- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья «Самовоспитание как расширение самосознания»
Статья «Самовоспитание как расширение самосознания»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филимонова А.В. |
Дата | 31.12.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Составила: А.В. Филимонова,
педагог-психолог.
СЛАЙД №1
Классный час с психологом
«Самовоспитание как расширение сознания»
Цели и задачи:
-
продолжить работу по нравственному воспитанию детей;
-
содействовать формированию у обучающихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
-
развивать умение анализировать черты характера; индивидуальность детей, их творческие способности.
Материалы: компьютерная презентация, карточки с заданиями, мяч, карандаши или ручки, листы бумаги, горошины
( или пластмассовые теннисные мячики и др.).
Оборудование: компьютер, экран.
Ход мероприятия
СЛАЙД №2
Эпиграф: Никто другой не сможет воспитать человека,
если он сам себя не воспитает
(Сухомлинский В.А.)
1. Приветствие.
2. Вступительная часть.
Педагог-психолог: Добрый день! Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им. Теперь улыбнитесь друг другу.
2.1. Начинаем классный час упражнением с мячом.
СЛАЙД №3
У кого мяч в руках тот и отвечает на вопрос:
- Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием?
Ответы обучающихся.
Примерные ответы обучающихся: чтобы рядом с тобой было спокойно, интересно, чтобы от тебя исходило тепло, добро, радость
3. Опрос по кругу (активизация внимания).
3.1. Положить в ладошки детям по горошине или какой-то круглый предмет.
Педагог-психолог: Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа?
Ответы обучающихся.
Педагог-психолог: Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой "копии" планеты Земля?
Ответы обучающихся.
СЛАЙД №4
Педагог-психолог: На нашей планете около 5 миллиардов жителей. Как много людей на Земле! Но каждый человек - это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.
4.Основная часть.
Работа по теме.
СЛАЙД №5
4.1. Упражнение «Кто Я? Какой я? Знаю ли я себя?".
Педагог-психолог: В нашей культуре человек с раннего детства привыкает характеризовать себя в словах. Даже четырехлетний ребенок сможет что-то ответить на вопросы: кто ты? Какой ты? Попробуйте и вы сделать это на листочках, которые лежат перед вами.
Напишите как можно больше слов в каждый столбик: Кто я? Какой я?
Приложение №1
Обсуждение результатов.
После обсуждения подвести к выводу:
СЛАЙД №6-7
-Ответить на эти вопросы оказалось непросто…
- Мы ещё плохо знаем себя, значит, нужно продолжать изучать себя.
- Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни.
- А для этого нужно уже сейчас задумываться: "Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?"
- Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать: "Всё ли я правильно сегодня сделал? Смог ли я кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли кого?"
Педагог-психолог: Человек не может прожить в одиночестве без других людей. Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.
4.2. Упражнение «Делай так».
Педагог-психолог: Ребята, пусть сейчас встанут те из вас, кого хотя бы раз в жизни кто- то обидел.
Обучающиеся выполняют задание.
Педагог-психолог: Какие чувства вы при этом испытывали?
Примерные ответы: боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду.
Педагог-психолог: А теперь, друзья, пусть встанут те из вас, кто ни разу никого не обидел.
Обучающиеся выполняют задание.
Педагог-психолог: Я вижу, что таких среди нас нет.
Всегда нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него сложатся отношения с другими людьми.
4.3. А сейчас обратите внимание на экран.
СЛАЙД №8
Прочитайте "Золотое правило нравственности":
«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
4.5. Опрос по кругу.
Педагог-психолог:
- Кто хочет поделиться результатами познания самого себя?
СЛАЙД №9
- Что в общении друг с другом помогает делать отношения теплее, добрее, искреннее?
Примерные ответы: добрые слова, поступки
- А какая традиция в нашей школе посвящена этому?
Примерные ответы: АКЦИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ и др.
Педагог-психолог: А сейчас поиграем.
СЛАЙД №10
4.6. Игра называется "Душевные богатства".
На партах у вас лежат карточки со словами, выберете черты характера, которые вам подходят. А затем , по желанию, назовите их.
Приложение № 2
Ребята выполняют задание.
Педагог-психолог: Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?
Ответы обучающихся.
4.7. Педагог-психолог: Посмотрите ещё раз на горошину.
Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна?
Ответы: без природы и др.
Педагог-психолог: Каким должен быть человек, способный сохранить всё живое на Земле?
Ответы обучающихся.
5. Заключительная часть.
5.1. Педагог-психолог: Итак, вывод:
-Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.
- Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.
- Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?
СЛАЙД №11
- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.
Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.
СЛАЙД №12
Помните! "Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает" (Сухомлинский В.А.)
5.2. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
Педагог-психолог: Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить.
Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони.
Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.
Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.
Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.
Педагог-психолог: Я начинаю: … я желаю тебе здоровья.
Обучающийся: Спасибо. Я желаю вам мира и добра.
И т.д. (по кругу).
СЛАЙД №13
6. РЕФЛЕКСИЯ.
Педагог-психолог:
- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:
- Очень важным на классном часе для меня было ….
- В жизни мне пригодится ….
- Сегодня я воспитывал в себе …
Приложение №1
Упражнение «Знаю ли я себя?»
Кто я?
Какой я?
Знаю ли я себя?»
Приложение №2
Игра «Душевные богатства»
Выберете черты характера, которые вам подходят. А затем , по желанию, назовите их.
Слабый,приятный,грубый,справедливый,хвастливый,трудолюбивый,осторумный, смелый,жадный,хитрый,скучный,смешной,терпеливый,надежный,задумчивый, здоровый,вежливый,честный,резкий,нежный,сильный,задиристый,лживый, сообразительный, дружелюбный