- Преподавателю
- Школьному психологу
- Взаимодействия школы раннего развития «Дошкольная академия» с семьями дошкольников в условиях дополнительного образования
Взаимодействия школы раннего развития «Дошкольная академия» с семьями дошкольников в условиях дополнительного образования
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суржко Л.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
П Р О Г Р А М М А
взаимодействия школы раннего развития
«Дошкольная академия» с семьями дошкольников
в условиях дополнительного образования
«К Р У Г»
(срок реализации: 3 года)
Педагог-психолог Суржко Л.А.
Казань - 2013
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учреждение дополнительного образования остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих социальный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Школа раннего развития «Дошкольная академия» функционирует семнадцать лет. С первых лет своего существования усилия педагогического коллектива направлены на создание единого пространства развития ребенка совместно с семьей, что, несомненно, ведет к наилучшим результатам в умственном, творческом, эстетическом, нравственном и физическом развитии дошкольников.
Данная программа позволила преодолеть отрыв обучения от воспитания, преодолеть отчуждение между семьей и учреждением дополнительного образования. Недостатком же являлось отсутствие такой формы работы, как психолого - педагогическое просвещение родителей.
Создание программы «Круг» обусловлено растущими потребностями той категории родителей, которые осознанно подходят к воспитанию и развитию собственного ребенка. Значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели: они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми; затрудняются распознать увлечения и врожденные способности ребенка; адекватно оценить и понять его возможности. Для педагогов значимость работы с семьей - это возможность лучше узнать ребенка; определить совместные действия, объединить совместные усилия по воспитанию и образованию ребенка. Создание «просвещенной культуры» родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагогов и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.
Название программы выбрано не случайно. В словаре русского языка С.И.Ожегова - «КРУГ…Совокупность, группа людей, объединенных общими интересами, связями». В программе совместная деятельность школы раннего развития и семьи строится с учетом потребностей и интересов всех участников учебно-воспитательного процесса.
2. Целеполагание, задачи
Цель программы:: взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка.
Задачи:
-
Мотивация родителей на совместную продуктивную деятельность в школе раннего развития «Дошкольная академия».
-
Повышение компетентности в области воспитания детей, психологической культуры родителей.
-
Повышение статуса семьи.
-
Пропаганда опыта семейного воспитания.
-
Влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни.
-
Предоставление разносторонних возможностей для проведения совместного досуга родителей с детьми.
3. Принципы взаимодействия ШРР и семьи
Социальная активность и ответственность семьи
Семья является не только объектом, но и субъектом взаимодействия, своего развития и самостоятельного решения своих проблем.
Семья обязана содействовать реализации прав и интересов детей. На нее возлагается ответственность за обучение и воспитание детей.
Сотрудничество и партнерство
Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий взаимоотношений семьи и школы раннего развития (ШРР). Новизну этих отношений можно определить понятиями «сотрудничество» и «партнерство», что означает общение и взаимодействие на «равных».
Открытость системы
ШРР делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой - то деятельности, мероприятии; проводит разнообразную, определяемою ее спецификой работу в микросоциуме; вовлекает родителей в образовательный процесс, в управление учреждением.
Психология доверия
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками ШРР и семьи. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Приоритетность интересов ребенка
Интересы ребенка при осуществлении взаимодействия ШРР и семьи являются приоритетными вне зависимости от пола ребенка, очередности его рождения и того, в какой семье он воспитывается.
Реализация национальных интересов семей
Реализация национальных интересов семьи состоит в сохранении и укреплении духовных и культурных ценностей семей воспитанников.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого - педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, массовый характер, диагностика (изучение потребностей и интересов родителей в психолого - педагогических знаниях), использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.
4. Основные направления организации работы
Организация диагностической работы по изучению семей. Составление характеристик семей воспитанников.
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого - педагогического просвещения родителей (семинары-практикумы, тренинги, лектории, беседы, диспуты, дискуссии, консультирование по изучению вопросов педагогики, психологии,; когнитивных, эмоциональных и физиологических особенностей развития ребенка и др.; включение в программу обучения родителей циклов знаний и умений по семейной и социальной психологии, педагогики и д.).
Создание системы массовых мероприятий, работа по организации совместной деятельности и досуга с семьями воспитанников.
Разработка тематического оформления информационного стенда «Для вас, родители».
5. Условия организации эффективности взаимодействия
Эффективное взаимодействие ШРР с семьей может быть организовано лишь при условии соблюдения вышеуказанных принципов.
В ШРР проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заведующий отделом, методист, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования.
Их задача - создание условий для развития детей, защита их прав.
Педагогическому коллективу необходимо приложить немало усилий для становления ШРР как открытой социально-педагогической системы, готовой к расширению и укреплению взаимодействия с семьей, так как основные интересы семьи и ШРР по развитию личности ребенка и его воспитанию совпадают. Актуальными являются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и ШРР в интересах развития личности ребенка.
В ШРР взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через:
-
приобщение родителей к педагогическому процессу, не только ознакомление их с формами и содержанием работы педагога с детьми, но и непосредственное включение родителей в ход занятий;
-
неограниченное присутствие родителей на занятиях в период адаптации ребенка к условиям ШРР;
-
организацию выставок детских работ, информационно-педагогических материалов, которые вводят родителей в специфику ШРР и знакомят с ее воспитывающей и развивающей средой;
-
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
-
реализацию разнообразных программ совместной деятельности ШРР и семьи;
-
организацию системы социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей.
