Упражнения для развития памяти

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов Упражнение № 1. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно" Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом воз¬расте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать гра¬фическое изображение понятия. Инструкция: «По¬пробуй к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок» Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

Упражнение № 1. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно"

Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом воз­расте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать гра­фическое изображение понятия. Инструкция: «По­пробуй к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок» Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае кос­венного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия № 1

Грузовик Умная кошка

Гнев Мальчик-трус

Веселая игра Капризный ребенок

Дерево Хорошая погода

Наказание Интересная сказка

Серия № 2

Веселый праздник Радость

Темный лес Болезнь

Отчаяние Быстрый человек

Смелость Печаль

Глухая старуха Теплый ветер

Серия № 3

Сомнение Зависть

Сила воли День

Успех Страх

Скорость Сильный характер

Справедливость Хороший товарищ

2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.



Упражнение № 2. "Мысленные образы и эмоции"

"Я буду говорить фразы, а ты после каждой закрой глаза и представьте себе соответствующую картинку.

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы".

Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится, а дается написанным на листке бу­маги. Инструкция также меняется соответствующим обра­зом: "Прочитай нижеприведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответ­ствующую картину".

Упражнение № 3. "Фигуры" (тренировка зрительной памяти)

Сначала раскла­дываются спички на столе в виде какой-нибудь фигуры и накрываются листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывается ребенку полученную фигуру. Посмотрев, ребенок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спи­чек "сфотографированную" фигуру. После этого вы поднимаете лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в слу­чае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

Упражнения на осознанное восприятие

Упражнение № 4. "Пробуждение "чувства деталей"

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите ребенку для начала четыре абстрактные фигуры.

Упражнения для развития памяти.

Каждую из них он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите его мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Упражнение № 5. "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой)

Цель этого упражнения - заставить детей поразмыш­лять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа па­мяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представ­ляй себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Напри­мер, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Бумага Шерсть Сапог

Гнездо Телега Палец

Кот Волосы Лимонад

Колесо Роза Слон

Палка Платок Поцелуй

Фильм Слеза Автобус

Блин Ботинок Доктор

Счастье Птица Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предло­жить ребенку сначала описывать вслух вызываемые при по­мощи чувств образы и лишь после этого переходить к ра­боте "только в уме".

Упражнение № 6. "Оживление"

К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информа­цию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью вос­приятия.

Предложите ребенку представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите его "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигать­ся, жить своей жизнью в воображении. Пусть он расска­жет вам про своих зверей. После упражне­ний с живыми существами можно переходить к "оживле­нию" предметов. Упражнение выполняется сначала с за­крытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различ­ных занятиях предлагается для достижения хорошего ре­зультата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в вол­шебника: ребенку предлагается стать волшебником, спо­собным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении пред­мета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.

Упражнение № 7.

Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих кар­тинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражне­ние можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.

Постепенно количество запоминаемых картинок можно уве­личивать.

Упражнение № 8. "Двойная стимуляция памяти"

Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображе­нием отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, фла­жок, петух и т.д.)- Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе не­сколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону1. Затем читается первое слово. После того, как уче­ник отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее уче­ник должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помо­щью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Упражнение № 9

Вы даете ребенку несколько слов, их необходимо перегруппи­ровать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Медведь Воздух

Тележка Ваза

Пчела Кот

Колокольчик Солнце

Ромашка Вода

Упражнение № 10. "Запоминание слов"

Теперь можно попробовать научить ребенка запоминать не­сколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, на­пример:

Дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце.




Эти слова надо связать в рассказ:

"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опус­кается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стека­ет вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИ­НУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходи­те, отламываете один край - получается РАСЧЕС­КА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои воло­сы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".

Сначала пусть ребенок пытается представить рассказ, составлен вами, затем практикуется сам, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заклю­чительном этапе - вы диктуете ему слова, а он, самостоятель­но воображая, запоминает их.

Постепенно количество слов, предназначенных для запоми­нания, увеличивается.

Ваша задача во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в ус­тойчивый навык работы с информацией.

Теперь остановимся непосредственно на запоминании мате­риала, часто используемого в школьной программе.

Упражнение №11. "Запоминание стихов"

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет -

И как будто пляшет!

Это чучело - оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке -

Пусть боятся галки!


(И Михайлова )



а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.


б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе со-
держание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать кар-
тинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нра-
вится вам ее содержание или нет.

в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и
представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое
со всеми строчками.

У ребенка в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте ему задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) "Теперь, - говорите вы ребенку, - попробуй вспомнить
стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. За-
крой глаза и воспроизведи те образы, которые тебе запо-
мнились. Опиши их своими словами".

д) Проверь себя, повторно перечитывая стихотворение
вслух. Если нужно, подправь образы, перечитывая стихо-
творение еще раз внимательно. Исправь также последова-
тельность, в которой эти образы у тебя возникают.

е) Произнося стихотворение, вслушайся в звучание слов.
Обращай внимание на ритм и рифмы.

Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опиши­те и охарактеризуйте с ребенком стихи, попросите его поделиться впечатлениями от самого текста.

© 2010-2022