КОНСПЕКТЫ ГРУППОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ГАРМОНИЯ МИРА» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ (1 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГАРМОНИЯ МИРА»

1 ЗАНЯТИЕ

«Я ТЕБЯ СЛУШАЮ»

Задачи:

знакомство детей с педагогом-психологом

развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу

снижение уровня личностной тревожности

развитие наблюдательности, внимания

Развитие умения слушать других

«Мое настроение» (3 мин)

Детям предлагается поведать другим о своем настроении при помощи упражнения «Я сегодня вот такой...».

Каждый участник поочередно входит в центр круга и называет свое имя, затем возвращается на место. Все дети, идя в центр, повторяют его имя и манеру двигаться. Ребенок, имя которого называют, наблюдает за этим на месте.

Упражнение «Школьные правила» (5 мин)

Кто-нибудь из вас сможет перечислить школьные правила? Обсуждение правил совместно с детьми.

Физкультминутка «Лимон» (3 мин)

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю -
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.

Игра «Чувство ритма» (5 мин)

Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например «1-2-1», дети повторяют ритмичный рисунок той же рукой. Затем ритм задает взрослый левой рукой, дети воспроизводят ритмический рисунок левой рукой.

Африканская игра (5 мин)

Я хочу предложить вам поиграть в игру, в которую играют дети на этом необычном острове. На середину комнаты мы положим эту тарелку. Когда я включаю музыку, танцуйте. Когда музыка прекращается, все должны дотронуться до тарелки, стараясь при этом не касаться друг друга. Делайте это очень медленно и осторожно, и мы посмотрим, сколько детей смогут дотронуться до тарелки, никого не задев. (Повторите это действие несколько раз, чтобы дети совершенствовались.)

Закончи предложение (10 мин)

«Со мной хотят дружить, потому что я...».

Релаксация «Тихое озеро» (10 мин)

Упражнение выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

А теперь сядьте поудобнее. Закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... А теперь открываем глаза. Мы снова из сказочной страны переместились в эту комнату, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течении всего дня.

Рефлексия (5 мин)

дети заканчивают предложения:

* Сегодня на занятии понравилось...

* Сегодня на занятии не понравилось...

* Я сегодня горжусь собой, потому что...

«Всем- всем до свидания»

Дети ставят свои кулачки «столбиком», затем громко кричат: «Всем- всем до свидания»




2 ЗАНЯТИЕ

«Я УМЕЮ ПЛАНИРОВАТЬ»

Задачи:

развитие двигательной активности

развитие логического мышления, планирования действий, речи

снятие психического напряжения

развитие лучшего понимания себя и других, способность к самовыражению.

Упражнение «Волшебный круг» (3 мин)

Дети встают в круг. По команде психолога и под счет участники «превращают» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.

Сенсомоторное упражнение « ладонь-кулак-ребро» (5 мин)

По команде психолога дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, затем ставят ребром раскрытые ладони.

Следует постепенно увеличивать темп упржнения и менять последовательность принимаемых поз.

Упражнение «Логический поезд» (10 мин)

Детям раздаются картинки. Договоритесь, кто за кем будет ходить. Из вагончиков нужно собрать поезд. Вагончики должны крепко держаться друг за друга. Но так как это не обычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками- вагончиками. Например: САПОГИ - значит за ними нужно поставить ТУЧКУ (сапоги надевают в дождливую погоду) или МЯЧ (он тоже резиновый). Каждый должен объяснить, как он скрепляет вагончики. Тот, кто не может подобрать логическую цепочку - пропускает ход.

«Ваню в школу провожать - надо нам поколдовать» (10 мин)

Один ребенок садится на корточки в центр круга. Остальные обращают к нему свои ладошки и проговаривают: «(Имя ребенка) в школу провожать - надо нам поколдавать». Далее каждый из них сообщает, что наколдовывает этому ребенку: хорошо учиться, справляться с трудностями, добрую учительницу, веселого соседа по парте и т.п . Такое колдовство повторяется с каждым ребенком.

Осенью вы все пойдете в школу. Теперь давайте нарисуем на прощание рисунок «Я в школе». После рисования все рассказывают о том, что нарисовано.

Упражнение «План действий» (7 мин)

Психолог предлагает детям ситуацию (например, мы собираемся идти гулять). Задача детей - построить план действий в этой ситуации (например, что надо сделать, чтобы пойти гулять?)

