Разработка занятия для учащихся десятого класса «Самопознание – путь к самоопределению»

Занятия  с психологом - интересный вид деятельности.   Цель занятий: повысить представление старшеклассника о собственной значимости, ценности, развить в учащихся умение анализировать и познавать свою личность.        Задачи: - с помощью упражнений и  других психотехник повысить степень cамопознания и самопринятия; -  развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе, общении и иной деятельности; - развитие личностной продуктивности, творческого начала.    Данная разработка в помощь классным руководителям, школьным психологам.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Ворошиловского района г.Волгограда



_____________________________________________________________________________________

Тема: «Самопознание - путь к самоопределению».

Разработка занятия для учащихся десятого класса




Выполнила:

Педагог-психолог

Харькова Е. Г.



Волгоград

2014

Формат занятия - три классных часа один раз в неделю по 45мин.

Цель занятия: повысить представление старшеклассника о собственной значимости, ценности, развить в учащихся умение анализировать и познавать свою личность.

Задачи:

- с помощью упражнений и других психотехник повысить степень cамопознания и самопринятия;

- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе, общении и иной деятельности;

- развитие личностной продуктивности, творческого начала.

Занятие 1

Блок 1.

Знакомство. Создание атмосферы для более свободного выражения чувств. Информирование учащихся о правилах поведения на занятиях.

Примерный текст: «Ребята! Нам предстоит вместе провести три занятия, посвященные вашему самоопределению. Каждый из вас является уникальной, единственной в своем роде личностью, наделенной огромными возможностями и ресурсами. Только не каждый из вас знает о своих возможностях, о том, как их открыть в себе и научиться использовать. Возможно, многие не верят в свои возможности, не верят в себя. Это происходит потому, что многие недостаточно знают себя. Самопознание - это очень важный процесс, позволяющий увидеть себя всесторонне, открыть свой личностный потенциал, узнать свои особенности. В сущности, самопознание - это путь к зрелости, путь к принятию верных жизненных решений, поиску своего места в жизни. Вы сейчас стоите перед выбором - и профессии, и своих жизненных планов, и, в целом, своей судьбы. Никогда больше вопрос самоопределения не будет стоять так остро, как он стоит сейчас. Именно сейчас многие из вас подошли к осознанию того, что ваша судьба в ваших руках. Но что именно выбрать, как найти верное решение и не ошибиться, как выбрать то, что больше всего подходит именно вам, и где вы сможете наилучшим образом себя реализовать? Верному самоопределению поможет то, насколько хорошо вы знаете себя, как вы себя воспринимаете, как вы к себе относитесь - как к слабым, зависимым от чужой помощи и мнений, никчемным, незнающим и неуверенным, или как к сильным, независимым, способным быть творцом собственной жизни и нести ответственность за свой выбор.

Итак, для начала давайте примем некоторые правила, которые помогут нам провести эти занятия наиболее эффективно. Я сейчас их зачитаю, и, если, вы в чем-то не согласны, то каждый из вас может высказать свое мнение, может быть, что-то добавить, и после короткого обсуждения, мы должны принять эти правила и им следовать. Разумеется, это касается и меня тоже. Правила такие:

  1. Приоритет равенства. Это значит, что здесь, на этих занятиях, нет главных и второстепенных, лучших или худших, - мы все равны.

  2. Запрет перебивать того, кто высказывается.

  3. Запрет критиковать и осуждать чье-либо мнение, если вы с ним не согласны.

  4. Тот, кто высказывается, должен помнить об ограничении времени и говорить по существу.

  5. Запрет на высказывания, задевающие личное достоинство присутствующих.

  6. В процессе занятий вы узнаете друг о друге много нового, но все, что происходит здесь, не должно стать предметом огласки. Нельзя злоупотреблять доверием и той личной информацией, которая, возможно, станет вам известна.

  7. Все мы разные и должны уважать друг друга и принимать такими, какие мы есть.»

После возможного обсуждения правила принимаются, и начинается занятие.

Блок 2.

Учимся расслабляться. Метафора «Путешествие» [3].

