй

Слайд 5. Фашистские танки с грохотом и лязгом ползли по нашей земле, топтали плодородные нивы, извергали смерть.

Слайд 6. Запомни глаза этих детей. Это на их головы фашисты сбрасывали бомбы.

Слайд 7. Люди в ужасе покидали родные места. Шли нескончаемым потоком, уводя и унося на руках от беды своих детей.

Слайд 8. Они шли по бесконечным дорогам, чтобы не стать подвластным гитлеровцам, бросив всё нажитое своим трудом.

Слайд 9. Стихотворение

Переполняя все дороги,

Шли молча тысячи людей.

Болели плечи, ныли ноги…

Терпели, не прося подмоги,

Лишь раздавался плач детей.

К возмездью женщины взывали,

Несли свой крест и стар и мал.

Вставал рассвет, яснели дали,

А за спиной дома пылали,

Родимый город догорал.

Слайд 10. Сколько их, опалённых войной детских судеб?

Сколько брело по дорогам войны детей бездомных,

голодных, потерявших родных и близких.

Стих. «На развороченном пути…»

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щёки белые, как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

Слайд 11. 1941 - 1942. Самые страшные годы войны. Годы

отступлений и невосполнимых потерь. Враг был

страшен, могуч и беспощаден.

Слайд 12, 13. Красноармейцы вели смертельные бои, пытаясь остановить врага.

Слайд 14. Уже не доехать бойцу молодому

до края родного, до отчего дома.

Лежит он, раскинувшись, руки разбросив,

Над ним обгорелые никнут колосья.

Слайд 15. Оккупация. Фашисты пришли.

Слайд 16. Заполыхали пожары, полилась кровь стариков, женщин и детей. Бей, круши, жги, насилуй, убивай - вот девиз гитлеровцев.

Слайд 17. Дети на развалинах. На фоне слайда - стих. Лариса Щасная. Детство.

«Мы были серыми, как соль…»

Мы были серыми, как соль,
А соль на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль,
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ,
И смерть обрушивалась с неба,
Раскаливая белый свет.
Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово - «Нет!».
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Мы были бережно хранимой
Её надеждой в горький час -
И свет, и соль земли родимой,
И золотой её запас.

Слайд 18. А сколько детей было отправлено фашистами в лагеря смерти: Бухенвальд, Саласпилс, Освенцим.

Запомните эти детские лица за колючей проволокой.

Гитлеровцы лишили их детства, отучили смеяться и говорить во весь голос.

Слайд 19. Из этих маленьких тел изверги выкачивали кровь для своих раненых солдат, проводили над ними опыты. Тех, кто посильней, заставляли работать. Слабых - отправляли в печь.

Сегодня мы не можем не сказать о детях блокадного Ленинграда.

Блокада, бомбёжки, обстрелы, голод и холод - всё это пришлось пережить им.

Слайд 20. Линия обороны. Ленинградцы стояли насмерть все

900 блокадных дней.

Слайд 21. Двадцать девять месяцев блокады.

Голод. Мрак. Обстрелы. Боль утрат.

Слайд 22. В городе оставалось 400 000 детей

Слайд 23. Раненый малыш

Слайд 24. В городе не работал водопровод и воду приходилось возить

на санках с реки.

Ведущий. Наверное, самое страшное - это чувство голода, которое ничем не заглушить. Нам не понять, как можно выжить на таком пайке, который получали жители во время войны. Из хроники тех лет мы видим длинные траурные очереди за хлебом, людей, напоминающих тени, еле передвигающих ноги - и молчание, потому что экономили силы даже на словах. Больно и страшно слушать признания детей из тех военных лет.

Самой страшной была осень1941 года.

В городе начался голод.

Хлеб выдавали по карточкам

Детям полагалось125 граммов.

Кусочек был так мал, что человек не ощущал его на руке, а это было всё, что можно было съесть.

Муки в хлебе было 5%, остальное опилки и целлюлоза.

Слайд 25. 125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам (демонстрация заранее взвешенного кусочка хлеба).

Слайд 26. На берегу Невы…

Многим известна печальная история 11-летней девочки из Ленинграда Тани Савичевой. Таня записывала даты смерти своих родных.

Слайд 27. Дневник Тани Савичевой.

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного города в Горьковскую область, но она прожила недолго. Здоровье было подорвано. Таня умерла. Дневник остался.

А вот рисунки неизвестной девочки из блокадного Ленинграда.

Слайды 28 - 33

На фоне 34 слайда - стих. Ю. Воронова «В школе»


Девчонка руки протянула
И головой - на край стола.
Сначала думали - уснула,
А оказалось: умерла.

Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

В блокадном городе даже в самые тяжёлые дни работало 39 школ.

Дети в осаждённом врагами городе не только учились, но и работали.

Слайды 35,36.

Но не только дети Ленинграда проявляли стойкость, мужество, героизм. Повсеместно «С отцами рядом были их сыны, и дети шли дорогами войны»

Ведущий. Тяжело было на фронте, не менее тяжело и в тылу. Сражались не только взрослые, но и женщины, и дети. Особенно тяжело, наверное, было детям, потому что детство и война - понятия несовместимые.

