Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ образовательного процесса педагога – психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор школы - интерната:

______________ Подповетная Л.П.







ПРОГРАММА

психологического сопровождения образовательного процесса

педагога - психолога Касаткиной Ирины Леонидовны

КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»

на 2015 - 2016 учебный год















Пояснительная записка.


Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.

Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:

  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

  • содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;

  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;

  • профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.





Содержание программы

Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.

Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  • Беседа

  • Лекция

  • Круглый стол

  • Практические занятия с элементами тренинга

  • Тестирование

  • Ролевые и психотехнические игры

  • Арт-терапия

  • Песочная терапия

Основные направления деятельности педагога - психолога:

1. Диагностическая работа;

2. Коррекционно - развивающая работа;

3. Консультативная работа;

4.Профилактическая и просветительская работа;

5. Организационно - методическая работа.

Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.

1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог - это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования - это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    - изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    - составление плана и стратегии исследования;
    - выбор методического материала.

  2. Проведение исследования.

  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Предлагается диагностика по следующим параметрам

обучающихся:

  • исследование познавательной сферы;


  • оценка уровня тревожности;

  • исследование личностных особенностей;

  • уровень самооценки;

  • измерение мотивации достижения;

  • акцентуации личности;

  • профориентационные тесты;

педагогов:

  • оценка психологического климата в педколлективе;

  • выявление типологических особенностей личности;

  • оценка профессиональной направленности личности;

родителей:

  • изучение родительско-детских отношений;

  • стиль воспитания.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;

  • формирование новой позитивной «Я - концепции»;

  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я - концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.

Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.

3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые - это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Консультирование осуществляется в форме

- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

- индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

- индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.

Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде.

При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;

  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

































Циклограмма рабочего времени


Вид

Деятельности

Дни

недели

дата, часы

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Консультационная

работа

Профилактическая

работа

Просветительская

работа

Организационно-методическая работа

Понедельник


2 ч

1 ч

2 ч

1 ч




Вторник

2 ч

2 ч




Среда


8 ч



Четверг

1 ч

2 ч

2 ч

1 ч



Пятница


2 ч

1 ч

2 ч

1 ч




Суббота


3 ч

1 ч

Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.


№ п/п

Направления и мероприятия работы

Сроки

Предполагаемый результат


Организационно-методическая работа

Планирование работы на учебный год

Август

Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

    Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария

    Сентябрь

    Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

      Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии.

      В течение года

      Создание базы для терапевтических занятий

        Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса

        Сентябрь

        Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

          Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса

          Сентябрь

          Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

            Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей.

            В течение года

            Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога,

            формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

              Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога.

              Сентябрь, январь

              Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

                Разработка программы по работе с «трудными» подростками.

                Сентябрь

                Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

                  Повышение психологических знаний через:

                  а) обмен опытом с коллегами

                  б) изучение специальной литературы

                  В течение учебного года

                  Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога


                  Диагностическая работа


                  Работа с обучающимися

                  Диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел

                  (в онлайн режиме)

                  Сентябрь

                  Выявление склонности к отклоняющему поведению, организация профилактической работы.

                    Исследование уровня адаптации первоклассников:

                    - наблюдение

                    - проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка»

                    Октябрь

                    Апрель

                    Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации.

                      Исследование уровня адаптации пятиклассников:

                      - «Тест школьной тревожности Филлипса»

                      - «Анкета мотивации при переходе в основную школу»

                      - «Цветовой тест Люшера»

                      Октябрь

                      Апрель

                      Выявление обучающихся с признаками дезадаптации

                        Диагностика уровня тревожности

                        «Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл.

                        Ноябрь

                        Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности

                          Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся:

                          - «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов

                          - «Типы личности» Д. Голланд

                          Март

                          Оказание помощи в профессиональном самоопределении

                            Групповая диагностика первоклассников:

                            - «Тест К. Йиерасека»

                            - методика «Бусы»

                            Сентябрь

                            Май

                            Выявление уровня знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка.


                              Индивидуальная диагностика детей «группы риска»:

                              - «Шкала тревожности»

                              - опросник Басса-Дарки

                              ( диагностика состояния агрессивности у подростков)

                              - тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка)

                              В течение учебного года

                              Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками.

                                Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов, администрации школы, родителей

                                В течение учебного года

                                Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе.

                                  Диагностика (выявление причин девиантного поведения).

                                  Опросник Айзенка выявление индивидуально-психологических особенностей детей;

                                  Тест школьной тревожности Филлипса;

                                  Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье;

                                  методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения;

                                  проективная методика «Кактус», «Под дождём», «Мой класс».

                                  В течение учебного года

                                  Снижение тревожности, рекомендации.

                                    Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл)

                                    Декабрь

                                    Мониторинг воспитанности, профилактическая работа.

                                    Работа с педагогами

                                    Выявление затруднений в деятельности педагогов школы

                                    В течение учебного года

                                    Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

                                      Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания

                                      Март

                                      Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

                                      Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам .

                                      В течение учебного года

                                      Координация взаимодействия семьи и школы

                                      Работа с родителями

                                      Диагностика детско-родительских отношений по запросам

                                      В течение учебного года

                                      Координация взаимодействия семьи и школы

                                        Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания»

                                        В течение учебного года

                                        Координация взаимодействия семьи и школы


                                        Психологическое консультирование

                                        1

                                        Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

                                        По мере обращения

                                        Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей

                                        2

                                        Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.