«Сядьте поудобнее. Опустите плечи. Почувствуйте тепло и тяжесть всего своего тела. Расслабьте мышцы лица, рук, ног… Сосредоточьтесь на своем дыхании…Дыхание ваше глубокое, ровное и свободное. Тело расслаблено, глаза закрыты. Вы погружаетесь в себя…А теперь давайте мысленно отправимся в путешествие. С помощью вашей фантазии представьте себе характер местности, куда вы отправляетесь в путешествие (лес, пустыня, горный массив или водоем и т.д.). Обратите внимание на особенности - наличие дорого или троп, поворотов, перекрестков, мостов, а, возможно - препятствий. Каким способом вы путешествуете - пешком, в автомобиле, на лошади, в поезде или как-то еще. Представьте себе дорогу, по которой вы собираетесь идти. Какая она? На что она больше похожа - на широкое шоссе, на горную тропу, или, возможно, ее нет и вам предстоит ее проложить? Каким образом вы собираетесь ориентироваться во время этого путешествия, есть ли у вас карта, или компас? Определите, где находится начальный пункт вашего путешествия и то место, куда вы должны придти. Обратите внимание, что вы чувствуете, путешествуя Возможно, вы испытываете какие-то затруднение, вас переполняет ощущение радости, интереса к происходящему или вы чувствуете усталость? Не относитесь критически к своим ощущениям, просто отмечайте их… А теперь сделаем глубокий вдох и откроем глаза. С возвращением! А сейчас, ребята, возьмите, пожалуйста, листы бумаги и карандаши и постарайтесь изобразить свое путешествие. Рисунки могут быть символичными, отразите те моменты, которые сами посчитаете нужным.»

После рисования предлагается внизу листа написать свое мнение о путешествии, свои желания.

Эта метафора несет важные диагностические и мотивирующие функции: помогают исследовать новые или незнакомые аспекты своего «я», активизируют интерес к глубинным ресурсам и высвобождают скрытые потребности, помогают получить новый опыт в познании себя, обнаруживают те или иные трудности. Кроме того, обращение к метафоре помогает стимулировать мотивацию учащихся, помогая им определить, к чему они стремятся (уровень притязаний), создавая предпосылки для преодоления неэффективных способов преодоления возникших затруднений.

Блок 3

Установление контакта в группе. Учащиеся садятся на стульях в круг.

Упражнение «Что в имени тебе моем». Каждому из участников предлагается написать на индивидуальной табличке свое имя (можно вымышленное, символическое), а потом коротко рассказать о себе то, что сочтут возможным.

Упражнение «Необычный опыт общения».

Участники делятся на пары и садятся так, чтобы оказаться спиной к своему собеседнику. В таком позе, не видя лица друг друга, участники пытаются поддерживать вербальный контакт в течение 3-5мин. После этого упражнения предлагается обсудить, что чувствовал каждый, общаясь таким образом, какие испытывал затруднения. Это упражнение помогает исследовать свои реакции в ситуации затрудненного общения, необычного опыта.

Диагностика.


Старшеклассникам предлагается два теста:

1) «Направленность личности» Авторы этой методики В.Смекайл и М.Кучер. Второе ее название «Ориентировочная анкета». Позволяет вывить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность). Опросник содержит 30 вопросов, к каждому из которых предлагается на выбор три варианта ответа. Испытуемым предлагается выбрать сначала наиболее подходящий ответ, а затем наименее подходящий и оба ответа разместить в соответствующей графе, содержащей номер вопроса, в бланках для ответов.

2) «Ценностные ориентации» М.Рокича.

Данная методика представляет собой модификацию методики М.Рокича, в адаптации А.Гоштаутаса, М.А.Семенова, В.А.Ядова, и предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Опросник помогает определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей, по его мнению, являются предпочтительными. ЦО разделяются на две группы: первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую - ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности (Т-ценности) - это основные ценности человека, отражающие долговременную жизненную перспективу, определяющие смысл жизни человека. Инструментальные ценности отражают средства их достижения.

Методика состоит из 2-х бланков, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей. (См. приложение).

В конце занятия подведение итогов, обсуждение своих впечатлений.

Занятие 2

Блок 1

  1. Ведущий раздает результаты тестирования, проведенного на прошлом занятии. Учащиеся могут ознакомиться с ними и задать вопросы. После короткого обсуждения начинается занятие.


