ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ (ПРОБЛЕМА САМОРАЗВИТИЯ)

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ангелэльф И.Б.

ТРЕНИНГ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

(ПРОБЛЕМА САМОРАЗВИТИЯ)

Цель: оказание помощи школьникам в постановке задач саморазвития и поиске средств их решения.

Задачи тренинга:

1.Создание условий для позитивного личностного роста участников.

2.Проектирование безопасной среды.

3.Формирование способов взаимодействия, направленных на раскрытие коммуникативных навыков, внутреннего потенциала личности младших подростков.

Категория участников:Подростки 10-12 лет.

Принципы работы:

1.Принцип защиты личности каждого субъекта тренинга, через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, в случае возникновения - устранение психологического насилия между участниками. (Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным).

2. Опора на личностное развитие, на развитие эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания (в основе такого процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия).

3.Помощь в социально-психологической умелости(это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающеепсихологическое насилие)

Материально-техническое обеспечение: класс со стульями, стоящими по кругу, мультимедийная техника, бумага, ручки, цветные карандаши.

Вводные замечания

На границе детства и отрочества - в предподростковом возрасте (10-12 лет) школьникам необходимо помочь в запуске процесса саморазвития, найти в «среде обитания» те возможности, опираясь на которые, можно заложить основы личностно-эмоциональной защищенности, то есть психического здоровья, приобрести психологические умения самопомощи и безопасного взаимодействия с другими.

Предлагаемый план тренинга служит основой для планирования учебного процесса, особенно в ситуации, когда психология как предмет включена в расписание. Все упражнения построены вучетом возрастных особенностей школьников.

Упражнения.

ТЕМА 1. «Направление»

1. Представление.

2. Рассказ история («Миф о Психее»).

3. Обсуждение этого мифа с ребятами.

4. Правила группы:

1) При обсуждении и в разговорах стараться не перебивать друг друга;

2) Сохранять тайну, то, что здесь узнаете, не выносить за пределы круга - конфиденциальность.

5. После перерыва на доске или на стене вывешивается крупный плакат, на котором написано об основных направлениях работы психолога.

6. Ребятам предлагается высказать свои предложения и пожелания. Каждый участник получает бланк с пятибалльной шкалой:

__*________*_______*________*_______*________*__

очень хочу не хочу очень

хочу возражаю не хочу

1. Хочу ли я изучать устройство души.

2. Хочу ли я знакомиться с тестами.

3. Хочу ли я научиться помогать другим людям в решении их личных проблем.

4. Хочу ли я учиться навыкам общения.

1. Правила группы.

2. Введение в психологию «Чем тут занимаются?» Немного о психологе и психологии.

3. Самоопределение,(пожелания, предпочтения) - шкала. Домашнее задание: «Словарь психологических терминов» (отпечатать и каждому вклеить в тетрадь; отметить слова, которые понятны; не ясны; не знаю, но любопытно узнать).

5. Хочу ли я изучать законы развития психики в разные возрастные периоды.

После обработки результатов можно узнать, какие интересы преобладают в группе.

Завершение занятия. В конце можно провести цветовую экспресс-методику, узнать эмоциональное состояние после занятия.

ТЕМА 2. ЗНАКОМСТВО.

1. Приветствие, установление контакта;

б) вспомнить вместе с учениками, о чем говорили на предыдущем занятии (что такое психология, когда она появилась, чем она занимается; кто такой психолог, что он изучает)

в) проанализировать результаты опроса на предыдущем занятии и сделать выводы о том, чем будем заниматься (на первом занятии был произведен опрос пожеланий и предпочтений участников).

2. Значение имени. Построить ассоциации: имя - цвет, вкус, запах, где написано и как, комфортно ли с ним.

2. Построение атмосферы согласия в группе. «Встаньте в круг».Все становятся в круг, один из участников делает шаг к центру круга и демонстрирует жесты, выражающие: а) отношение к людям; б) представление о себе; в) все, что первое приходит в голову.Возвращается на место в круг.Все игроки повторяют жесты, определяют, что эти жесты обозначают. То есть остальные игроки должны догадаться, какое сообщение передал им водящий.После окончания подвести итог: мы получили представления о том, какие мы, как мы хотим, чтобы к нам относились, какие у нас особенности.

3. Работа со словарем (в малых группах).Я предлагаю ребятам ознакомиться со словарем психологических терминов (раздаю им отпечатанные списки слов) и отметить те слова, которые непонятны.

На каждом занятии будет отводиться примерно по 10 минут для работы со словарем. Разделить группу на 4 микрогруппы; каждая получает карточку со словом и в течение 5-7 минут обсуждает его. При этом ориентируется на следующие вопросы: «Что это такое?», «Зачем это нужно человеку?», «Всем ли людям это свойственно?», «Как люди -различаются по этому параметру?».

После обсуждения в микрогруппах идет обсуждение всей группой. Затем психолог подводит итог и предлагает окончательное определение слова, и его записывают в тетради.

4. Летопись.