                                        По мере обращения

                                        Повышение уровня психологической компетентности родителей

                                        3

                                        Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы

                                        По мере обращения

                                        Повышение уровня психологической компетентности родителей

                                        4

                                        Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации

                                        По мере обращения

                                        Создание комфортных психологических условий для обучающихся

                                        5

                                        Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики.

                                        По плану работы

                                        Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога

                                        6

                                        Участие в пед.консилиумах .

                                        1 раз в четверть

                                        Разработка индивидуальных программ. Рекомендации.

                                        7

                                        Участие в родительских собраниях.

                                        По плану

                                        Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.


                                        Психологическая коррекция

                                        11

                                        Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов)

                                        По мере обращения

                                        Нормализация психологического здоровья обучающихся

                                        Групповая коррекционная работа с обучающимися

                                        По мере обращения

                                        Нормализация психологического здоровья обучающихся

                                          Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении

                                          Декабрь

                                          Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся

                                            Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения

                                            По мере обращения

                                            Улучшение психологического здоровья

                                              Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды.

                                              В течение учебного года

                                              Улучшение психологического здоровья

                                                Тренинги,игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей

                                                Проведение блока коррекционных занятий .

                                                В течение учебного года

                                                Улучшение психологического здоровья

                                                  Блок занятияй«Я в этом мире» с учащимися «группы риска»

                                                  В течение учебного года

                                                  Коррекция поведения обучающихся.


                                                    Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий».

                                                    Апрель

                                                    Май

                                                    Оказать социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

                                                      Занятия в тёмной сенсорной комнате.

                                                      В течение учебного года

                                                      Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

                                                      Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей с ОВЗ детей-инвалидов.


                                                      Психологическая профилактика и просвещение

                                                      Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи

                                                      В течение учебного года

                                                      Сохранение психологического здоровья детей

                                                        Единый классный час «Урок доверия» 9 кл.

                                                        «Выход всегда есть»

                                                        сентябрь

                                                        Информирование детей, помощь в трудной жизненной ситуации по детскому телефону доверия.

                                                          Профилактика отклоняющегося поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска»

                                                          В течение учебного года

                                                          Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения

                                                            Профориентационная работа с обучающимися 9 кл.

                                                            - профориентационные консультации

                                                            - курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии»

                                                            В течение учебного года

                                                            Профессиональное самоопределение старшеклассников

                                                              Выпуск буклетов, памяток. «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?»

                                                              Март


                                                              Январь

                                                              Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях

                                                                Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл.

                                                                Февраль-апрель

                                                                Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов

                                                                  Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах)

                                                                  Выступление на педагогическом совете с темой «Здоровая детская сексуальность, пути коррекции поведения».

                                                                  Выступление на МО учителей

                                                                  «Особенности детей с синдромом Дауна».

                                                                  Проведение семинара среди учителей

                                                                  «Коррекционная работа с с обучающими с ограниченными возможностями здоровья».

                                                                  По плану





                                                                  Январь

                                                                  Ноябрь

                                                                  Март

                                                                  Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры


                                                                  Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи.


                                                                    Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.

                                                                    Раз в месяц

                                                                    Обмен опыта.

                                                                    Мини сайт педагогов -психологов

                                                                    nsportal.ru

                                                                      Проведение «Недели психологии» в школе.

                                                                      Ноябрь

                                                                      Активное участие все участников образовательного процесса.

                                                                        Участие в семинарах и вебинарах центра психолого-педагогической поддержки детей г. Воронеж.

                                                                        В течение учебного года

                                                                        Обмен опыта. Просвещение.

                                                                          Участие в совещаниях при директоре школы по возникшим проблемам, связанных с девиантным поведением обучающихся.

                                                                          По запросам

                                                                          Профилактическая работа. Защита прав ребенка.

                                                                            Акция к дню инвалида «От сердца к сердцу» 1-9 кл.

                                                                            Декабрь

                                                                            Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания.


                                                                            Экспертная работа

                                                                              Обработка и анализ диагностических исследований

                                                                              В течение учебного года

                                                                              Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований

                                                                                Оценка результатов коррекционной и развивающей работы

                                                                                В течение учебного года

                                                                                Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

                                                                                  Участие в заседании совета по профилактике

                                                                                  В течение учебного года

                                                                                  Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

                                                                                  6

                                                                                  Психологический анализ урока по запросу администрации

                                                                                  В течение учебного года

                                                                                  Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя

                                                                                  7

                                                                                  Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК.


                                                                                  Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР.

                                                                                  Инновационная деятельность

                                                                                  1

                                                                                  Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции.

                                                                                  В течение учебного года

                                                                                  2

                                                                                  Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами.

                                                                                  По плану

                                                                                  Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.

                                                                                  3

                                                                                  Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет -ресурсов.

                                                                                  В течение учебного года

                                                                                  улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

                                                                                  4

                                                                                  Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и агрессии у обучающихся начальной школы.

                                                                                  В течение учебного года

                                                                                  Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы


                                                                                  Педагог-психолог: Касаткина И.Л.



                                                                                  © 2010-2022