- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинговое занятие для педагогов школы Профилактика профессионального выгорания
Тренинговое занятие для педагогов школы Профилактика профессионального выгорания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колобанова С.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие № 1
для педагогов из цикла занятий, направленных на
профилактику профессионального выгорания.
Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.
Задачи:
-
гармонизация отношений;
-
углубление процесса самопознания;
-
познание себя при помощи группы;
-
отработка приемов уверенного поведения и усиление
чувства уверенности в себе.
Условия проведения
Занятия проводятся один раз в месяц. Приглашаются все желающие, но не более 12-14 человек, можно и больше, но это займет больше времени.
Цикл практических занятий рассчитан на 6-8 часов (4 занятия). Продолжительность занятий - 1,5-2 часа.
СХЕМА РАБОТЫ
1) Вводная часть:
-
Приветствие.
-
Психологическая разминка.
-
«Поговорим о прошлом занятии».
2) Основная часть:
-
Игры и упражнения на отработку уверенного поведения
и усиление чувства уверенности в себе. -
Релаксация.
3) Заключительная часть:
-
Рефлексия.
-
Прощание.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов» Задачи:
-
создание благоприятных условий для работы группы;
-
обучение способу обоснования своей позиции;
-
отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе;
-
гармонизация отношений в группе;
-
создание благоприятного социального психологического климата;
-
углубление процесса самопознания;
-
получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов;
-
познание себя при помощи группы.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Приветствие. Упражнение «Племя бумба-юмба»
Психолог. Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято, в их племени. По сигналу - один хлопок в ладоши - мы должны погладить друг друга по спине, по сигналу - два хлопка в ладоши - потереться спинками.
Рефлексия: Какие чувства вы испытывали?
Упражнение «Приветствие по кругу»
Психолог (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Упражнение «Заключение контракта»
Ознакомление с темой тренингового занятия, его целями, режимом работы.
Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.
-
Говорить от своего лица.
-
Говорить о происходящем здесь и сейчас.
-
Избегать оценок.
-
Все активны.
-
Слушать, не перебивая.
-
Конфиденциальность.
-
Право на личное мнение.
-
Ко всем обращаться по имени.
-
Точность начала и конца занятия.
Упражнение «Базар»
Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно.
Рефлексия
- Как вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли вам что-нибудь изменить?
Упражнение «Поезд»
Игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый-второй. Первые номера - хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу: имитируется стук колес поезда.
По ходу игры темп все время убыстряется.
Упражнение «Скульптура»
Группа делится на две подгруппы. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая - человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (члены второй подгруппы) могут согласиться или не согласиться, внести свои коррективы.
Рефлексия
-
Что вы чувствовали в процессе «создания» скульптуры?
-
Что чувствовали сами «скульптуры»?
Упражнение «Я в тебе уверен»
Психолог. Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.
Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты...» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.
Рефлексия
-
Что вы чувствуете сейчас?
-
Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?
-
Какой из этапов упражнения показался вам наиболее
сложным?
Упражнение «Путешествие» (медитация)
Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы - они собирают мед. Поют птицы -
они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.
Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Рефлексия
- Какие чувства вы испытываете после путешествия?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия по результатам занятия.
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
-
Во время занятия я поняла, что...
-
Самым полезным для меня было...
-
На занятии мне не понравилось...
-
На следующем занятии я хотела бы...