Психологическое занятие по подготовке к ЕГЭ для учащихся 11 класса

Психологическая подготовка к ЕГЭ это очень важная составляющая комплексной подготовительной работы. Даже зная материал дети теряются в новой для них обстановке или не могут справиться с внутренним волнением. Поэтому данная разработка даёт возможность в увлекательной форме, поэтапно помочь детям преодалеть стрессовый фактор данной ситуации, позволяет использовать данные знания в период подготовки к экзаменам, а также непосредственно на самом экзамене. Знание способов волевой мобилизации и снятия ...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по подготовке к ЕГЭ в 11 классе.

Тема: Психологическая готовность к экзаменам.

Цель: 1. тренировка навыков психологической готовности к ЕГЭ;

2. повышение уверенности в себе.

Задачи: 1. ознакомление с видами тестовых заданий;

2. отработка навыков тестирования;

3. обучение способам: волевой мобилизации, снятия напряжения,

Развития памяти и внимания.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

  2. Постановка цели: На пошлом занятии мы с вами говорили о мышлении. Какой вывод для себя вы сделали из прошлого урока? Для чего нужно развивать мышление?

А какой будет тема сегодняшнего урока мы определим вместе. У вас на партах находятся таблицы с набором букв, в них записаны слова, которые вы видите под таблицей. Вычеркните слова как показано на примере. Из оставшихся букв составьте ключевое слово темы нашего сегодняшнего урока.

п

а

э

ч

к

а

з

н

и

у

к

с

р

у

п

р

н

а

я

в

с

п

о

з

а

о

п

у

р

е

п

м

р

е

с

т

ы

с

е

н

о

е

т

т

н

и

е

к

ы

н

к

о

й

с

т

в

ь

т

с

о


(паспорт, ручка, пропуск, знания, спокойствие, уверенность, тесты)

Ключевое слово: экзамены.

- Сегодня мы еще раз поговорим о ЕГЭ. Что такое ЕГЭ? Правильно, это новая форма экзамена основанная на тестовых технологиях. Она требует не только хороших знаний по предметам, но и предварительной психологической подготовки. На уроках вы уже не раз сталкивались с тестовыми заданиями. Поэтому сегодня мы поговорим о том какие виды вопросов встречаются в этих тестах и о развитии еще 2-х психических процессов которые необходимы нам для подготовки к экзаменам.


  1. Основная часть:

А) Что полезно знать о тестах?

- Как вы заметили тесты по предметам заметно различаются между собой, но существуют некоторые базовые принципы о которых важно помнить:

По типу все задания делятся на закрытые и открытые.


  1. Закрытый вопрос предполагает выбор правильного ответа из нескольких предложенных. Большая часть тестовых заданий состоит из вопросов закрытого типа.

Задание №1

Например: Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ….

а) случай б)подвиг в)жизнеописание г)книга д)писатель.

Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада-это…

а) абзац б)цитата в)рубрика г)отрывок д)конспект

Начитанность, глубокие и широкие познания- это…

а) интеллектуальность б) опытность в)эрудиция г)талант д)самомнение

Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческойжизни и деятельности, называется…

а) революцией б)постановлением в)традицией г)кодексом д)проектом

Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему- это…

а) рациональность б)пассивность в)чуткость г) противоречивость

д) черствость

- Бывает, что в перечне ответов не обязательно содержится один правильный ответ. Может быть 2 ответа.

Задание №2

Из предложенных слов выбери 2, которые можно обобщить одним понятием.

Колбаса, масло, хлеб, варенье, йогурт ( молочные продукты)

Сирень, каштан, боярышник, клен, береза (кустарники)

Решение, сложение, треугольник, деление (результаты матем. действий)

Сожалеть, щипать, строить, мерзнуть, сочинять музыку, оставаться

( создание чего-либо)



- Так же в тестовых заданиях встречаются и задания на соотнесение.

Задание №3

Соотнесите слова из первого и второго столбика друг другу:

Лес песок

Степь лед и снег

Тундра трава

Полярная пустыня деревья

Пустыня лишайники

Школа врач

Больница депутат

Магазин учитель

Завод продавец

Гос. Дума рабочий

Мы с вами отработали первый тип вопросов. Это были задания какого типа? Закрытого.


  1. Открытый вопрос не имеет вариантов ответов. Он напоминает обычный вопрос. Это типичные задания на узнавание. Сама форма вопроса помогает вам найти правильный ответ, если материал вам знаком.

