- Преподавателю
- Школьному психологу
- Упражнения для развития памяти
Упражнения для развития памяти
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филонова С.С. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов
Упражнение № 1. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно"
Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Инструкция: «Попробуй к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок» Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик-трус
Веселая игра Капризный ребенок
Дерево Хорошая погода
Наказание Интересная сказка
Серия № 2
Веселый праздник Радость
Темный лес Болезнь
Отчаяние Быстрый человек
Смелость Печаль
Глухая старуха Теплый ветер
Серия № 3
Сомнение Зависть
Сила воли День
Успех Страх
Скорость Сильный характер
Справедливость Хороший товарищ
2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Упражнение № 2. "Мысленные образы и эмоции"
"Я буду говорить фразы, а ты после каждой закрой глаза и представьте себе соответствующую картинку.
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Крик ужаса в ночи.
Друг, ворующий вашу любимую игрушку.
Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы".
Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится, а дается написанным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Прочитай нижеприведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину".
Упражнение № 3. "Фигуры" (тренировка зрительной памяти)
Сначала раскладываются спички на столе в виде какой-нибудь фигуры и накрываются листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывается ребенку полученную фигуру. Посмотрев, ребенок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек "сфотографированную" фигуру. После этого вы поднимаете лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.
Упражнения на осознанное восприятие
Упражнение № 4. "Пробуждение "чувства деталей"
Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите ребенку для начала четыре абстрактные фигуры.
Каждую из них он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите его мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.
Упражнение № 5. "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой)
Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляй себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".
Бумага Шерсть Сапог
Гнездо Телега Палец
Кот Волосы Лимонад
Колесо Роза Слон
Палка Платок Поцелуй
Фильм Слеза Автобус
Блин Ботинок Доктор
Счастье Птица Мороженое
В качестве предварительной тренировки можно предложить ребенку сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".
Упражнение № 6. "Оживление"
К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.
Предложите ребенку представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите его "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть он расскажет вам про своих зверей. После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.
Упражнение № 7.
Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.
Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
Упражнение № 8. "Двойная стимуляция памяти"
Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.)- Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону1. Затем читается первое слово. После того, как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:
пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.
Упражнение № 9
Вы даете ребенку несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Медведь Воздух
Тележка Ваза
Пчела Кот
Колокольчик Солнце
Ромашка Вода
Упражнение № 10. "Запоминание слов"
Теперь можно попробовать научить ребенка запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например:
Дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце.
Эти слова надо связать в рассказ:
"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".
Сначала пусть ребенок пытается представить рассказ, составлен вами, затем практикуется сам, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете ему слова, а он, самостоятельно воображая, запоминает их.
Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.
Ваша задача во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.
Теперь остановимся непосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьной программе.
Упражнение №11. "Запоминание стихов"
Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Это чучело - оно
Сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело
Шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке -
Пусть боятся галки!
(И Михайлова )
а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе со-
держание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать кар-
тинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нра-
вится вам ее содержание или нет.
в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и
представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое
со всеми строчками.
У ребенка в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте ему задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
г) "Теперь, - говорите вы ребенку, - попробуй вспомнить
стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. За-
крой глаза и воспроизведи те образы, которые тебе запо-
мнились. Опиши их своими словами".
д) Проверь себя, повторно перечитывая стихотворение
вслух. Если нужно, подправь образы, перечитывая стихо-
творение еще раз внимательно. Исправь также последова-
тельность, в которой эти образы у тебя возникают.
е) Произнося стихотворение, вслушайся в звучание слов.
Обращай внимание на ритм и рифмы.
Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с ребенком стихи, попросите его поделиться впечатлениями от самого текста.