Блок 2.


  1. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». [2]

Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нужно нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя, а вместо лучей - все хорошее, что о себе знаешь. Желательно, чтобы лучей было как можно больше. В упражнении принимают участие все участники.

  1. Упражнение «Хвалить или ругать?» [2]

Это упражнение выполняется с мячом и состоит из двух частей. 1часть: участники становятся в круг, бросают друг другу мяч, и каждый, поймав, должен сказать, что, по его мнению, означает «ругать», «критиковать». Каждый следующий участник, поймав мяч, должен повторить предыдущее высказывание и затем предложить свое. 2 часть: бросая мяч участнику нужно говорить слова похвалы. Правила те же. После окончания упражнения - обсуждение. Это упражнение помогает высвобождению эмоциональной активности, раскрепощает, создает доброжелательную атмосферу, помогает обрести уверенность и осознать влияние других людей на нашу уверенность.

  1. Упражнение «Я не такой как все, и все мы разные» [2].

Участникам раздаются листочки бумаги и в течение 5мин. каждый должен написать (или нарисовать) значение слова «радость», как он это понимает. По окончании все листки перемешивают и складывают в «волшебный ящик», затем достают, раздают каждому (но не его листок), рассматривают, высказывают свои мнения, впечатления. После этого каждый находит свой листок. Это упражнение показывает, насколько неповторим каждый человек, как по-разному можно понимать одно и то же слово.

Подведение итогов занятия. Задание на дом: каждый должен составить список, состоящий из двух колонок: из «хороших» и «плохих» качеств участника. Затем нужно написать письмо «хорошему» и «плохому» «Я». Это занятие способствует развитию рефлексии, самоанализа, развивает умение разбираться в себе, видеть и обозначать те или иные качества своей личности, дифференцировать их, а также способствует принятию себя как целого, состоящего из отдельных аспектов. Давая задание, ведущий обязательно должен пояснить, что «плохой» и «хороший» - термины очень условные.

Занятие 3

Блок 1

Приветствие. Обсуждение домашнего задания в ходе групповой дискуссии. Участники могут поделиться, какие трудности они испытали при выполнении этого задания, какие чувства возникли, как можно так называемые «отрицательные» качества обратить на пользу себе, взглянуть на них с другой стороны, найти позитивное зерно, способствующее личностному росту. Перед началом дискуссии ведущий разъясняет цели и основные правила дискуссии: цель дискуссии исследование, рассмотрение какой-либо проблемы, свободный обмен мнениями. Она отличается от спора, в котором люди стремятся победить, а не понять друг друга. Главными правилами проведения дискуссии являются следующие:

- проявление активности;

-соблюдение относительной очередности в высказываниях;

- нельзя перебивать;

- проявление уважение к чужой точке зрения;

- вести себя конструктивно.

Блок 2

Психологическая игра: «Внутренний конфликт» [3].

Эта игра предназначена для исследования такого важного качества, как конгруэнтность. Среди участников выбирают двух человек (по желанию) со следующим распределением ролей - рассказчик и слушатель. Остальные участники - наблюдатели. Рассказчик в течение 7-10м. рассказывает слушателю о своих взаимоотношениях с человеком, к которому он испытывает противоречивые чувства, или не доверяет, или конфликтует. Слушатель концентрирует свое внимание на том, как именно рассказчик рассказывает об этих отношениях, какие делает жесты, как изменяется его мимика, положение тела. Особое внимание слушателю нужно обращать на различные асимметричные жесты, поскольку именно они, в первую очередь, указывают на внутренний конфликт. Кроме этого, слушатель старается отмечать все несовпадения и несоответствия содержания рассказа и самовыражения рассказчика. Например, рассказчик говорит о своем раздражении, а сам при этом улыбается. Или: говорит о своих положительных чувствах к тому или иному человеку, а сам находится в напряженной позе, кулаки сжаты и т.д. Слушатель дает рассказчику описательную обратную связь по поводу того, что он заметил. Наблюдатели в процессе рассказа следят за тем, чтобы слушатель не задавал рассказчику вопросов и не давал интерпретаций. После завершения рассказа наблюдатели, соблюдая правила дискуссии, дают описательную обратную связь, делятся своими впечатлениями о степени соответствия между смыслом рассказа, тоном повествования, жестами и т.д. Эта игра позволяет сформировать понимание того, что значит быть самим собой, проявлять естественность и искренность в выражении тех или иных мыслей, чувств и эмоций.