Вот как об этом сказал А.Т. Твардовский: «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. Мальчик трёх лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шён». Мальчик лет двенадцати, в больших, широких, как вёдра, немецких сапогах, подбитых гвоздями-шурупами, с блестящими круглыми шляпками. Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненную, когда шёл бой за их деревню. Девочка с ребёнком на руках и двумя меньшими у трупа матери. Меньшие плачут. Маленький на руках плачет, видя, что все плачут». И сейчас мы слышим голоса детей войны.

1 участник (выходит на сцену в пальто не по росту и читает стихотворение Глеба Еремеева «Из детства»).

Я из детства ушёл не как все,

Я шагнул через пламя взрыва…

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной,

От дождей оплыла воронка.

Трудно вырасти из ребёнка,

Искалеченного войной.

2 участник (читает стихотворение Глеба Горбовского)

Война меня кормила из помойки.

Пороешься - и что-нибудь найдёшь,

Как серенькая мышка-землеройка,

Как некогда пронырливый Гаврош.

Зелёненький сухарик,

Корка сыра,

Консервных банок терпкий аромат.

В штанах колени,

Вставленные в дыры,

Как стоп-сигналы красные, горят.

И бешеные пульки вместо пташек

Чирикают по-своему…

И дым,

Как будто знамя

Молодости нашей,

Встаёт над горизонтом золотым.

3 участник (читает стихотворение А. Брагина «Дети»)

В войну мне выдали бесплатно

Американское пальто.

Во всей округе, вероятно,

Такого не имел никто.

Неловко было к оборванцам,

К друзьям-приятелям моим

Вдруг заявиться иностранцем

Или начальником каким.

Пальто и спереди и сзади -

Не веришь, мать мою спроси, -

Я до того отделал за день,

Что хоть тряпичнику неси!

За это мать со мной вожжами

Поговорила,

Но зато

Уж никого не обижало

Американское пальто.

Ведущий. А дети в тылу забыли о детстве и игрушках. Они вставали за станки вместо ушедших на фронт отцов и старших братьев. Часто там же, у станков, и спали: не было сил идти домой. У них украла детство война. Но какая-нибудь мелочь вновь напоминала, что они дети.

4 участник (читает стихотворение Владимира Радкевича «Баллада о банке варенья»).

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки с Урала,

Поставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим - всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию - банку варенья -

Пред нами, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья, простое и верное средство

напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

и синее небо, и запах простого цветка!

(Ведущие читают слова со слайда 1 и 2 презентации «Дети-герои»)

1.Ведущий. А дети-партизаны! Рядом с отцами они бились с фашистами, рискуя каждый день своей жизнью. Вы слышите их голоса?

(Выступления следующих участников сопровождаются презентацией «Со школьного порога шагнувшие в войну» )

5 участник слайд№3,4 ( на экране - портрет пионера-героя Леонида Голикова). Я Леня Голиков. 21 января 1943 года мне было 16 лет, когда я погиб в бою. Я был партизаном и часто ходил в разведки. Ведь никто не мог бы заподозрить в мальчонке мстителя! Чтобы не привлекать к себе внимания, я одевался в отрепья и под видом сбора милостыни ходил по сёлам, запоминая, сколько солдат, автомашин, пушек. Однажды меня зазвали в немецкую столовую и дали поесть. Под тарелкой я оставил «благодарственную записку»: «Здесь обедал партизан Голиков. Трепещите, гады!» В 14 лет за спасение раненого командира меня наградили медалью «За боевые заслуги». А однажды я принёс в отряд ценные сведения. Дело была так. Гранатой я подбил машину с гитлеровским генералом. Тот стал убегать. Я - за ним. Целый километр догонял фашиста. А когда понял, что тот уйдёт, выстрелили. Отобрал у убитого портфель с ценными документами, принёс в отряд. За это был награждён званием Героя Советского Союза».

6 участник читает со слайда№5,6 ( на экране портрет Вали Котик).

7 участник читает со слайда№7,8 ( на экране портрет Аркадия Каманина).

8 участник читает со слайда№9,10 ( на экране портрет Вали Зенкиной).

9 участник читает со слайда№11,12 ( на экране портрет Валерия Волкова).

10 участник читает со слайда№13,14 ( на экране портрет Гали Комлевой).

11 участник читает со слайда№15,16 ( на экране портрет Васи Коробко).

12 участник читает со слайда№17 ( на экране портрет Зины Портновой).

