Родительское собрание и презентация Обучение и воспитание детей особой заботы

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1



Соколова Елена Юрьевна

педагог-психолог, учитель психологии

КОУ «Адаптивная школа № 18» г. Омск



Особенности развития и воспитания детей

«ОСОБОЙ ЗАБОТЫ»


Слово психолога

Всем участникам предлагается выполнить упражнение "Снежинка".

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.

Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

- А сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли? Участники отвечают, что они не нашли.

- А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.


Слайд 2

«Образование детей с особыми образовательными потребностями, является одной из основных задач страны…» Из послания Д.Медведева


Слайд 3

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.


Слайд 4

Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации

Ст.79 п.3.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 5

Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации

Ст.34 п.2

Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.


Слайд 6

Задачи адаптивной школы



1. Специальные:

Коррекция недостатков психофизического развития;

Лечебно-профилактическая и оздоровительная работа;

Профессионально-трудовая подготовка.

2. Общие:

Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей;

Формирование мировоззрения;

Освоение знаний о природе, обществе, человеке, его труде,

а также обучение приемов самостоятельной деятельности.


Слайд 7

Цели адаптивной школы



  1. Получение образования в соответствии со способностями и возможностями детей в адекватной их здоровью среде обучения;

  2. Адаптация и интеграция учащихся в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни:

  3. Условием достижения цели является коррекционная направленность обучения и воспитания.


Слайд 8

Распространенность рождения детей «особой заботы»

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рождение детей с интеллектуальной недостаточностью широко распространено во всем мире и составляет до 3% всего населения.


Слайд 9

У детей с «особыми образовательными потребностями» наблюдается:

Стойкое, необратимое нарушение (поражение) познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга (врожденного или приобретенного), а также несформированность эмоционально - волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.

Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математике, чтению, письму). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций.

Умственная отсталость - это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое недоразвитие, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для наших детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.

Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе усвоения учебного материала. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Восприятием детей необходимо руководить.

Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам.

Отличительной чертой учеников нашей школы, является некритичность, т.е. невозможность заметить свои ошибки, и как следствие, слабая регулирующая роль мышления.

Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала.

Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У детей с интеллектуальной недостаточностью более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. В процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта.

Дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

Дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.


Слайд 10

У детей поражение нервных клеток ГОЛОВНОГО мозга может произойти в период внутриутробного развития, в период РОДОВ мамы или в первые ТРИ года жизни. Многие из детей практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения в СКОШ.

Слайд 11

Эндогенные причины (наследственные):



  • Генные мутации - изменение внутренней структуры генов;

  • Хромосомные мутации - изменение структуры хромосом;

  • Геномные мутации - изменение количества хромосом.


Слайд 12

Врожденные причины:



  • Хронические заболевания матерей;

  • Несовместимость по Rh-фактору;

  • Внутриутробные инфекции (краснуха, врожденный сифилис, грипп, токсоплазмоз и др.);

  • Химические вредности (свинец, алкоголь, лекарственные препараты, никотин, наркотические вещества).


Слайд 13

Врожденные причины:



  • Физические факторы (радиационное воздействие, производственные вредности);

  • Механические воздействия;

  • Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности.


Слайд 14

Приобретенные причины:



  • Гипоксия (кислородное голодание), асфиксия (удушье);

  • Энцефалиты;

  • Тяжелые интоксикации;

Черепно-мозговые травмы.

Слайд 15

Адаптивная школа

Срок обучения: 9 (10-12) лет.

Прием в школу осуществляется только на основании заключения ПМПК.

Основной контингент СКОШ: дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Слайд 16

Специальные образовательные условия:

1.Специальные образовательные программы.

2.Адекватная среда жизнедеятельности.

3.Проведение коррекционно-педагогического процесса олигофренопедагогами, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом.

4.Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

5. Обязательный учет особенностей развития каждого ребенка.

6. Применение специальных методов и средств обучения и воспитания.


Слайд 17

Содержание образования:

Общеобразовательные предметы (не изучаются химия, физика, иностранный язык).

Специальные предметы:

  • Письмо и развитие устной речи;

  • Чтение и развитие речи;

  • География и биология;

  • Математика;

  • Логопедические занятия, занятия с психологом;

  • Ритмика;

  • Музыка и пение;

  • Физическая культура;

  • ЛФК;

  • Изо;

  • История, обществознание;

  • Социально-бытовая ориентировка (5-9кл)

Профессионально-трудовая подготовка.