Упражнение «Встреча с мудрецом» [3]

Это упражнение является адаптацией психосинтетической методики «Внутренний диалог» из книги П.Ферруччи. Начинается упражнение на концентрации своего внимания на дыхании и телесных ощущениях. Затем участникам предлагается следующая тема для фантазирования:

«Представьте себе ясный теплый день. Вы находитесь в горной долине, на тропинке, ведущей в горы. Где-то там наверху, в горной пещере, живет Мудрец, который знает ответы на все вопросы. Тропинка, на которой вы стоите, ведет прямо к его пещере. К нему приходят путники, ищущие истину. Вы поднимаетесь по тропе и ощущаете плотную каменистую почву под вашими ногами, слышите шелест травы, голоса птиц и какие-то еще доносящиеся до вас звуки. Вы поднимаетесь все выше и выше, и, наконец, видите впереди у самой тропинки вход в пещеру Мудреца. Вы приближаетесь ко входу, заглядываете внутрь, и где-то там, в глубине, видите свет. Какие чувства у вас возникают и какие желания? Вы можете войти внутрь и поговорить с Мудрецом, который в ней живет, а можете остаться на пороге и просто посидеть в тишине. Решите сами, чего вы больше хотите.

Если вы достаточно любопытны и готовы идти дальше, вы можете войти в пещеру по небольшому коридору, идя на свет, который показывает вам дорогу. Когда вы оказываетесь в пещере, то можете оглядеться по сторонам. Что она собой представляет? Какая она - большая или маленькая? Где-то в глубине пещеры у огня за большим столом сидит Мудрец и читает огромную книгу. Это книга всех времен и народов, в ней собраны знания и история всего человечества. Какие чувства вы испытываете при встрече с Мудрецом? (Просто отметьте их про себя, какими бы они ни были). Вы можете спросить Мудреца о том, что является для вас самым важным и как этого можно достичь. Если у вас есть еще вопросы, вы также можете задать и их.

Дайте себе немного времени, чтобы получить ответ. Он не обязательно будет словесным. Просто будьте внимательны к тому, что происходит с вами в общении с Мудрецом. Ответ может быть самым неожиданным - в виде жеста, звука, образа или какого-то сюжета из книги, которую читает Мудрец. Попробуйте быть открытым и чутким к этому посланию - оно может стать для вас весьма неожиданным и важным откровением… Просто смотрите, ощущайте и слушайте… Когда вы получите ответ на свой вопрос, поблагодарите Мудреца и готовьтесь к возвращению. Если вам не удалось дождаться ответа, знайте, что вы можете вернуться сюда еще раз. Тогда, когда вы сами этого хотите. И снова у вас будет возможность задать свои вопросы и получить на них ответы.

Вы выходите из пещеры по тому же самому коридору, которым пришли сюда, оказываетесь у выхода, видите ту же самую тропинку, по которой пришли. Теперь вы знаете что-то новое о себе. Какие чувства оно у вас вызывает? Хотите вы сохранить это или хотели бы поскорее забыть? Отметьте это. Вы начинаете спуск вниз, в долину. Через некоторое время вы оказываетесь в начальной точке вашего путешествия. У вас есть новые переживания и то, над чем можно поразмышлять».

После фантазирования можно поделиться впечатлениями со всеми участниками. Следующий этап - рисование. Предлагается в той иной форме зарисовать наиболее важные моменты встречи с Мудрецом, также можно отобразить полученный ответ.

Эта методика способствует высвобождению внутренних ресурсов, активизирует значимые потребности, удовлетворяя их в символической форме. Это упражнение раскрывает глубинные источники самопознания.

Подведение итогов занятий. Участникам предлагается высказаться, ощутили ли они какие-то перемены в себе, узнали что-то новое, возможно, стали по иному смотреть на себя.

Литература:



  1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб:Речь, 2010.


  1. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: 2000.


  1. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. - СПб: Речь, 2006.


© 2010-2022