Статья «Самовоспитание как расширение самосознания»

"Описание материала: Тема: «Самовоспитание как расширение самосознания». Актуально в школе и является продолжением работы по нравственному воспитанию детей в целом, да и всего подрастающего поколения. Постановка проблемного вопроса содействует формированию у обучающихся правильной и адекватной самооценки, потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию. Привлечение ребят к развитию умений анализировать свои черты характера, творческие способности, направлены на мотивацию и активи...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составила: А.В. Филимонова,

педагог-психолог.


СЛАЙД №1

Классный час с психологом

«Самовоспитание как расширение сознания»

Цели и задачи:

  • продолжить работу по нравственному воспитанию детей;

  • содействовать формированию у обучающихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;

  • развивать умение анализировать черты характера; индивидуальность детей, их творческие способности.

Материалы: компьютерная презентация, карточки с заданиями, мяч, карандаши или ручки, листы бумаги, горошины

( или пластмассовые теннисные мячики и др.).

Оборудование: компьютер, экран.


Ход мероприятия

СЛАЙД №2


Эпиграф: Никто другой не сможет воспитать человека,

если он сам себя не воспитает


(Сухомлинский В.А.)


1. Приветствие.

2. Вступительная часть.

Педагог-психолог: Добрый день! Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им. Теперь улыбнитесь друг другу.

2.1. Начинаем классный час упражнением с мячом.


СЛАЙД №3


У кого мяч в руках тот и отвечает на вопрос:

- Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием?

Ответы обучающихся.

Примерные ответы обучающихся: чтобы рядом с тобой было спокойно, интересно, чтобы от тебя исходило тепло, добро, радость

3. Опрос по кругу (активизация внимания).

3.1. Положить в ладошки детям по горошине или какой-то круглый предмет.

Педагог-психолог: Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа?

Ответы обучающихся.

Педагог-психолог: Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой "копии" планеты Земля?

Ответы обучающихся.

СЛАЙД №4

Педагог-психолог: На нашей планете около 5 миллиардов жителей. Как много людей на Земле! Но каждый человек - это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.

4.Основная часть.

Работа по теме.

СЛАЙД №5

4.1. Упражнение «Кто Я? Какой я? Знаю ли я себя?".

Педагог-психолог: В нашей культуре человек с раннего детства привыкает характеризовать себя в словах. Даже четырехлетний ребенок сможет что-то ответить на вопросы: кто ты? Какой ты? Попробуйте и вы сделать это на листочках, которые лежат перед вами.

Напишите как можно больше слов в каждый столбик: Кто я? Какой я?

Приложение №1

Обсуждение результатов.

После обсуждения подвести к выводу:

СЛАЙД №6-7

-Ответить на эти вопросы оказалось непросто…

- Мы ещё плохо знаем себя, значит, нужно продолжать изучать себя.

- Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни.

- А для этого нужно уже сейчас задумываться: "Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?"

- Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать: "Всё ли я правильно сегодня сделал? Смог ли я кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли кого?"

Педагог-психолог: Человек не может прожить в одиночестве без других людей. Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.

4.2. Упражнение «Делай так».

Педагог-психолог: Ребята, пусть сейчас встанут те из вас, кого хотя бы раз в жизни кто- то обидел.

Обучающиеся выполняют задание.

Педагог-психолог: Какие чувства вы при этом испытывали?

Примерные ответы: боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду.

Педагог-психолог: А теперь, друзья, пусть встанут те из вас, кто ни разу никого не обидел.

Обучающиеся выполняют задание.

Педагог-психолог: Я вижу, что таких среди нас нет.

Всегда нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него сложатся отношения с другими людьми.

4.3. А сейчас обратите внимание на экран.

СЛАЙД №8

Прочитайте "Золотое правило нравственности":

«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

4.5. Опрос по кругу.

Педагог-психолог:

- Кто хочет поделиться результатами познания самого себя?

СЛАЙД №9

- Что в общении друг с другом помогает делать отношения теплее, добрее, искреннее?

Примерные ответы: добрые слова, поступки

- А какая традиция в нашей школе посвящена этому?

Примерные ответы: АКЦИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ и др.

Педагог-психолог: А сейчас поиграем.

СЛАЙД №10

4.6. Игра называется "Душевные богатства".

На партах у вас лежат карточки со словами, выберете черты характера, которые вам подходят. А затем , по желанию, назовите их.

Приложение № 2

Ребята выполняют задание.

Педагог-психолог: Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?

Ответы обучающихся.

4.7. Педагог-психолог: Посмотрите ещё раз на горошину.

Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна?

Ответы: без природы и др.

Педагог-психолог: Каким должен быть человек, способный сохранить всё живое на Земле?

Ответы обучающихся.

5. Заключительная часть.

5.1. Педагог-психолог: Итак, вывод:

-Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.

- Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.

- Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?

СЛАЙД №11

- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.

Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.

СЛАЙД №12

Помните! "Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает" (Сухомлинский В.А.)

5.2. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

Педагог-психолог: Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить.

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони.

Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.

Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

Педагог-психолог: Я начинаю: … я желаю тебе здоровья.

Обучающийся: Спасибо. Я желаю вам мира и добра.

И т.д. (по кругу).





СЛАЙД №13

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Педагог-психолог:

- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:

- Очень важным на классном часе для меня было ….

- В жизни мне пригодится ….

- Сегодня я воспитывал в себе …









Приложение №1

Упражнение «Знаю ли я себя?»

Кто я?

Какой я?

Знаю ли я себя?»









Приложение №2

Игра «Душевные богатства»

Выберете черты характера, которые вам подходят. А затем , по желанию, назовите их.

Слабый,приятный,грубый,справедливый,хвастливый,трудолюбивый,осторумный, смелый,жадный,хитрый,скучный,смешной,терпеливый,надежный,задумчивый, здоровый,вежливый,честный,резкий,нежный,сильный,задиристый,лживый, сообразительный, дружелюбный



© 2010-2022