Дорога в самостоятельную жизнь

Одним из важнейших направлений работы психолога является организация деятельности по профессиональной ориентации учащихся. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.Жизнь показывает, что в случае правильного выбора профессии в выигрыше не только общество, но, главное, сам человек, испытывающий удовлетворение и получающий широкие возможности для самореализации.Важнейшим средством профессионального самоопределени...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

«Дорога в самостоятельную жизнь»

Цель: помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различ­ных жизненных этапов и событий.

Тип урока: урок систематизации и обобщении знаний

Форма: практическая работа, работа в группах.

Задачи:

  1. Раскрыть факторы успешной социализации и саморазвития личности;

  2. Сформировать навыки самостоятельной жизни;

  3. Воспитывать чуткость в восприятии действительности;

  4. Построить модели собственного будущего.

Методы занятия: словесный, наглядный.

Необходимые материалы:

  • бумага формата А4 (в том числе заранее разрезанные пополам листы по количеству участников);

  • бланки «зачетных листов» (см. бланк «зачетного листа») - для каждого участника;

  • таблички с перечнем целей студенчества (см. таб­лички с перечнем целей студенчества);

  • плакаты с перечнем видов деятельности студента - 6-7 экземпляров (см. плакаты с перечнем видов де­ятельности студента);

  • листы ватмана с перечнем жизненных целей, на каж­дом листе - 1 цель (см. Перечень жизненных целей).

Здравствуйте. Тема нашего занятия «Дорога в самостоятельную жизнь». Каждый из нас - строитель собственной жизни. Любой из нас способен на многое. Надо только суметь заглянуть внутрь себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное, стать смыслом жизни и определить выбор дальнейшего жизненного пути.

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Ход занятия

Каждый из нас стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Как подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир в котором ты живешь? Каждый человек - это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.

Что же такое ЦЕННОСТЬ для вас?

Ценность - положительная или отрицательная значимость для человека, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей.

Такое определение ценности дано в энциклопедическом словаре.

Еще одно понятие с которым мы сегодня познакомимся - это ЦЕЛЬ. От умения планировать способы достижения жизненных целей зависит, как сложится жизнь человека. Это цели, которые ставит перед собой человек.

Цель - образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Я предлагаю поработать с этими двумя понятиями: ЦЕННОСТИ и ЦЕЛИ.

Ваша задача: вставить в цитату подходящее слово и объяснить значение фразы.

Задание 1: «Вставьте слово и объясните значение фразы»

...Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель...

Карл Маркс

Дела определяются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель.

А.П.Чехов

Если у вас есть что-нибудь ценное, поделитесь этой ценностью с другими. Если вы не можете поделиться, то ценность теряет смысл.

Хелемендерис Уильям


В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей.

Ландерс Энн

- На данном этапе вашей жизни главная цель - определиться с выбором профессии, успешно сдать ЕНТ и поступить в университет. У вас будет возможность представить свое будущее, сплани­ровать его, может быть, что-то изменить в нем или в отноше­нии к нему, о чем-то задуматься. Занятие состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «за­четном листе».

Все делятся на 3 группы:

  1. превращение в профессионала;

  2. активная студенческая жизнь;

  3. устройство личной жизни и семья.

Записывают в зачетные листы.

Важным моментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей - превращение в профес­сионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институ­те - это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т. д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполага­ет в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых мес­тах, прежде чем начинающий специалист станет конкурен­тоспособным в профессиональной среде.

Бланк «зачетного листа»

Зачетный лист

  • Фамилия, имя _________________

  • Класс ________________________

  • Название чувства: ______________

  • Прежде всего, я иду в вуз для того, чтобы...__________

  • Я выбрал эту профессию потому, что... ___________

  • Мой «багаж» _________________________

  • Значимая для меня жизненная цель _______________

Все присутствующие садятся в круг на стулья.

«Круг радости»

- Представьте себе, что вы расстаетесь со шко­лой: выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. 11 школьных лет позади... Какие чувства испытывает сей­час каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.

Ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения ведущий кладет в центр круга смайлики и фломастеры.

- Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чув­ства и обозначить его в «зачетном листе».

- Напишите каждый на своем листочке основ­ные факторы, принципы влияющие на вы­бор будущей профессии, с учетом тех целей, которые вы ставите перед собой. Составьте список аргумен­тов в защиту вашего принципа выбора профессии: почему именно он кажется вам основополагающим или почему для вас он так важен.

- Запишите свой принцип выбора профессии в «зачетный лист».

- Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.

Ребята составляют и зачитывают другим группам ре­жим недели.

- Представьте, что вы 5 лет живете в том гра­фике, который вы только что нам прочитали. Что вы чув­ствуете?

- Запишите в «зачетных листах», с каким бага­жом знаний, умений, навыков, с какими новыми личност­ными качествами вы выйдете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».

Ребята зачитывают свой «багаж», обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.

В кругу

- У каждого из вас есть какие-то жизнен­ные цели - то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего - счастливая семья, для кого-то - успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впе­чатлениями.

Перечень жизненных целей

  • реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;

  • стать знаменитым;

  • самосовершенствование;

  • деятельность на благо людей, необязательно за деньги;

  • успешная профессиональная карьера;

  • жизнь, наполненная яркими впечатлениями;

  • обеспеченная жизнь;

  • семья.

- Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу - например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастли­вой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради са­мой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, воз­можно, ее нет в списке) является для вас самой главной.

- Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой лич­ностный смысл он вкладывает в эту цель, что под ней пони­мает, почему именно она представляется наиболее важной? Участники озвучивают и комментируют свой выбор.

- Запишите выбранную вами жизненную цель в «зачетный лист».

- А теперь посмотрите в свои «зачетные лис­ты». Как соотносятся ваши записи? Быть может, есть ка­кие-то несогласования?

Ребята делятся полученными результатами. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то - несоответствие различных жизненных этапов. Напри­мер, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональ­ному становлению; у молодого человека цель - блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь».


Сейчас для того чтобы соотнести ваши желания и цели предлагаю следующее задание: Составление коллажа на тему «Наше будущее».

Одна из ваших задач - поддерживать огонь желаний, непрерывно размышляя обо всех наградах и удовлетворении, которые вы получите в результате достижения своей цели. Вы увидите, что чем длиннее список ваших целей, тем сильнее ваша мотивация и решительность. Ничто не отпугнет и не уведет вас в сторону от ваших усилий до тех пор, пока не будет осуществлено то, что вами задумано. И в заключение нашего урока давайте посмотрим видеоролик «Ценности жизни», созданный на основе произведения Габриэля Гарсия Маркеса «Прощальное письмо человечеству».

Видеофильм «Ценности жизни»


© 2010-2022