Взаимодействия школы раннего развития «Дошкольная академия» с семьями дошкольников в условиях дополнительного образования

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






П Р О Г Р А М М А


взаимодействия школы раннего развития

«Дошкольная академия» с семьями дошкольников

в условиях дополнительного образования


«К Р У Г»

(срок реализации: 3 года)





Педагог-психолог Суржко Л.А.








Казань - 2013









1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учреждение дополнительного образования остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих социальный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа раннего развития «Дошкольная академия» функционирует семнадцать лет. С первых лет своего существования усилия педагогического коллектива направлены на создание единого пространства развития ребенка совместно с семьей, что, несомненно, ведет к наилучшим результатам в умственном, творческом, эстетическом, нравственном и физическом развитии дошкольников.

Данная программа позволила преодолеть отрыв обучения от воспитания, преодолеть отчуждение между семьей и учреждением дополнительного образования. Недостатком же являлось отсутствие такой формы работы, как психолого - педагогическое просвещение родителей.

Создание программы «Круг» обусловлено растущими потребностями той категории родителей, которые осознанно подходят к воспитанию и развитию собственного ребенка. Значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели: они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми; затрудняются распознать увлечения и врожденные способности ребенка; адекватно оценить и понять его возможности. Для педагогов значимость работы с семьей - это возможность лучше узнать ребенка; определить совместные действия, объединить совместные усилия по воспитанию и образованию ребенка. Создание «просвещенной культуры» родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагогов и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.

Название программы выбрано не случайно. В словаре русского языка С.И.Ожегова - «КРУГ…Совокупность, группа людей, объединенных общими интересами, связями». В программе совместная деятельность школы раннего развития и семьи строится с учетом потребностей и интересов всех участников учебно-воспитательного процесса.








2. Целеполагание, задачи

Цель программы:: взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка.

Задачи:

  • Мотивация родителей на совместную продуктивную деятельность в школе раннего развития «Дошкольная академия».

  • Повышение компетентности в области воспитания детей, психологической культуры родителей.

  • Повышение статуса семьи.

  • Пропаганда опыта семейного воспитания.

  • Влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни.

  • Предоставление разносторонних возможностей для проведения совместного досуга родителей с детьми.

3. Принципы взаимодействия ШРР и семьи

Социальная активность и ответственность семьи

Семья является не только объектом, но и субъектом взаимодействия, своего развития и самостоятельного решения своих проблем.

Семья обязана содействовать реализации прав и интересов детей. На нее возлагается ответственность за обучение и воспитание детей.

Сотрудничество и партнерство

Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий взаимоотношений семьи и школы раннего развития (ШРР). Новизну этих отношений можно определить понятиями «сотрудничество» и «партнерство», что означает общение и взаимодействие на «равных».

Открытость системы

ШРР делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой - то деятельности, мероприятии; проводит разнообразную, определяемою ее спецификой работу в микросоциуме; вовлекает родителей в образовательный процесс, в управление учреждением.

Психология доверия


Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками ШРР и семьи. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Приоритетность интересов ребенка


Интересы ребенка при осуществлении взаимодействия ШРР и семьи являются приоритетными вне зависимости от пола ребенка, очередности его рождения и того, в какой семье он воспитывается.

Реализация национальных интересов семей

Реализация национальных интересов семьи состоит в сохранении и укреплении духовных и культурных ценностей семей воспитанников.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого - педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, массовый характер, диагностика (изучение потребностей и интересов родителей в психолого - педагогических знаниях), использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

4. Основные направления организации работы


Организация диагностической работы по изучению семей. Составление характеристик семей воспитанников.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого - педагогического просвещения родителей (семинары-практикумы, тренинги, лектории, беседы, диспуты, дискуссии, консультирование по изучению вопросов педагогики, психологии,; когнитивных, эмоциональных и физиологических особенностей развития ребенка и др.; включение в программу обучения родителей циклов знаний и умений по семейной и социальной психологии, педагогики и д.).

Создание системы массовых мероприятий, работа по организации совместной деятельности и досуга с семьями воспитанников.

Разработка тематического оформления информационного стенда «Для вас, родители».




5. Условия организации эффективности взаимодействия


Эффективное взаимодействие ШРР с семьей может быть организовано лишь при условии соблюдения вышеуказанных принципов.

В ШРР проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заведующий отделом, методист, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования.

Их задача - создание условий для развития детей, защита их прав.

Педагогическому коллективу необходимо приложить немало усилий для становления ШРР как открытой социально-педагогической системы, готовой к расширению и укреплению взаимодействия с семьей, так как основные интересы семьи и ШРР по развитию личности ребенка и его воспитанию совпадают. Актуальными являются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и ШРР в интересах развития личности ребенка.

В ШРР взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу, не только ознакомление их с формами и содержанием работы педагога с детьми, но и непосредственное включение родителей в ход занятий;

  • неограниченное присутствие родителей на занятиях в период адаптации ребенка к условиям ШРР;

  • организацию выставок детских работ, информационно-педагогических материалов, которые вводят родителей в специфику ШРР и знакомят с ее воспитывающей и развивающей средой;

  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

  • реализацию разнообразных программ совместной деятельности ШРР и семьи;

  • организацию системы социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей.




6. Формы взаимодействия педагогов и родителей


Родительское собрание - одна из основных форм работы с

родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др., способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании. Выработке единых подходов семьи и ШРР к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.

