Советы для родителей Все чувства важны

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно[источник не указан 651 день] имеют осозн...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Советы для родителей Все чувства важны

Все Чувства Важны!

Очень часто на консультациях с родителями я слышу выражения: «плохие чувства», «у нас в семье никто не злится», «плакать плохо», «если ребенок расстраивается, мы его сразу успокаиваем». Здесь явно произошло массовое смешение понятий. Некоторые чувства действительно неприятно проживать, но от этого они не становятся «плохими», «вредными» или «бесполезными».

И если возникли, значит, была причина на их проявление. Значит, что-то произошло у ребенка или близкого к нему взрослого и возникла ответная реакция в виде эмоционального переживания. Например, ребенок строит башню из кубиков. Старается сделать так, как задумал. Замирает, ставя новый кубик. Еще чуть-чуть - и высоченная башня порадует его и удивит родителей! Но, ставя последний кубик, задевает ручкой башню. Она с грохотом разлетается по комнате. Родители слышат крик и плач малыша…

Как же обычно реагируют родители и воспитатели, на сильные переживания грусти, злости, страха у детей?

  • Стараются быстро успокоить ребенка, отвлечь.

  • Обесценивают чувство («такая ерунда, а ты расстроился», «тут нет ничего страшного»).

  • Обвиняют («как ты посмел злиться на меня!», «сам виноват, а теперь плачешь»).

  • Проявляют насмешку («ты плачешь как маленький»).

  • Используют угрозу-шантаж («если ты не прекратишь, то я…»)

  • И конечно же дают советы (если бы ты не бегал, то тогда и не разодрал бы коленку»).

Вариантов такого реагирования множество. В ответ на такие слова и действия взрослого - дети расстраиваются, обижаются, злятся, испытывают отчаяние, стыд и разочарование. Часто процесс проживания чувства прерывается. Оно остается в виде напряжения, словно закрученная пружинка, которая потом будет стремиться где-то «выстрелить». Продолжать общаться с родителями ребенок уже не хочет, контакт разорван. Одни неприятные чувства сменяются другими.

Чувства, если они возникли, важно прожить до конца. Если ребенок расстроился, пусть поплачет и поговорит о своей печали, пока вся она не «выльется». Если ребенок очень рассердился, пусть говорит о своем недовольстве, топает ногами, колотит по подушкам. Именно непрожитые, «остановленные» чувства, когда запрещают плакать или сердиться, отвлекают от проживания сильной эмоции, становятся причиной психосоматических заболеваний, усиления тревожности ребенка, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Как помочь ребенку «прожить» сильное чувство?

Конечно, взрослые должны сами уметь это делать. И на своем примере родитель обучает ребенка культуре проживания чувства. Ведь то, каким образом папа и мама грустят, сердятся, обижаются, радуются, будет делать и их ребенок. Например, если в семье принято, рассердившись, повышать голос, то и ребенок в порыве злости тоже станет кричать. Если мама и папа говорят о своем гневе, хмуря брови и топая ногой, то и ребенок тоже будет так делать.

Когда ребенок или взрослый испытывает сильное чувство, его важно прежде всего выслушать, проявляя внимание и сочувствие, не перебивая, не ругая, не задавая многочисленных вопросов, не проводя «расследование» случившегося, не давая советов. Очень часто ребенку надо, чтобы с ним просто кто-то был рядом.

Только когда «пик» чувства пройдет и ребенок станет спокойнее, он будет в состоянии размышлять, обсуждать событие, которое привело к такому сильному переживанию. И чаще всего сам ребенок может сделать полезные для него выводы из происшедшего.

Помочь родителям и воспитателям в овладении навыками реагирования на сильные детские переживания помогут игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

Педагог-психолог:

Семенкова Е.С.

© 2010-2022