Урок в 5 классе «Секреты общения»

Ничто не стоит нам так дёшево и ничто не ценится так дорого другими, как вежливость. М.Сервантес    Общение - обмен информацией  и  эмоциями между людьми (межлич­ностное), группами (межгрупповое) является основным средством самоут­верждения личности. Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному (речевому, вербальному) и эмоцио­нальному (невербальному). Особенности речевого общения В речевом обращении имеет зна­чение умение говорить красиво, убе­дительно, ясно. Для выступления важна общая композиция, логика ре­чи, которая украшается риторически­ми узорами и цветами красноречия. Недаром существует понятие «ора­торское искусство», которым можно воздействовать на людей, равно как музыкой, песней или ритуальным действом. Речь. Слово, речь — основы сред­ства общения. Содержание речи несёт ту информацию, которую вы хотите пе­редать: существо дела, свое отношение к нему, наконец, свои ожидания ответ­ных действий партнера. Чем яснее, до­ходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьётесь цели общения. Культура речи вырабатывается всеми школьными предметами, особенно гу­манитарными.
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Секреты общения

Ничто не стоит нам так дёшево и ничто

не ценится так дорого другими, как вежливость.

М.Сервантес

Общение - обмен информацией и эмоциями между людьми (межлич­ностное), группами (межгрупповое) является основным средством самоут­верждения личности.

Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному (речевому, вербальному) и эмоцио­нальному (невербальному).

Особенности речевого общения

В речевом обращении имеет зна­чение умение говорить красиво, убе­дительно, ясно. Для выступления важна общая композиция, логика ре­чи, которая украшается риторически­ми узорами и цветами красноречия. Недаром существует понятие «ора­торское искусство», которым можно воздействовать на людей, равно как музыкой, песней или ритуальным действом.

Речь. Слово, речь - основы сред­ства общения. Содержание речи несёт ту информацию, которую вы хотите пе­редать: существо дела, свое отношение к нему, наконец, свои ожидания ответ­ных действий партнера. Чем яснее, до­ходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьётесь цели общения. Культура речи вырабатывается всеми школьными предметами, особенно гу­манитарными.

Примечание. Однако в молодёж­ной, подростковой среде часто встре­чается примитивная речь, щедро ук­рашаемая жаргонными и нецензурны­ми словами. Попробуйте-ка сказать кому бы то ни было: «Ты примитивная личность!» Это прозвучит как оскорб­ление для любого человека. А прими­тивный стиль речи как раз и свиде­тельствует о личностной и социальной незрелости человека, о его примитив­ности. Примитивная речь, примитив­ный стиль общения задерживают, ог­раничивают дальнейшее развитие речи человека, что впоследствии может от­разиться и на его общем развитии.

Познакомимся с некоторыми при­ёмами, помогающими достичь цели (эффекта) при речевом общении.

Обращение. Интонация, с кото­рой вы произносите имя вашего парт­нёра, должна отражать положительное отношение к нему. Нсли же вы рассчи­тываете на взаимную симпатию, мож­но применить ласкательную форму имени, соответствующий эпитет (до­рогой, любимый, уважаемый и т.п.). Для человека пет ничего слаще его имени, произнесённого с уважитель­ной, почтительной или любящей ин­тонацией.

Первые фразы. Привлечь к себе внимание как к личности можно при помощи подобранных или «с ходу» придуманных фраз. Например, худо­жественно выразительное высказыва­ние кого-то из популярных авторов или актёров («Лёд тронулся, господа присяжные...»).

Возбуждение интереса, проблематизация. За первыми эффект­ными фразами должно последовать интересное для партнёра содержание. По преподнести его выгоднее всего в виде предположения, проблемы, до­гадки, которую надо предложить раз­решить вместе.

Разрядка. Часто ваш собеседник, с которым вы беседуете, или компа­ния, в которой вы выступаете, испы­тывает утомление от умных разговоров. Юмор, остроумное высказывание, шутка, весёлый каламбур - прекрас­ное средство снятия напряжения или усталости.

Интонация. Живая речь неотде­лима от интонации - сочетания темб­ра, громкости, высоты голоса и их че­редования. Интонация - это ключ, с помощью которого открываются кана­лы восприятия, понимания, усвоения информации. Известная максима «ин­тонация важнее информации» гово­рит о значении чувственной окраски речи.

Невербальные средства общения

Второй канал общения - невер­бальный, дополняет вербальный, но может играть и самостоятельную роль. Он осуществляется следующи­ми способами.

* Мимика (положение и движение частей лица). «Лицо - зеркало жизни,

глаза - зеркало души», - утверждали древние. Тому, кто умеет читать по ли­цам и заглядывать в глаза, не нужно долгих доверительных бесед, чтобы по­нять, что за человек находится перед ним. Но и ваш партнёр может тоже чи­тать по лицу. А потому улыбайтесь! Этим вы не только скроете некоторые свои проблемы от дотошного партнёра, но и поднимете себе настроение.