Для детей с низким уровнем:

Каждому ребенку раздаются картинки из серии «Последовательные картинки» и просят разложить их последовательно.

Упражнение - релаксация «Морское путешествие» (10 мин)

Домик построен, и я предлагаю вам немного отдохнуть с Эдгаром. Сядьте поудобнее и закройте глаза.

Представьте себе, что вы снова подходите к синему морю, а золотая рыбка уже ждет вас у берега, радостно кружась. Вы становитесь зеркальным ее отображением, и вы мгновенно отплываете от берега. Если посмотреть вокруг, то нет ничего, кроме голубого неба, ласкового солнца и прохладной морской воды.

Проказница рыбка выпрыгивает из воды, а вы повторяете за ней все ее движения. Это напоминает синхронное плавание.

Вы напрягаете ступни, икры, бедра, живот, спину, руки, шею.

Устремляетесь вглубь моря. Вы погружаетесь в морское царство.

Вас встречают обитатели моря. Рядом с вами величественно плывет благородный дельфин. Он охраняет вас, и вам ничего не угрожает. (Пауза.)

Над вами плывет рыба-пила. Острым «носом» она рассекает водяные пласты и помогает вам продвигаться в перед. За вами следует целая стая морских рыб. Вот они уже плывут рядом с вами и готовы общаться. Вы чувствуете, насколько они рады встречи с вами. Вы благодарите золотую рыбку за гостеприимство и просите проводить вас до берега. Рыбка сожалеет о том, что не успела показать вам свой янтарный замок, но вы успокаиваете ее тем, что ваша встреча не последняя.

Морские рыбки окружают вас плотным кольцом, прощаясь с вами.

Дышится легко, ровно, глубоко. Вздохните глубоко, потянитесь, откройте глаза. Вы снова в нашей комнате.







3 ЗАНЯТИЕ

«Я ТЕБЯ ЧУВСТВУЮ»

Задачи:

развитие эмоциональной сферы психики ребенка

развитие эспатии, памяти,

снятие напряжения, мышечное расслабление, релаксация

Упражнение «Молекула». (3 мин)

Все бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит ведущий, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

Упражнение «Пошли письмо». (10 мин)

Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий это почтальон находится в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо: т.е. увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

«Пластилиновая кукла». (10 мин)

Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптора, другой - пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.

«Волшебный клубочек» Я думаю, что в школе... (5 мин)

Дети по очереди передают друг другу клубочек и продолжают фразу: «Я думаю, что в школе...

«Снеговик». (5 мин)

Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человечка и говорит:

Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки.

Упражнение повторяют 3 раза.

Запретный номер» (5 мин)

Цель: способствовать преодолению двигательного автоматизма.

Дети стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, например, цифра «5». Игра начинается , когда первый ребенок скажет «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит «Шесть» и т. д.

Релаксация «Золотая рыбка». (7 мин)

Сядьте поудобнее и закройте глаза.

Представьте себе золотую рыбку. Какая она? Хоть бы одним глазом посмотреть на нее. Представьте себе. Что вы идете к синему морю и зовете ее: «Эй, золотая рыбка, приплывай к нам, покажись!»

Еще раз: «Эй, золотая рыбка…приплыви,…покажись!»

Да вот же она, на гребешке волны. Маленькая, причудливой формы, ее чешуя блестит на солнце, она без страха смотрит на вас. Голова ее увенчана короной с белыми жемчужинами по краям. Плавники фиолетового цвета с золотыми крапинками похожи на крылышки бабочки. Широкий оранжевый хвостик с золотыми полосками плавно скользит по поверхности воды. Золотая рыбка, будто грациозно сидит на стульчике и завораживает вас своим присутствием.

Волна абсолютного спокойствия наполняет ваши руки, ноги, спину и голову. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох (эту фразу повторить 2 раза.)

Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

Рыбка медленно открывает свой маленький ротик и безмолвно манит вас к себе.

Вы становитесь легкими, словно лебединый пушок, и медленно идете по гребешкам волны.

Прохладная вода нежно ласкает ваши ноги…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Вы подходите к золотой рыбке и протягиваете к ней руки. Она прыгает в ваши раскрытые ладони. Ласково смотрит на вас.

Вы поднимаете рыбку над головой и кружитесь вместе с ней в ритме медленного вальса.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Рыбка просит вас отпустить ее в море. Вы раскрываете ладони, и она грациозно прыгает под гребешок волны и уплывает.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Вам пора возвращаться в нашу комнату. Открывайте глаза.


© 2010-2022