Слайд 18

Характеристика групп детей по обучаемости, в адаптивной школе (по В.В. Воронковой):

Первая группа (успевающие при фронтальном обучении):



  • Доступен уровень обобщения учебного материала, предусмотренный учебной программой;

  • Способны к переносу знаний (при незначительном изменении задания не испытывают трудностей);

  • Усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия в процессе выполнения упражнений, объяснять способ выполнения задания;

  • Им достаточно фронтального объяснения нового материала, задания на закрепление они, как правило, выполняют самостоятельно;

  • При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого (поощрение, поддержка).


Слайд 19

Вторая группа (достаточно успешно усваивают программу адаптивной школы):



  • Понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. Сохраняют усвоенный материал в памяти;

  • Доступен перенос знаний в новые условия, но при этом снижают темп работы, допускают ошибки. Небольшая помощь оказывается достаточной для исправления ошибок;

  • Могут объяснить свои действия, хотя эти объяснения недостаточно точны и менее развернуты;

  • При выполнении всех видов работ проявляют меньшую самостоятельность по сравнению с первой группой;

  • Нуждаются, как в стимулирующей, так и в организующей помощи учителя.

Слайд 20

Третья группа (с трудом усваивают учебный материал):



  • Мало способны к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничивать главное и второстепенное в учебном материале. Могут запомнить выводы;

  • В основном не теряют приобретенных знаний и умеют их применять при выполнении аналогичного задания, но несколько измененное задание воспринимается как новое;

  • Характерно недостаточное осознание материала, необходимость специальной работы для осознания;

  • Необходимо дополнительное объяснение, недостаточно фронтального;

  • Значительная помощь нужна в начале выполнения задания, после чего могут работать самостоятельно. Нуждаются во всех видах помощи: стимулирующей, организационной, содержательной в словесной, наглядной и практической формах.


Слайд 21

Четвертая группа (овладевают учебном материале на низком уровне в значительно меньшем объеме, чем предлагает программа СКШ):



  • Не могут делать выводы и обобщения в материале;

  • Каждое последующее задание воспринимается как новое (перенос недоступен);

  • Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются;

  • При фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал. На этапе закрепления они способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянном внешнем контроле;

  • Основной вид помощи - содержательная. Не всегда помогает помощь учителя в виде прямой подсказки. Дети не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение.


Слайд 22

Педагогические условия воспитания ребенка в семье:



  • Выполнение четкого режима дня - сон, питание, бодрствование, прогулка, занятия;

  • Положительные формы взаимодействия и общения взрослых с ребенком и организация положительного общения со сверстниками;

  • Организация регулярных занятий с ребенком:

  • Определение времени и место для занятий.


Слайд 23

Советы родителям:



  • Надо принять тот факт, что у ребенка есть проблема в интеллектуальном развитии;

  • Необходимо помнить, что ВЫ нужны ему, а ребенок нужен ВАМ;

  • Любите его и радуйтесь ему, и он научится от Вас любить всех близких;

  • Важно дать ребенку почувствовать любовь к нему всех членов семьи;


Слайд 24

  • Важно создать условия в семье для общения ребенка с другими родственниками и друзьями родителей;

  • Нужно помнить о том, что Вы даете ребенку образец общения с другими людьми.


Слайд 25

Желаю Вам успеха!

Спасибо за внимание!

Видео- притча

«Урок бабочки, как добиться успеха»



А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку "Колобок" на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.

Убедительная просьба заполнить анкеты и оставить их у классного руководителя.

Приложение

ЭТИОЛОГИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ


Причиной возникновения психических нарушений при умственной отсталости может быть широкий круг вредных воздействий. Для того чтобы лучше понять не только причину, но и патогенез психического недоразвития, обратимся к теориям его возникновения.
С достоверностью этиология установлена приблизительно лишь у 35% умственно отсталых индивидов. В одних случаях это наследственные факторы (70-90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей. В других это врожденные вредности, действующие на уже развивающийся плод. В-третьих, это разнообразные приобретенные неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка первые три года жизни.


Эндогенные причины.


Изменение наследственных структур (мутации) - наиболее частые
причины умственной отсталости.

Генные мутации - изменение внутренней структуры генов.

Хромосомные мутации - изменения структуры хромосом. К ним относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180 градусов). Клинически все хромосомные формы умственной отсталости, связанные со структурными перестройками.

Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет- 0,5%.

У человека мутации возникают постоянно это естественный процесс, происходящий в ходе жизнедеятельности. Кроме того, они происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация: электромагнитные излучения, гамма- и рентгеновы лучи, корпускулярные излучения: быстрые нейтроны, альфа-частицы).

Вредоносными могут стать химические вещества (гербициды, формальдегиды, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства).