Все, что мы с вами здесь делаем, должно определенным образом фиксироваться. Для чего? Если мы не будем вести записи, то после наших занятий в голове останется лишь чувство приятности и отдельные яркие воспоминания, которые ни при каких обстоятельствах не послужат для построения самосознания. Если не будет текста, учебника, то вы можете просто не заметить, как сделаете очередной шаг в развитии. Таким учебником психологии саморазвития для нас и должна стать летопись.

Мы выберем летописца, который после каждого занятия будет вносить туда очередную запись - описание того, что было на уроке, свое отношение, свои наблюдения за поведением отдельных учеников.

Ценность летописи - в целях и задачах каждого занятия, результаты могут быть сформулированы гораздо четче, чем это получилось (или не получилось) при устном обсуждении.

Домашнее задание: придумать оформление летописи.

Еще раз подвести итоги занятия, вспомнить основные моменты. Выразить свою признательность всем за участие в проведении занятия.

ТЕМА 3. «О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ЭМОЦИЙ».

Рефлексия предыдущего шага

- вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии (ребята вспоминают занятия со словарем, обсуждение летописи, игры)

- мы играли просто так или в игре был какой-то смысл? (подвести к тому, чтобы ребята вспомнили' что игры были направлены на достижение согласия, взаимопонимания в группе).

2. Создание атмосферы: построиться по росту, по цвету глаз, волос.После игры - коротенькое обсуждение (вывести на разговор о том, в результате чего достигли согласованности в действии). В занятии прозвучали высказывания о невербальной договоренности (кто-то кого-то коснулся) - здесь можно ввести понятие «тактильности».

2. Вопросы об эмоциях. Беседа о пользе и вреде.А теперь давайте попробуем немного глубже погрузиться в науку психологию. И начнем мы это погружение с темы «Эмоции».

а) Опросник:

Ответьте: «Да» или «Нет»

1) Хотелось бы тебе, чтобы у тебя вообще не было никаких эмоций?

2) Были ли в твоей жизни случаи, когда твои эмоции тебе мешали?

3) Были ли в твоей жизни случай, когда тебе мешали эмоции других людей?

4) Случалось ли, что другие люди не понимали твоих чувств?

5) Случалось ли, что ты не понимал(а) чувств других людей?

6) Согласен (согласна) ли ты, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?

После проведения обратить внимание на то, что эмоции бывают разные, что они присущи всем людям, что есть такие, от которых хотелось бы избавиться?

б) Я могу предложить вам один способ, как можно хотя бы на некоторое время избавиться от эмоций, которые вас не устраивают на данный момент:

Все встают в круг. Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы бы хотели избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг, собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.

3. Работа в малых группах - заполнение таблицы «Эмоция: ее польза и вред».

- Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

- Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Конкретно: о пользе и вреде эмоций.

Страх, обида или какое-либо иное чувство. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны.

Все чувства, эмоции посещают нас не просто так, а для того чтобы проинформировать о чем-то. Вы сами испытывали в своей жизни самые разнообразные эмоции и сможете сейчас сами провести исследование вреда и пользы разных эмоций, на основе собственного опыта.

4. Скульптор - глина - чувство - его телесное выражение - невербальный язык эмоций.Участники делятся на пары: «скульптор» и «глина». Каждый скульптор должен задумать какое-то чувство, записать его на карточку и спрятать в карман.

Поставить «статую» в нужную позу, придать ее лицу нужную мимику, «Глина» должна отгадать, что из нее вылепили (какую эмоцию она выражает).

Вариант играют не все участники, а 3-4 пары. Угадать в скульптуре определенную эмоцию должны зрители.

Домашнее задание: перед зеркалом вылепите из самого себя скульптуру под названием: «Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность». Запомните позу и мимику. «Надевать» и «носить» 3 раза в день, Особенно в самые неподходящие моменты: когда расстроен, рассержен или обижен; записывать, какое чувство возникает при «принятии» позы бодрости.

Домашнее задание: перед зеркалом вылепить из самого себя ...

ТЕМА № 4. «ЭМОЦИИ ПРАВЯТ МНОЮ ИЛИ Я ИМИ»

1.На предыдущих занятиях мы познакомились со многими вопросами, касающимися эмоций. Последним был вопрос о полезности и вреде эмоций.

2. «Встреча».

Для этого вы должны разделиться на две равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовалось два концентрических круга - внешний и внутренний. Все поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы внешний круг вращался по часовой стрелке. По моему сигналу вы начинаете и заканчиваете двигаться. Стоящие во внутреннем и внешнем кругах поворачиваются друг к другу, разбиваясь на пары (только когда пары выстраиваются безошибочно, я даю следующую команду).

1) Представьте себе, что человек, с которым вы встретились, сделал для вас нечто очень непростое и приятное, а вы только недавно об этом узнали. Выразите словами ваши чувства к нему. Что бы вы ему сказали? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем, меняются через 1 минуту 4 раза).