Ваша мимика должна соответст­вовать содержанию ваших слов, под­чёркивать определённые высказыва­ния. Ваши партнёры по контакту должны всегда понимать по выраже­нию вашего лица, что вы убеждены в том, что говорите, доброжелательны по отношению к ним.

Пантомимика (положение и движение частей тела). Многое можно выразить положением, позами. Поза может выражать превосходство, уве­ренность, подобострастие и другие ви­ды отношения к партнёру. Естествен­ность в движениях располагает к гово­рящему, излишняя подвижность, жес­тикуляция производят невыгодное впечатление, выдают нервозное состо­яние, заставляют сомневаться в истин­ности информации.

Зрительный контакт. «Луч­ше слов порою взгляды говорят», - это справедливо особенно при передаче чувств. В речевом общении следует поддерживать постоянный зрительный контакт, смотрите в глаза спокойно и доброжелательно, заинтересованным
взглядом.

Упражнение «Бессловесное общение»

Сообщите какую-либо информа­цию группе с помощью невербальных средств.

Психологические позиции и установки в общении

Позиция - это то состояние и те установки, которых мы придерживаем­ся в конкретном общении и которые проявляются сейчас, в данной ситуа­ции. Какими разными могут быть эти установки, становится ясно из стихов Р. Гамзатова:

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая;

«Я с этим человеком незнаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком незнаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

Закон заслуженного собеседни­ка. А.А. Ухтомский сформулировал объективный психологический закон общения. Известная истина, выражен­ная поговоркой «С ке.м поведёшься, от того и наберёшься», имеет и обратную силу: «Каков ты сам, таким и будешь представлять и строить своего собесед­ника» {он явится тебе таким, каким ты его заслужил).

К каждому мир и люди повора­чиваются так, как он того заслу­жил (каждый видит в мире и в людях то, что он ищет и чего заслуживает).

Каждый из вас, взаимодействуя с другими, невольно занимает какую-то из позиций. Но можно обдумывать свою позицию в общении заранее.

Позиции Д-В-Р. Вам известны (из курса «Сделай себя сам» - VI кл.) три знаменитые позиции, три инстанции внутри каждой личности, которые оп­ределяют характер и даже частично со­держание общения:

• детская позиция (Я-ребёнок, дитя) - эмоциональная, непосредст­венная, неуверенно-подчинённая или стихийно-взрывная;

  • родительская (Я-родитель) - самоуверенно-авторитетная, насильст­венная, агрессивная или покровитель­ственная;

  • позиция взрослого (Я-взрослый) - - рациональная, сдержанно-корректная, ответственная. Послед­няя для заинтересованного общения в ряде случаев желательнее, чем первые две.

Позиции «над-под-наравне». В зависимости от положения человека в служебной, деловой структуре он может вести разговор со следующих позиций:

  • «над», «сверху» (учитель, на­чальник, старший, лидер);

  • «иод», «снизу» (ученик, подчи­нённый, младший, зависимый);

  • «наравне», «рядом» (рядом друг с другом, одноклассники).

Аналогично в неформальном об­щении можно принять позицию «над» (командиром буду я) и можно пристро­иться к кому-то снизу, попросив взять вас в свою компанию.

Уверенность. Позиция спокой­ной убеждённости в своей точке зре­ния, в достижении поставленной цели, позиция естественности, достоинства, самообладания, готовность пойти на конфронтацию, по не с целью запугать или унизить другого, а с надеждой па установление истины и доброжела­тельных отношений.

Быть уверенным в себе - значит уметь определить и выразить своё же­лание и потребности. Уверенное пове­дение, например, выражается в уме­нии обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Такой прось­бой, к примеру, может быть просьба о свидании или, наоборот, отказ па предложение встретиться. Компонен­тами уверенной просьбы или отказа могут быть не только слова, но и жес­ты, мимика, поза.

Уверенность в себе не означает нахальство, агрессивность. Последняя является попыткой утвердить, свои потребности за счет другого. Уверен­ность в себе поощряется обществом, аг­рессивность порицается.

Другая противоположность спо­койной уверенности - неуверенность (стеснительность, боязнь общения, застенчивость) из-за слишком зани­женной самооценки. Это качество проявляется избирательно, в отдель­ных областях жизнедеятельности (например, человек считает, что не умеет петь, неспособен к математике или что у него некрасивая внешность и т.д.). Если человек болезненно переживает эти мнимые недостатки, то говорят, что он страдает комплексом неполно­ценности.

Доброжелательность, дружес­кое расположение, общительность, оптимистичность, лучше всего способ­ствуют контакту и разрешению про­блем.

Унижение партнёра (вежливость, соблюдение этических норм, культуры диалога). «Ничто не стоит нам так де­шево и ничто не пенится так дорого другими, как вежливость».

Однако вежливость, выражение расположения не должно переходить в заискивание, заигрывание, завоевание дешёвого авторитета.