Презентации позитивного опыта семейного воспитания способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.

Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы приглашаются специалисты (психологи, врачи, юристы и т.д.)

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формирования умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Встречи с руководителями и педагогами ШРР. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.

Анкетирование родителей.

Консультирование.




7. Условия реализации программы «КРУГ»


п/п

Направление деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

1

2

3

4

1.

Диагностическая работа с родителями

Анкетирование родителей:

- выявление запросов, предложений при организации образовательных и воспитательных услуг;

- личностные качества детей, соматические заболевания;

- адаптация ребенка к условиям ШРР и удовлетворенность родителей ее работой.

Тестирование родителей

  • «Знаете ли Вы своего ребенка?»

  • «Умеете ли Вы воспитывать детей?»

Тестирование детей:

  • Психологическая, социальная, интеллектуальная готовность к обучению.

  • Результаты учебной деятельности.

Ежегодно


В нач. уч. года


В конце уч. года


В теч. уч. года





В нач. уч. года


В конце уч. года

Педагог-психолог

(методист)

2.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Семинары-практикумы:

  • «Секреты детской памяти».

  • «Способы борьбы со страхами»,

  • «Развитие творческих способностей и способов познания окружающего мира»,

  • «В какие игры играют наши дети».

  • Семинар с элементами тренинга «Поощрения и наказания».

Тематика лекториев, бесед

  • Психолого-педагогические особенности дошкольников.

  • Нервные заболевания у детей.

  • Насилие в семье.

  • Одаренные дети в семье.

  • Духовные (национальные) традиции в семьях.

  • Если ваш ребенок левша.

  • Что делать с детской агрессивностью.

Тематика диспутов и дискуссий

  • Умеем ли мы любить своих детей?

  • Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Какие страхи родителей становятся страхами детей.

  • Этика взаимоотношений поколений.

«Круглый стол»

  • Учреждение дополнительного образования и семья: проблемы и перспективы взаимодействия.

  • Отцы и дети.

  • Азбука здорового образа жизни семьи.

Консультирование (индивидуальные и групповые консультации по запросу родителей)

Информационно-методическая деятельность по заявкам

Групповой анализ анонимных трудных ситуаций.

Взаимодействие с другими социальными институтами

Ящик доверия «Мои проблемы». Ответы специалистов на информационном стенде «Для вас, родители».

В теч. уч. года

Зав.отделом

Педагог-психолог

(методист)

Врачи

Юристы


3.

Здоровые дети - в здоровой семье. Школа здоровья.

Профилактическая работа с родителями по вопросам:

Предупреждение заболеваний, иммунопрофилактика, рациональное питание, консультирование по санитарно-гигиеническому режиму дошкольников. Практические занятия, игры, тренинги.

В теч. уч. года

Методист спортивного отдела

4.

Участие родителей в образовательном процессе.

Родительские собрания.

Открытые занятия.

Отчетные мероприятия (конкурсы, концерты, выставки, соревнования)

Дни открытых дверей.


4 раза в год

по итогам полугод.

В теч. уч. года


Сентябрь, апрель

Зав. отделом

Методист

ПДО

Зав. Отделом

5.

Досуговые мероприятия

«Супербабушка» («День пожилого человека»)

«Новый год»

«Настоящие мужчины»

«Прощай, зима!» («Масленица»)

«8 Марта»

День именинника «Пирог с сюрпризом»

Выставка «Семейный альбом»

Персональные выставки семейного творчества «Город мастеров»

«Выпускной вечер»

«Здравствуй, лето!»

Цикл мероприятий «Дружная семья»

«Папа, мама, я - храбрая семья»

«Папа, мама, я - спортивная семья»

«Папа, мама, я - ученая семья»

«Папа, мама, я - читающая семья»

«Папа, мама, я - поющая семья»

«Папа, мама, я - творческая семья» и т.д

Конкурс «Семья года»


Октябрь

Январь

Февраль

Март

Март

В теч. уч. года

В теч. уч. года

В теч. уч. года


Май


Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Декабрь, апрель

ПДО ШРР

6.

Стимулирование родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Благодарственные письма.

  • Почетные грамоты, дипломы.

  • Поздравление с календарными праздниками.

  • Ежегодное внесение в Книгу (летопись) лучших семей ШРР по номинациям:

- «Семья года»

- «Самая спортивная семья»

- «Самая творческая семья»

- «Самая музыкальная семья»

В теч. уч. года


Зав. отделом

Методист


Ожидаемые результаты


  1. Выстраивание системы взаимоотношений «педагог - ребенок - родитель» по принципу «человек - человек».


  1. Оказание семье разнообразной помощи через привлечение родителей к делам и проблемам ШРР.


  1. Повышение роли семьи в воспитании детей и получении дополнительного образования.

4. Удовлетворенность родителей:

  • спектром образовательных услуг, предоставляемых ШРР;

  • созданными условиями для творческого развития ребенка;

  • психологическим климатом в коллективе;

  • достижениями ребенка;

  • качеством образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Программа развития взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Татарстан. - Казань: РИЦ «Школа», 2002.-88 с.

  2. Журнал «Бюллетень» программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей № 3,6 -2004

  3. Журнал «Внешкольник» № 8, 9, 11 -2002

  4. Журнал «Дополнительное образование» № 1 -2003










© 2010-2022