Программа занятий Птица радости

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Вологды


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете школы ДИРЕКТОР МОУ «СОШ №3»

протокол № 15 от 28. 08. 2015г. _______________ Н.В. Мочалова

Приказ № 100/1 от 28.08.2015г.



ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПТИЦА РАДОСТИ»



Классы- 5 класс

Срок реализации - 1 год

Количество часов за нормативный срок освоения курса - 34 ч

Педагог- психолог- Матюшичева А. А.





Вологда

2015

Пояснительная записка



Cредний уровень тревожности у сегодняшнего школьника значительно превышает тот, который психологи получали при обследовании детей несколько лет назад, а по некоторым данным уровень недифференцированной тревоги у молодых людей превышает аналогичный показатель для людей старшего поколения

Ритм современной жизни, вечно занятые родители, трансформация школьных программ и требований, видоизменение социального статуса ребенка (прием в школу, переход из начальной школы в среднюю и пр.), изменение социального окружения и многое другое - вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребенку. Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Можно сказать, что данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.

Таким образом, необходимость оказания психокоррекционой помощи и поддержки таким детям является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении. Для ее решения и создана программа психокоррекции тревожности, рассчитанная на младший школьный возраст.

Место данного курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Результаты освоения программы:

Личностные результаты: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помочь адаптироваться в группе сверстников, снять эмоциональное напряжение у детей, повышать самооценку. Диагностика актуального состояния ребенка, выяснение тревожащей ситуации в жизни ребенка.

Предметные результаты: дать детям понятия «общение», «эмоции», «коммуникативные навыки» и учить детей делать выводы в результате совместной работы. Установление контакта с ребенком, установление положительной психологической, рабочей атмосферы в группе, классе.

Метапредметные результаты: развитие коммуникативных навыков и эмоций, уметь слышать и понимать других людей, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. Перестройка особенностей личности школьника, его самооценки и мотивации.

Задачи программы:

1. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

2. Развивать навыки социального поведения.

3. Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Формировать позитивное отношение к своему «Я».

5. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

6. Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

7. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

8. Развивать навыки самоконтроля.

9. Обучать формам приемлемого выражения гнева.

Особенности возраста:

Кружок «Птица радости» посещают школьники 5-х классов, испытывающие трудности в общении, поведении, эмоциональной сферы, трудности в адаптации.

Родители и педагоги иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают их дети естественно, не придают значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом , на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим и к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные негативные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагога - психолога.

Практическая значимость: программа обеспечивает комплексный подход к коррекции тревожности и позволяет сделать психокоррекционный процесс более полным, развернутым и эффективным.

Методы работы: арт-терапия; элементы сказкотерапии; использование методики оригами; упражнения на релаксацию и дыхание; отдельные процедуры психодрамы.

Таким образом, наше обычное занятие выглядит так:

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

3. Индивидуальная работа (оригами).

4. Групповая работа.

  1. Установление контакта, ритуалы приветствия

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия, враждебности со стороны окружающих. На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с тревожным ребенком. Для этого необходимо завоевать его доверие, восстановить и укрепить потребность в общении. Проще всего это можно сделать в игровой форме.

Вначале желательно включать в работу те игры, которые позволяют детям свободно выразить экспрессию, снять статическое напряжение. Мы включаем подвижные игры в ритуал приветствия (например, упражнение «Как здороваются олени»). Еще одно упражнение, которое можно отнести к ритуалам, - «Нить - настроение». Ритуалы благотворно влияют на самочувствие тревожных детей. Детская тревожность часто повышается в условиях неизвестности. Ритуал начала занятия позволяет безболезненно включить детей в работу.

  1. Упражнения на снятие мышечного напряжения

Очень важное место в программе занимают упражнения на релаксацию и дыхание. Эти упражнения не только позволяют тревожному ребенку изучить, понять свое состояние в тот или иной момент, но и учат его овладевать этим состоянием и изменять его по своему желанию.

Любое наше состояние каким-либо образом проявляется на телесном уровне. Тревожные дети напряжены и зажаты. Ребенку крайне трудно управлять напряженными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом. Приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Чтобы помочь детям снизить напряжение - и мышечное и эмоциональное, можно научить их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.

Релаксационное состояние, достигаемое в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы, способствует снятию мышечного напряжения, приносит удовольствие ребенку.

  1. Индивидуальная работа
    (оригами)

Исследования на факультете психологии университета Ростова-на-Дону показали, что благодаря занятиям оригами стабилизируются на высоком уровне психическое и эмоциональное состояния, снижается тревожность и психическая травмируемость.

Оригами позволяет реализовать себя, использовать скрытые задатки и способности. Приобретается опыт творчества, который дает основу для более успешного приспособления к постоянно меняющимися задачам и условиям, которые ставит перед детьми жизнь.

Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными детьми тем, что лист бумаги практически невозможно испортить. Индивидуальная работа с бумажными фигурками позволяет развить у детей позитивную самооценку, получить навык самовыражения, лучше узнать себя, поверить в свои возможности, развить творческие способности.

  1. Групповая работа

Во время групповой работы происходит осознание своего места в окружающем мире и выработка навыков группового взаимодействия. Психолог имеет возможность наблюдать за групповыми ролями и их динамикой. Групповую работу можно проводить в виде сценок, пантомим, сочинения сказок, театрализованного проигрывания их, ролевого моделирования и пр.

  1. Критерии эффективности

Проблема эффективности психокоррекции очень сложна. Снятие симптоматики (в нашем случае - высокой тревожности) может быть кратковременным, тем более что наиболее яркие, заметные сдвиги, изменения отмечаются обычно через 6-7 месяцев после завершения психокоррекционой работы. Поэтому вопросы о том, каковы критерии эффективности при проведении психокоррекции, какова степень надежности произошедших сдвигов, до настоящего времени остаются открытыми.

Учитывая вышесказанное, можно рекомендовать оценку результативности программы через анализ следующих показателей:

- представления ребенка о том, чему он научился во время работы группы;

- оценка изменений в поведении и деятельности ребенка, его эмоциональном самочувствии, даваемая учителями и родителями;

- сравнение положения ребенка среди сверстников до и после коррекционной работы.



Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Птица радости»



Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

I

Я - пятиклассник!

15

1.1

Зачем человеку необходима психология?

1

1.2

Что такое 5 класс?

1

1.3

Какой я и чем я отличаюсь от других?

1

1.4

Кто я, какой я?

1

1.5

Я могу

1

1.6

Я нужен

1

1.7

Я мечтаю

1

1.8

Я и мои цели

1

1.9

Мир эмоций

1

1.10

Понимаем ли мы друг друга

1

1.11

Я и мои друзья

1

1.12

Трудные ситуации могут научить меня

1

1.13

Мои учителя

1

1.14

Мой класс

2

II

Тренинг самопознания

11

2.1

Я и мое тело

3

2.2

Я и мой язык

2

2.3

Я и мое настроение

1

2.4

Я и мои способности

3

2.5

Я и мое детство

2

III

Тренинг по сплочению классного коллектива «Давайте жить дружно»

5

IY

Занятия по самопрезентации

3

итого

34


© 2010-2022