Опасно также действие некоторых биологических факторов (вирусов гепатита, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, свинки и др.).

Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток.


Эндокринные заболевания и метаболические дефекты.

Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка. Фенилаланиновая эмбриопатия возникает в том случае, если у матери имеет место фенилкетонурия, т. е. содержание фенилаланина в ее крови превышает 30 мг/л.
Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными расстройствами, нерасхождением половых хромосом.


Возраст родителей.

Частота рождений детей с трисомиями 13, 18 или 21 у женщин в возрасте З0-34 лет составляет один случай на 510,

в возрасте 35-39 лет 1 на 185,

в возрасте 40-44 лет 1 на 63,

а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий зависит и от возраста отцов. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций (из-за снижения устойчивости хромосом к химическим мутагенам, падения активности ферментов, гормональных нарушений и др.).


Врожденные причины.


Среди причин, вызывающих нарушение созревания плода, известно более 400 внешних факторов. Так как во внутриутробном периоде центральная нервная система (ЦНС) плода особенно чувствительна, то ее повреждения встречаются часто и приводят в итоге к психическому недоразвитию (70-90%).
Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно-сосудистой недостаточностью, болезнями печени и почек, диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов. Нарушение психического развития ребенка может оказаться следствием взаимодействия многих вредностей, действующих как внугриутробно, так и в течение родов.
Несовместимость по резус-фактор.

Примерно у одной из восьми женщин дети могут пострадать от несовместимости. Вырабатываются антитела, проникая в кровоток ребенка, разрушают его эритроциты. Возникающий в результате эритробластоз приводит к нарушению ЦНС, что в дальнейшем может проявиться в умственной отсталости, нарушении слуха и других неврологических симптомах. Эритробластоз встречается у одного из 150-200 новорожденных.

Внутриутробные инфекции.

Многие инфекции передаются от матери плоду, однако лишь малая их часть вызывает умственную отсталость. Они становятся причиной поражения ЦНС плода в 4-5% случаев тяжелой - и 1% легкой умственной отсталости. Среди микроорганизмов, вызывающих умственную отсталость, чаще всего встречаются инфекционные вирусы (у 5% беременных) Однако так как только у части инфицированных беременных рождаются дети с умственной отсталостью, то нередко сложно оценить, одна ли только инфекция ее причина. Инфекция, попавшая в материнский организм, в ряде случаев не дает внешних признаков заболевания у беременной, но при этом может поражать плод. Вероятно, это связано с тем, что ЦНС плода из- за недостатка кислорода, нарушенного питания и незрелости гематоэнцефалического барьера - более благоприятная среда для микроорганизмов. Для возникновения умственной отсталости очень важно время поражения плода, степень благополучия его развития и наличие неповрежденньхх тканей, способных компенсировать повреждения или замедление развития, вызванные инфекционным агентом. Чем раньше действует вредность на плод, тем, скорее всего, произойдет выкидыш или возникнут пороки развития. В дальнейшем эти же вредности поражают ткани плода и замедляют его развитие. Примером может быть вирус краснухи, который в разные сроки беременности действует по- разному. При этом предполагают, что основной механизм повреждения ЦНС плода - аноксия (недостаток кислорода), в результате чего останавливается клеточное деление, что приводит к возникновению уродств или ограничению роста органов. Вероятность поражения плода зависит также от плаценты, которая не пропускает к нему возбудителей многих острых инфекций. Однако эффективность этого плацентарного барьера различна. Возбудители сифилиса, токсоплазмоза и некоторых других микроорганизмов проникают через это препятствие, а также могут попадать из околоплодной жидкости. Плод защищается от инфекций антителами матери. Тем не менее, и этот механизм не всегда эффективен. Так, беременная, будучи иммунной, к определенному заболеванию, все же способна передать возбудитель эмбриону.
Вирусные заболевания.

1. Краснуха. Если беременная заболевает ею в первые три месяца беременности, то риск умственной отсталости у ребенка составляет от 15%до2О%.
2. Цитомегалия. Вызывается вирусом слюнных желез, попадающим от матери к плоду, который приводит к воспалению мозга и его оболочек, что завершается смертью или тяжелым заболеванием эмбриона. От 1% до 2% умерших младенцев обнаруживают цитомегалию.
3. Врожденный сифилис. Увеличение в десятки раз числа больных сифилисом в последние десятилетия привело к возрастанию риска появления врожденного сифилиса.

4. Листериоз. Листерии, обладающие способностью проходить плачентарный барьер, поражают преимущественно нервные ткани плода. Это может приводить к его гибели или к менингоэнцефалиту, оставляя грубые органические поражения ЦНС. После рождения в связи с этим возникает тяжелая умственная отсталость.
Редко описываются случаи врожденного туберкулеза.
Наиболее частые химические вредности, приводящие к интеллектуальному дефекту - свинец, алкоголь, лекарственные препараты.