2) Человек, стоящий напротив тебя, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодрите его. Сначала «робкие» будут стоять во внутреннем круге (2 раза по 1 минуте), потом во внешнем (2 раза по 1 минуте).

3) Ему сегодня жутко, чрезвычайно тяжело, с ним обошлись очень несправедливо, ему не повезло. Он, конечно, не подает виду, но ты, его друг, понимаешь, насколько ему «кисло» на душе.,, (смена происходит так же, как в 1-м варианте).

3. Способы выражения чувств.

В игре «Встреча» вы, наверное, почувствовали, как приятно бывает выразить свои добрые чувства человеку и как приятно принимать добрые чувства от других людей. А как быть со злыми чувствами, как их выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому? Тема нашего сегодняшнего занятия - способы выражения чувств (можно сделать запись на доске). Для анализа я предлагаю свою конкретную ситуацию, потому что не боюсь выносить свои чувства наружу и чувствую доверие к своим собеседникам, то есть к вам. Во-вторых, я хочу показать вам конкретный пример того, как следует анализировать реальные жизненные ситуации. На ближайших занятиях, может быть, это побудит других участников предложить группе для обсуждения ситуации, которые значимы для них. В-третьих, я выбираю ситуацию, совершенно для всех понятную и не требующую дополнительной информации о том, что ей предшествовало, каковы характеры участников, какие отношения между ними сложились раньше.

Итак, вот моя ситуация: я договорилась в 7 часов вечера в условленном месте встретиться с подругой. Я прождала ее 15 минут - безрезультатно. Тогда я зашла к ней домой (ее парадная - напротив места встречи) - ее дома нет, а ее мама мне сказала, что Света у Вики.

Таков факт ( чертится на доске схема (рис.1)

ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ (ПРОБЛЕМА САМОРАЗВИТИЯ)

Педагог-психолог: Да, я испытывала все эти чувства по очереди и вместе, но сильнее всего я ощущала обиду. Поэтому я выделила это слово в схеме. Но что же мне делать с этими чувствами? (Далее следуют варианты учеников)

Педагог-психолог: Предположим, что я подавила обиду и, встретив потом Свету, не сорвала свою злость. Но в другой раз мы договорились встретиться - и она поступает так же, в третий раз она опаздывает, то есть ситуация повторяется. И что случится с моими подавленными, сдержанными чувствами?

ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ (ПРОБЛЕМА САМОРАЗВИТИЯ)

то есть я могу подавить свои чувства или выразить их.

(Очень важно не просто осознать, но и прочувствовать оба зафиксированных на схеме способа выражения чувств и переживать их плачевные результаты «здесь и сейчас»).

Вывод: Два пути выражения чувств мы нашли без труда. Но оба эти пути ведут к пренеприятным результатам: в одном случае человек портит свои отношения с другими людьми, в другом случае рискует собственным здоровьем (рассказать о психосоматических заболеваниях: сдерживание страха перед контрольной может привести к повышению у ребенка температуры в день контрольной, к головной боли). В любом случае два найденных способа выражения чувств ведут к неприятности. Неужели нет третьего пути? Как вы думаете, как можно выразить свои чувства, чтобы никому не было обидно? (варианты учеников).

Можно сказать так: «Мне очень обидно, что ты не выполняешь свои обещания, потому что я выполняю свои по отношению к тебе, и мне бы хотелось, чтобы ты сдерживала свои обещания или позвонила и сказала: "Юля, я не могу прийти туда-то в это время", то есть информировала меня о том, что ты не можешь прийти, потому что мне бы хотелось, чтобы наша дружба не разрушилась».Можно найти мирный способ выражения своих чувств и сохранить дружеские отношения с человеком.

4. Домашнее задание. Ситуация 1. Друг взял у меня книгу на три дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет. Я звоню другу и говорю: «...».

Ситуация 2. Я обещал (а) маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если я задерживаюсь. Но начался такой захватывающий разговор с друзьями, что я не заметил(а), что пролетело два часа. Конечно, я не позвонил (а). Я возвращаюсь домой, мама открывает дверь и говорит «...»

Задание:

1. Попытаться найти как можно больше решений и запи¬сать их. Желательно найти все 3 пути решения.

2. Предсказать последствия:

а) выражения обиды;

б) мирного решения.

3. Подумать, что чувствуют «партнеры» в этих ситуациях.

Литература:

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие - 2-е изд. [Текст] / И.В. Вачков. - М. : Изд-во Ось - 98, 2000. - 224 с.

2. Дерманова, И. Б. Психологический практикум: межличностные отношения [Текст] / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. - СПб. : Питер, 2009.

3. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. - М. : МГУ, 1996. - 240 с.

4. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие [Текст] / Т.В.Зайцева. - М. : Смысл, 2002. - 116 с.

5. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. - СПб., 2002. - 236 с.

6. Панкратов, А. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация [текст] / А.Н. Панкратов. - М. : Издательство Ин-та Психотерапии, 2000. - 220 с.

7. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] / Л.А. Петровская. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.

© 2010-2022