Сама я из Ленинграда. На лето приехала к своей бабушке в Витебскую область. Тут меня и застала война. Я видела, как фашисты обращались с мирным населением и решила: надо бороться с врагом. Вступила в молодёжную организацию «Юные мстители». Мы ночью тайком слушали сводки Совинформбюро, писали их на бумаге, расклеивали на домах. Мы с подругой устроились подсобными рабочими на кухню и однажды отравили более ста офицеров. Оставаться в столовой было опасно, и мы ушли в партизанский отряд. Однажды после выполнения очередного задания я возвращалась в отряд, нарвалась на засаду. Меня схватили, посадили в тюрьму, пытали, но я молчала. Во время очередного допроса увидела на столе у фашиста пистолет, схватила его и убила врага. Выскочила в коридор - застрелила другого солдата. Во дворе меня схватил часовой - и я снова в камере.

2.Ведущий. слайд №18. Озверелые фашисты жестоко надругались над девушкой: выкололи ей глаза, отрезали уши, выкрутили руки, а потом расстреляли. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Мы не имеем права забывать о тех, кто прошёл войну, погиб ради нашего будущего. А ведь им так хотелось жить, любить, петь песни, радоваться! Это они завещали нам. Поэтому наша задача - оправдать их надежды, радоваться, жить и любить, но не забывать, кому мы обязаны своим счастьем!

Рассказ об Алиме Абденановой первой женщине-мусульманке удостоенной звания Героя России .

Герой России - разведчица Алиме

Урок мужества Детство опаленное войной

Она могла сохранить жизнь, но для этого надо было предать Родину. Девушка предпочла за нее умереть.

Алиме Абденанова родилась в Керчи. Детство и юность прошли в селе Джермай-Качи, где ей в годы оккупации предстояло сформировать разведотряд. Когда Алиме предложили стать разведчицей, она находилась в Краснодаре, куда вывезла документы районного исполнительного комитета. Комсомолка, ни минуты не колеблясь, согласилась сотрудничать с военной разведкой. После прохождения полного курса подготовки в разведывательной школе ее под оперативным псевдонимом «Софие», что на крымско-татарском означает «незапятнанная», «чистая», вместе с радисткой забросили в Крым. Это было ночью со 2 на 3 октября 1943 года.


Пилот ошибся и сбросил девушек далеко от того места, где они должны были высадиться. А еще при неудачном приземлении Алиме повредила ногу. Превозмогая боль, добралась до родной деревни, познакомила близких с «подругой-беженкой». Уже через два дня «Софие» первый раз вышла на связь с Центром,

передала сообщение о немецких войсках, дислоцировавшихся в северо-восточной части Крымского полуострова. 19-летней разведчице за короткое время удалось создать группу «Дая», которая добывала сведения, необходимые для продвижения вглубь полуострова советских войск. За пять месяцев Алиме направила в Центр более 80 донесений. Содержащиеся в них важные данные помогли командованию Отдельной Приморской армии правильно спланировать операцию по освобождению северо-восточной части Крыма.

Действовать группе «Дая» приходилось в тяжелейших условиях: гитлеровская контрразведка активно противостояла партизанам и советским разведчикам, которых под видом местных жителей забрасывали на полуостров. Из большого количества агентов «закрепиться» удалось немногим. Стремясь лишить партизан поддержки местного населения, фашисты ввели строгую систему контроля: все жители Крыма были подвергнуты тройной регистрации и не могли свободно передвигаться по полуострову. О появлении в городах и селах неизвестных сразу становилось известно.

За Алиме и радисткой каратели пришли в феврале 1944 года. Девушек бросили в тюрьму в Старом Крыму. Радистка не выдержала испытаний и согласилась работать на фашистов, а Алиме претерпела все пытки до конца. Товарищи надеялись ее спасти - 27 марта организовали налет на немецкую комендатуру. Партизанам удалось освободить многих арестованных патриотов, но Алиме среди них не оказалось: ее отправили в Симферополь. 5 апреля 1944 года разведчицу расстреляли. До сих пор достоверно неизвестно, где ее казнили. По одним данным - в симферопольской тюрьме, по другим - в концлагере «Красный».

- Но у нас есть место, куда можно прийти и положить цветы, - рассказывает двоюродная сестра Алиме Абденановой - Ведие. - Это памятник у дороги в Керчь. Его поставили крымские татары после возвращения из депортации. Деньги собирали всем миром. Наши родственники и знакомые, когда проезжают мимо, - останавливаются, возлагают цветы и читают молитву Дуа - «воззвание к Богу». По нашим обычаям те, кто погибают на поле боя, сразу попадают в рай.

Для нас Алиме - ангел и кумир, в каждой семье есть девочка с таким именем. Мы будем хранить память о ней и воспитывать детей в любви к Родине, своей земле, своему народу.

«Товарищ Абденанова Алиме - преданная дочь Советской Родины и достойна правительственной награды - ордена Красного Знамени» - запись в наградном листе от 5 ноября 1943 года. Так в СССР оценили подвиг молодой разведчицы, нашей землячки - крымской татарки, зверски замученной фашистами. И вот спустя десятилетия новая награда - звание Героя России (посмертно). Алиме Абденанова стала первой женщиной-мусульманкой, удостоенной его.

Минута молчания на фоне видео клипа «О той весне » в исполнении детского хора.


© 2010-2022