- Преподавателю
- Школьному психологу
- Использование разных методик в работе с подростками
Использование разных методик в работе с подростками
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ниязова Д.К. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ниязова Дамира Кауашевна
Педагог-психолог Жылыбулакской ООш Щербактинского района Павлодарской области
Тема:
Работа психолога с подростками
Изучение особенностей (мотивации) познавательной сферы подростка.
-
Методики изучения восприятия
-
методика «компасы» (восприятие пространственных признаков)
-
методика «часы» (восприятие пространственных признаков)
-
методика изучения восприятия времени
-
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально - психологическими особенностью (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболевании, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности
-
Методика изучения внимания
-
методика корректурная работа
-
красно-черные таблицы
-
методика Мюнстберга
-
методика «расставка чисел»
-
методика «отыскания чисел»
-
методика «отыскания чисел с приключением»
-
К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.
-
Методика изучения памяти
-
метод опосредованного запоминания (по Л.С. Выготскому);
-
метод пиктограмм (по А.Р. Лурия);
-
методика «запоминания цифр»;
-
методика «запоминания образов»;
-
метод по парного воспроизведения;
-
Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.
-
Методика изучения мышления
-
методика Векслера (детский вариант);
-
ШТУР (школьный тест умственного развития);
-
методика «сложные ассоциации»;
-
методика «Матрицы Равена»;
-
методика «анализ отношения понятий»;
-
методика «выявление общих понятий»;
-
методика «количественные отношения»;
-
методика «интеллектуальная лабильность»;
Необходимо также знать особенности речевого развития подростка.
-
Методика изучения речевого развития
-
методика оценки продуктивности вербального воспроизведения;
-
толкование пословиц;
-
Методика изучения мотивация обучения
методика изучения мотивации обучения;
мотивация одобрения - шкала Марлоу-Крауна;
шкала локализации контроля и др.
Изучение особенностей разбития личности подростка
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
У многих подростков отмечаются акцентуации характера - определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).
7. Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:
-
опросник Кеттелла;
-
БАЛ (брненская анкета личности);
-
характерологический опросник К.Леонгарда;
-
шкала оценки тревожности Тейлора;
-
шкала оценки тревожности Спилбергера;
-
шкала депрессии;
-
методика «незаконченные предложения»;
-
методика «несуществующее животное»;
-
методика ДДЧ (дом-дерево-человек);
-
метод исследования уровня субъективного контроля;
-
методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо-Рубинштейн и др.))
-
методика изучения уровня притязаний;
-
методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К.Томаса);
-
методика Q - сортировки.
8. Методики изучения свойств микрогруппового уровня:
-
социометрия;
-
референтометрия;
-
опросники общительности;
-
методика диагностики межличностных отношений Тимоти- Лири;
-
репертуарные решетки;
-
ГОЛ (групповая оценка личности).
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс:
реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых. Крайняя степень выраженности этой реакции - бродяжничество;
реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры;
реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.
Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения. При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения. Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения.
9. Методики изучения процесса самоопределения:
-
методика «Карта интересов»;
-
методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник, автор - Климов).
Рассмотрим некоторые из отмеченных выше психодиагностических методик.