Психологическое размышление о «Важности диалога в классе»

            В жизни каждого из нас есть место общению, мы встречаемся с друзьями, делимся информацией с коллегами, общаемся со своими родными и близкими, через общение мы передаем свое эмоциональное состояние: делимся радостью и переживаниями, а также получаем и поддержку, и понимание со стороны близких людей. Особенно это важно для ребенка, который только начал познавать мир. Почему на уроках, когда он высказывается, мы обрываем его на полуслове и требуем чтоб ученик соблюдал дисциплину не «меш...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое размышление о «Важности диалога в классе»

«Диалог - суть современной мысли», - подчеркивает В.С. Библер

В жизни каждого из нас есть место общению, мы встречаемся с друзьями, делимся информацией с коллегами, общаемся со своими родными и близкими, через общение мы передаем свое эмоциональное состояние: делимся радостью и переживаниями, а также получаем и поддержку, и понимание со стороны близких людей. Особенно это важно для ребенка, который только начал познавать мир. Почему на уроках, когда он высказывается, мы обрываем его на полуслове и требуем чтоб ученик соблюдал дисциплину не «мешал» вести урок???

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, подчеркивается, что интерактивное общение со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.

Выготский считает речь главным инструментом обучения. Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются настоящего понимания ученика, но входят в его зону ближайшего развития. (Руководство для учителя стр155)

Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных.

Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и учащихся на умение вести диалог.

Диалог, как организационный принцип коммуникативной деятельности, который охватывает все сферы жизнедеятельности. Выдвижение диалога в качестве организационного принципа отражает тенденцию гуманизации деловых отношений; организуется межличностное общение равноправных партнеров. Как сложное социальное явление диалог может быть познан с позиции системного подхода, включающего в его характеристику гносеологический, социальный, лингвистический, педагогический и психологический аспекты. (Научная электронная библиотека «Коммуникативно-диалогического обучение»)

Обучение умению вести диалог способствует последующему переходу от внешнего диалога к диалогу внутреннему (Л.С. Выготский), диалогу ученика с самим собой, который становится стимулом его духовного развития, побуждает к самовоспитанию и самообразованию. Взаимодействие в условиях педагогического процесса зависит от позиции «ведущего» (преподавателя) и имеет четко обозначенные цели (развитие личности, формирование индивидуального опыта).

Диалог при его умелой, тактичной организации способствует активному формированию ценностно-смыслового и эмоционально-ценностного отношения студентов к объектам окружающего мира.

Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда учащиеся и обучающий (преподаватель) являются субъектами учебного процесса. Преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, оно основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося.

Для раскрытия сути диалога как принципа коммуникативной деятельности необходимо понять его своеобразие, которое заключается в одновременности действия-воздействия одного партнера на другого и действия-отражения, как ответного хода, в сменяемости позиций воздействующего и отражающего, во взаимной интеллектуальной активности в обменном характере действий.

Обучаясь профессиональному диалоговому взаимодействию как определенному уровню мастерства, ученики проявляют свои профессиональные качества на разных уровнях.

Содержанием педагогической деятельности становится не монологическое информирование, а вовлечение учащихся в диалог. Для этого преподавателям следует специально развивать способность к диалоговому взаимодействию с учениками.

Обучая детей вести диалог, мы должны научить их не только правильно использовать различные социальные роли, но и выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации.

Возможность осуществления субъектного взаимодействия учителя и ученика в реальном процессе обучения решается посредством моделирования структурных компонентов - целеполагание, учебная мотивация, планирование совместных действий, способы преподавания и обучения, оценочные и коррекционные действия, логическая взаимосвязь которых позволяет диагностировать полученные результаты и замерять динамику.
В процессе диалогового обучения на занятиях организуется индивидуальная, парная работа, в процессе которой изучаются различные источники информации, создаются условия для ролевых игр, творческой деятельности.

Использование этой технологии способствует формированию:

  • умения определять и отстаивать свою позицию;

  • ораторского мастерства и умения вести диалог;

  • лидерских качеств.

(Научная электронная библиотека ; Журнал «Современная наука»)

В своей практической деятельности во время практики в школе стала более широко применять диалог на уроке и заметила, что ученики стали больше рассуждать, выслушивать идеи своих одноклассников, дети поняли, что у людей могут быть разные идеи и подходы к решению одной и той же проблемы, учащиеся стали аргументировать свои идеи и доказывать состоятельность своих выводов. При диалоговом обучении мне было легче понять, какими морально-этическими принципами владеют дети. На уроках самопознания дети с удовольствием высказывают свою точку зрения на любую проблему, так как знают здесь, их всегда выслушают, и есть возможность раскрыть свою тему и не боятся быть непонятыми. На уроках каждое мнение имеет право на существование и, конечно же, каждый ребенок имеет право быть услышанным. Например. В уроке была использована стратегия: чтение с остановкой, после остановки, дети должны были написать свое продолжение текста…затем по желанию учащиеся зачитывали, свои рассказы, и были удивлены, что у одного текста может быть несколько продолжений. В диалоговом обучении хорошо формируется толерантность у детей.

Возникает особой значимости задача развития одаренности человека, во-первых, на этапе его взросления, во-вторых, - определенными педагогическими средствами.

В поисках педагогических средств развития одаренности учащихся особое значение приобретает тот факт, что неординарные школьники заметно отличаются по видам одаренности. Исследователи выделяют, с одной стороны, специальную: художественную, интеллектуальную, академическую, социальную, с другой - и общую одаренность [Моляко В.А., 1994; Торренс Е.,2006].

Опыт свидетельствует, что коммуникативный диалог является тем психолого-дидактическим механизмом, который в состоянии развивать одаренность учащихся. Данный механизм, в частности предполагает:

- наличие особого, проблемного, значимого для участников диалога содержания, направляющего течение совокупных мыслей в сторону разрешения проблемы;

- разнообразие точек зрения, неодинаковость позиций, их взаимное рассогласование, обострение проблемы;

- консенсус прав, равенство в диалогическом общении, при котором вопросы «других» порождают, в свою очередь, вопросы - к себе, другим, вообще. В коммуникативном диалоге, таким образом, возникает «отливная волна», и обсуждение проблемы переносится из гностической сферы в нравственно-этическую. («Коммуникативно-диалогическое обучение» научная электронная библиотека). Диалоговое обучение дает возможность для раскрытия своих творческих способностей, как для учащихся, так и для учителя.



© 2010-2022