6. Формы взаимодействия педагогов и родителей
Родительское собрание - одна из основных форм работы с
родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др., способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании. Выработке единых подходов семьи и ШРР к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы приглашаются специалисты (психологи, врачи, юристы и т.д.)
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формирования умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Встречи с руководителями и педагогами ШРР. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Анкетирование родителей.
Консультирование.
7. Условия реализации программы «КРУГ»
№
п/п
Направление деятельности
Сроки исполнения
Ответственный
1
2
3
4
1.
Диагностическая работа с родителями
Анкетирование родителей:
- выявление запросов, предложений при организации образовательных и воспитательных услуг;
- личностные качества детей, соматические заболевания;
- адаптация ребенка к условиям ШРР и удовлетворенность родителей ее работой.
Тестирование родителей
-
«Знаете ли Вы своего ребенка?»
-
«Умеете ли Вы воспитывать детей?»
Тестирование детей:
-
Психологическая, социальная, интеллектуальная готовность к обучению.
-
Результаты учебной деятельности.
Ежегодно
В нач. уч. года
В конце уч. года
В теч. уч. года
В нач. уч. года
В конце уч. года
Педагог-психолог
(методист)
2.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Семинары-практикумы:
-
«Секреты детской памяти».
-
«Способы борьбы со страхами»,
-
«Развитие творческих способностей и способов познания окружающего мира»,
-
«В какие игры играют наши дети».
-
Семинар с элементами тренинга «Поощрения и наказания».
Тематика лекториев, бесед
-
Психолого-педагогические особенности дошкольников.
-
Нервные заболевания у детей.
-
Насилие в семье.
-
Одаренные дети в семье.
-
Духовные (национальные) традиции в семьях.
-
Если ваш ребенок левша.
-
Что делать с детской агрессивностью.
Тематика диспутов и дискуссий
-
Умеем ли мы любить своих детей?
-
Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Какие страхи родителей становятся страхами детей.
-
Этика взаимоотношений поколений.
«Круглый стол»
-
Учреждение дополнительного образования и семья: проблемы и перспективы взаимодействия.
-
Отцы и дети.
-
Азбука здорового образа жизни семьи.
Консультирование (индивидуальные и групповые консультации по запросу родителей)
Информационно-методическая деятельность по заявкам
Групповой анализ анонимных трудных ситуаций.
Взаимодействие с другими социальными институтами
Ящик доверия «Мои проблемы». Ответы специалистов на информационном стенде «Для вас, родители».
В теч. уч. года
Зав.отделом
Педагог-психолог
(методист)
Врачи
Юристы
3.
Здоровые дети - в здоровой семье. Школа здоровья.
Профилактическая работа с родителями по вопросам:
Предупреждение заболеваний, иммунопрофилактика, рациональное питание, консультирование по санитарно-гигиеническому режиму дошкольников. Практические занятия, игры, тренинги.
В теч. уч. года
Методист спортивного отдела
4.
Участие родителей в образовательном процессе.
Родительские собрания.
Открытые занятия.
Отчетные мероприятия (конкурсы, концерты, выставки, соревнования)
Дни открытых дверей.
4 раза в год
по итогам полугод.
В теч. уч. года
Сентябрь, апрель
Зав. отделом
Методист
ПДО
Зав. Отделом
5.
Досуговые мероприятия
«Супербабушка» («День пожилого человека»)
«Новый год»
«Настоящие мужчины»
«Прощай, зима!» («Масленица»)
«8 Марта»
День именинника «Пирог с сюрпризом»
Выставка «Семейный альбом»
Персональные выставки семейного творчества «Город мастеров»
«Выпускной вечер»
«Здравствуй, лето!»
Цикл мероприятий «Дружная семья»
«Папа, мама, я - храбрая семья»
«Папа, мама, я - спортивная семья»
«Папа, мама, я - ученая семья»
«Папа, мама, я - читающая семья»
«Папа, мама, я - поющая семья»
«Папа, мама, я - творческая семья» и т.д
Конкурс «Семья года»
Октябрь
Январь
Февраль
Март
Март
В теч. уч. года
В теч. уч. года
В теч. уч. года
Май
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Декабрь, апрель
ПДО ШРР
6.
Стимулирование родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.
-
Благодарственные письма.
-
Почетные грамоты, дипломы.
-
Поздравление с календарными праздниками.
-
Ежегодное внесение в Книгу (летопись) лучших семей ШРР по номинациям:
- «Семья года»
- «Самая спортивная семья»
- «Самая творческая семья»
- «Самая музыкальная семья»
В теч. уч. года
Зав. отделом
Методист
Ожидаемые результаты
-
Выстраивание системы взаимоотношений «педагог - ребенок - родитель» по принципу «человек - человек».
-
Оказание семье разнообразной помощи через привлечение родителей к делам и проблемам ШРР.
-
Повышение роли семьи в воспитании детей и получении дополнительного образования.
4. Удовлетворенность родителей:
-
спектром образовательных услуг, предоставляемых ШРР;
-
созданными условиями для творческого развития ребенка;
-
психологическим климатом в коллективе;
-
достижениями ребенка;
-
качеством образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
-
Программа развития взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Татарстан. - Казань: РИЦ «Школа», 2002.-88 с.
-
Журнал «Бюллетень» программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей № 3,6 -2004
-
Журнал «Внешкольник» № 8, 9, 11 -2002
-
Журнал «Дополнительное образование» № 1 -2003