Задание№4

Ответьте на вопросы:

Начальные буквы фамилии, имени, отчества называются?___________

Как называется наука о выведении новых пород животных и сортов растений?___________

Как называется начитанность, глубокие и широкие познания в чем либо?_____

-Почему на открытые вопросы отвечать труднее? ( потому, что здесь требуются знания по предмету)

Вывод: тестовые задания следует читать очень внимательно, стараясь найти наиболее точный и полный ответ на заданный вопрос. Таким образом: развитие каких психических процессов необходимо для сдачи экзаменов? ( внимание, память)

Б) На следующем этапе нашего урока мы ознакомимся с некоторыми приемами их развития.

ПАМЯТЬ

Упр. « ассоциации»

Цель: развитие навыков оперирования понятиями и переключения внимания.

Ведущий говорит понятие из одного из школьных предметов. Тот кому ведущий даст карандаш называет столько ассоциаций сколько сможет. Затем называется другой школьный предмет и отдает карандаш другому учащимуся, называя другой школьный предмет.

Упр. На тренировку зрительной памяти

У учащихся индивидуальные карточки со словами (30 слов).

Парк, рыба, ножницы, облако, тигр, куст, гром, стул, радуга, тарелка, зонт, мяч, музыка, хлеб, строитель, треугольник, колбаса, сирень, варенье, клен, лампа, яблоко, карандаш, обруч, мельница, попугай, листок, липа, чайник, свеча.

Нужно прочитать, перевернуть лист и постараться записать, те слова, которые запомнили. ( Если 15 и более- хороший уровень внимания и памяти)

- А теперь мы вычислим коэффициент запоминания. Прочтите текст написанный на плакате (7 предложений).

Я лег возле костра. Ветер гнал волны на берег. Белая пена лежала на серых камнях. Меня разбудили чудесные звуки. Я посмотрел рядом сидел старик. Он пел о славных русских богатырях. Как прекрасны были эти песни!

Задание по рядам: 1 ряд- запишите запомнившиеся глаголы; (7)

2 ряд- прилагательные; (5)

3 ряд- существительные. (9)

Проверь по тексту. Вычисли коэффициент зрительного запоминания (к)

К=в/а, где в- сколько запомнили;

А- сколько в тексте.

Чем ближе значение к 1, тем лучше развиты зрительная память и внимание.

ВНИМАНИЕ

Упр. « Что мне нужно для экзамена»

По очереди называют качества или предметы нужные для экзамена, следующий повторяет все, что сказали до него + свое слово. Последний должен сказать все.

Упр. «Найди цифры»

У каждого карточка с цифрами от 1 до 20. За 1 минуту нужно найти все цифры.

(Можно использовать усложненный вариант от 1 до 90. д/з)


Упр. «Эксперемент»

Цель: научить самообладанию в стрессовых ситуациях.

Прочтите 3 последовательных отрывка:

Шарльподняллюсинаспинуисказалобхватимоюшею.

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстаКАДУКАКПЕРЕнестиЭТоГоСТраШнОНаПУГаННоГоРеБеНКАвБеЗОПаСНОемЕСТо.

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБег УщиХ ног.

Вопросы:

- Сразу ли вы справились с заданием?

-Что понадобилось для его быстрого выполнения?

- В чем заключается самообладание?

  1. Релаксация.

  2. Сейчас мы я покажу вам один из способов снятия нервно-мышечного напряжения. Их много и одно из следующих наших занятий будет посвящено этой теме. Сейчас мы выполним упражнение на расслабление, затем упражнение на стимуляцию познавательных способностей, так как вам необходимо уметь снова настроить себя на работу. Это будет выходом из первого упражнения

Упр. «Мысленная картина»

Цель: обучение визуализации для достижения нервно-мышечного расслабления.

Звучит спокойная музыка (аутотренинг)

Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте себя на лесной поляне и мысленно повторяйте.

- Я спокоен

-Я вдыхая чистый лесной воздух

- Слышу пение птиц

- Мои мышцы расслаблены

- Мои руки расслаблены

- Я отдыхаю!

-Я спокоен

- Я наслаждаюсь красотой вокруг меня

- Мои ноги расслаблены

- Я чувствую как мое тело становится тяжелым

- Я спокоен

- Я отдыхаю!

Упр. «Массаж рук»

цель: стимуляция познавательных способностей.

Большим и указательным пальцем одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, сначала с тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости.


  1. Итог урока:

Рефлексия

Упр. « До встречи на экзаменах»

Цель: дать возможность учащимся поделиться мнениями о занятии.

У меня в руках горящая свеча. Я хочу передать ее тепло вам. Хочу чтобы у вас в руках все спорилось и горело, чтобы все всегда получалось. Давайте передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется свеча, скажет нам о своих впечатлениях о сегодняшнем уроке. Что принесло ему это занятие, что понравилось.

На возврат свечи: Что нового для себя узнал?

© 2010-2022