Доверие к партнёру - признание соответствия его личности занимае­мому статусу, готовность открыть свой внутренний мир; показывается с помощью комплиментов, похвал, заве­рении. Недоверие обижает человека, препятствует установлению психоло­гического контакта. Однако в каждой ситуации существуют границы дове­рия и его демонстрации партнёру (ли­цемерие, хитрость так же вредят ре­зультату, как и недостаточность ком­плиментов).

Эмпатия - понимайте, сопере­живание, умение поставить себя на ме­сто партнёра, увидеть ситуацию его глазами. Эмпатия основана на искрен­ности, правдивости, откровенности. Но иногда эти внешние проявления могут укрывать и неблаговидные цели. Парт­нёр должен быть в определённой мере бдителен и уметь отличать искрен­ность от притворства.

Интимность (фр. «близкий», «уютный», «задушев­ный») восходит к латинскому «глубочайший», «сердеч­ный». Интимной называют такую си­туацию и тему общения, где между со­беседниками происходит глубокое и широкое взаимное самораскрытие (психологическое, личностное, духов­ное, физическое). Открываются мыс­ли и чувства, характер и жизненные планы, ценности жизни. В интимной ситуации мы пытаемся стать ближе к собеседнику, пытаясь познать пашу близость и пашу уникальность. В про­цессе интимного общения только 7% значимой информации передаётся словом, а 38% - интонацией и 55% - выражением липа, жестами, позой.

Пространственные позиции. Считается, что для интимного общения расстояние между партнёрами должно быть не более 50 см. Расстояние в 60-120 см характерно для дружеского общения, 120 - 360 см - делового, а при 360 см и более - общение приобретает односторонний характер.

Большое значение имеет располо­жение партнёров по вертикали. Более высокое положение одного партнёра над другими ставит его в психологиче­скую позицию превосходства («над»), более низкое - в зависимую позицию («под»). Общение на равных требует одного пространственного уровня (по­зиция «наравне»).

Тренинг инструментальных умений общения

• Произнесите «Здравствуйте...» с оттенками интонации, выражающи­ми радость, страх, удивление, удовольствие, упрёк, дисциплинированность, неудовольствие, с достоинством, иро­нично, торжественно.

А.С. Макаренко говорил, что он стал педагогом, когда научился произно­сить «нет» сотней различных инто­наций.

  • Прочитайте любой текст (на­пример, «Однажды в студёную ...»): шёпотом, максимально громко, пере­ходя волнообразно из одного в другое, с пулемётной скоростью, со скоростью улитки, как будто вы страшно за­мёрзли, как будто у вас во рту горячая картошка, как пятилетняя девочка, как робот.

  • Нахмурьтесь, как нахмурива­ются: учитель, недовольный ответом ученика; король Лир»; ребёнок, у которо­го отняли игрушку; человек, желающий скрыть улыбку; Наполеон; родитель,
    открывший дневник сына.

  • Улыбнитесь, как улыбаются: Мона Лиза, леди Макбет, очень вежли­вый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, само солнышко, мать младенцу, младенец матери, пациент после посещения дантиста.

* Посмотрите, как смотрят влюблённые друг на друга; лисица, сидящая перед вороной с сыром; папа поел родительского собрания; «мисс Россия» мышка на кошку; удав на кролика; начальник на подчинённого.

• Сядьте, как сидят: наседка на гнезде, орёл на горной вершине, председателъ экзаменационной комиссии, пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, преступник на скамье под судимых.

Словарик

Этикет - свод правил поведения, обхождения, взаимоотношений принятых в данном обществе.

Комплекс неполноценности - совокупность качеств, самооценка которых болезненно занижена, переживание личностью по поводу своих мнимых и реальных недостатков.

Ситуация-проба «В гостях»

Ваш новый знакомый пригласил вас в гости (на день рождения) в свои компанию, в составе которой есть ваши знакомые, те, кого вы ещё не знаете, и два-три ваших недоброжелателя.

Задание. Продумайте и мысленно проиграйте все детали своего вхождения в новую компанию: внешний вид, отношения со всеми группами ребят, так, чтобы ваш приход произвёл только положительные эмоции у компании.

Социально-приемлемые позиции (азы этикета):

• на улице муж чина идёт слева от женщины

• сопровождая женщину, он не должен позво­лять себе курить

• сопровождая двух женщин примерно одного возраста, он должен занимать место в центре. Если одна из женщин значительно старше другой, то она идёт в центре

• находясь в паре, мужчина должен идти чуть позади спутницы

• в поме­щение первой входит женщина

• спу­скаясь по лестнице, он должен идти на одну-две ступени впереди своей да­мы. Поднимаясь - на одну-две ступе­ни позади неё

• в общественном транспорте он садится лишь в том случае, если рядом не стоит ни одна женщина

• в гардеробе он помогает даме снять верхнюю одежду

• вставая из-за стола, не следует оставлять стул отставленным. Мужчина должен по­мочь даме встать, отодвинув её стул, затем опять поставить его на место

• отвозя даму на такси или на своей машине, он обязан подождать, пока она не войдёт в подъезд

• из автома­шины первым выходит мужчина и по­могает выйти женщине.


© 2010-2022