Физические факторы.

Радиационные воздействия на беременных женщин при диагностических, терапевтических, профессиональных или случайных рентгеновских облучениях при катастрофах на атомных электростанциях могут вызвать тератогенный эффект и умственную отсталость.
Механические воздействия, вызывающие пороки: чрезмерное давление матки или опухоли на плод при маловодии или крупной миоме. Повышение температуры тела, а также воздействие шума на беременную в эксперименте вызывают тератогенный эффект.
Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости Влияние недоношенности и переношенности на психическое развитие ребенка определяется не только недостатком массы тела, но и продолжительностью беременности. Частота неврологических и психических нарушений у таких детей составляет не менее 20%.


Приобретенные причины.


В 9% случаев умственной отсталости причиной поражения мозга становятся перинатальные вредности, что связывают с гипоксией. Недостаток кислорода в процессе родов может быть обусловлен тяжелыми болезнями матери (сердечно-сосудистой недостаточностью, заболеваниями крови и т. д.). Асфиксия плода обычно сочетается с родовой травмой, чему способствуют быстрые или затяжные роды, узкий таз, лицевое предлежание, ягодичное предлежание плода, недоношенности и переношенности плода, упомянутые вредности внутриутробного периода.

В первые годы жизни наиболее частой причиной поражения ЦНС и умственной отсталости оказываются энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти. Заболевания, сопровождающиеся тяжелым токсическими истощениями, сменяющие друг друга инфекции также могут оказаться причиной отставания в развитии особенно у недоношенных или детей, перенесших тяжелую родовую травму.
Социальные и культурные факторы.

Личный опыт, среда и особенно семейное окружение оказывают серьезное влияние на развитие интеллекта и личности ребенка. Условия, в которых ребенок воспитывается раннем возрасте, во многом предопределяют его дальнейшую жизнь. Для оптимального психомоторного развития формирование навыков 4Iжно происходить в чувствительные (критические) периоды жизни. ) Обнаружено, что для освоения цвета, формы, звука и материала предметов наиболее подходящее время - от 2,5 до 6 лет. В то же время слишком раннее форсированное обучение навыкам чтения и счета, до того момента, когда ребенок способен их воспринять и получить удовлетворение от своих достижений, в дальнейшем может привести к нарушениям способности обучаться или даже к ограничению интеллектуальных возможностей

Благоприятная атмосфера в семье - непременное условие развитие когнитивных функции и формирования эмоциональной сферы.
Препятствием в развитии ребенка могут стать условия депривации, в которых сможет приобрести социальный опыт или этот опыт окажется недостаточным. Наиболее важные факторы депривации таковы

1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с
элементами пренебрежения;

2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями;

3) дезорганизация семейной жизни в связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение;

4) социальная изоляция семьи;

5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами и игрушками, одеждой, постелью и т. д.

У ребенка, воспитывающегося в условиях депривации, ограничены возможности для обучения, что влечет за собой отставание формировании речи, моторных, познавательных функций и способности общении. Все это негативно отражается на решении жизненных задач ребенком и ухудшает обучаемость. ( В некоторых исследованиях обнаруживается участие этих факторов в происхождении 80-90 % случаев умственной отсталости.

В происхождении тяжелой степени умственной отсталости участвует комплекс наследственных (хромосомные аберрации, гены большого действия) и серьезных внешних факторов (травмы, нейроинфекции). Эти факторы оказывают сильное негативное воздействие на формирование мозговых структур, а также на развитие плода в целом.
За возникновение легкой степени психического недоразвития ответственно иное сочетание факторов, обычно не поддающееся разделению: семейно-конституциональные (генетические) особенности и комплекс отрицательных воздействий среды: биологических (вредностей, действующих внугриутробно, во время родов и в раннем возрасте) и культурно-семейных, препятствующих полному раскрытию наследственных задатков, развитию интеллекта в пределах генетических программ. Происхождение одной части легко отсталых связано с генетическими факторами, например, из-за неполного проявления мутантных генов и последующего поражения мозга. У другой части легкая степень умственной отсталости определяется факторами, влияющими на формирование интеллекта в норме, в результате чего оно соответствует крайнему варианту низкого интеллектуального уровня, развиваясь у физически благополучных лиц. Подтверждением наследственного происхождения значительного числа умственно отсталых этой
группы является то, что у 36% из них один или оба родителя отстают в
психическом развитии.

24


© 2010-2022