Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.Путь к успеху. Материал для профориентационного уголка. для выпускников 9 класса.


Благодаря моей профессии я получаю возможность помогать людям - и себе. Это делает мою жизнь богаче и наполняет ее смыслом.

Хелен Хэйес



это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства (педагог, врач,инженер…)


вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач - стоматолог,инженер-механик…)


это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением, начальник производства…)

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к 3 большим классам: узнать, преобразовать, придумать.

  1. Первый класс образуют так называемые гностические профессии и специальности. (Г) Название этих видов происходит от древнегреческого «Гнозис» - знание или познание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относиться к гностической. Гностические профессии могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролёр-приёмщик готовых изделий (Т), корректор (З), критик (Х), санитарный врач (Ч), лаборант химико-биологических анализов (П).Данный класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами (Пр). Это самый многочисленный класс. Класс преобразующих профессий широко распространён в любом из рассмотренных типов профессий, например, столяр (Т), учитель (Ч), пчеловод (П), чертёжник (З), реставратор (Х).

  2. Изыскательные профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-нибудь изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Условно этот класс обозначается буквой «И». Это профессии практического труда, их не надо смешивать с гностическими, которые связаны со специальными изысканиями (геолог). Например, закройщик в ателье индивидуального пошива должен каждый раз, приступая к работе, изменять свою деятельность, исходя из фигуры заказчика, фасона и ткани, т.е. фактически решать нестандартные задачи во время всего рабочего дня. Этот класс невелик по количеству профессий.


По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов:

  1. Профессии типа «человек - человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др.

  2. Профессии типа «человек - техника» (Т). Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др.

  3. Профессия типа «человек - природа» (П). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, цветовод и др.

  4. Профессии типа «человек - знаковая система» (З). Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии корректор, экономист, чертёжник, топограф

5. Профессии типа «человек - художественный образ» (Х). Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Например, конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, настройщик музыкальных инструментов и др.




Хочу Могу Надо

Интересы Способности Мир профессий

Склонности Состояние здоровья Необходимость профессии









Хочу

Интересы, склонности

Склонность - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.

Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности.

Склонности к работе:

С людьми - нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду.

С техникой - лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники, сельскохозяйственное опытничество.

С условными знаками - выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем.

С художественными образами - выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т. д.

С растениями и животными - лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке.

Могу

Способности, состояние здоровья

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности.

Общие способности - способность к овладению знаниями, интеллект.

Специальные способности - обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.).

Практические способности - успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности.

Способности проявляются и развиваются в деятельности.

Надо

Мир профессий, потребности общества в кадрах

Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах. Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если:

профессия выбрана в какой-либо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей.



  • проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;

  • ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);

  • изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;

  • узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах);

  • выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;

  • принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;

  • побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;

  • получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;

прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?».


О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому, чтобы не совершить ошибок при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге профессионального самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и ряд других.





Жизнь - это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей:

1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?

2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!

3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне.

4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.

5. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому! «Не сразу Москва строилась…».


© 2010-2022