Роль педагога - психолога в условиях реализации ФГОС

Роль педагога - психолога в условиях реализации ФГОС                                                                                             С.М. Жильцова учитель географии, биологии и православной культуры МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»             Образование, являясь целенаправленным процессом становления человека, его обучения, требует чётких критериев его эффективности и качества. В условиях социального и научно-технического прогресса процессы обучения и воспитания...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль педагога - психолога в условиях реализации ФГОС

С.М. Жильцова

учитель географии, биологии и православной культуры

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Образование, являясь целенаправленным процессом становления человека, его обучения, требует чётких критериев его эффективности и качества. В условиях социального и научно-технического прогресса процессы обучения и воспитания становятся все более многофакторными, многоплановыми и ответственными. Настало время не только формировать у учащихся систему определенных научных понятий, навыков и умений, но и целенаправленно учить организации умственной деятельности, научной организации любого труда, вооружать их способами самообразования, приобретения трудовых навыков, учить рациональному самоконтролю. Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в современной школе требуется не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь решить эти задачи должен педагог-психолог.

Главные направления работы педагога-психолога:

  • изучение личностных особенностей учащихся;

  • осуществление личностного подхода к каждому ребенку;

  • оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;

  • оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;

  • организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии

С введение новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.

Целью работы психолога становится - создание социально-психологических условий для развития и успешного обучения детей.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения введения стандартов остаются прежними и включают в себя:

1. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.

Профилактическая работа с детьми проводится с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование детей (помощь в решении проблем).

Сопровождение педагогов направлено на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

Работа с родителями направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Консультирование родителей по результатам диагностики

Только при таком условии возможно целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и реализация требований нового стандарта начального общего образования и проектируемых последующих ступеней.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО предполагает новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами.

Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть четыре основные группы результатов:

Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные универсальные учебные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка.

- волевая саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

• Самоопределение

формирование основ гражданской идентичности личности:

- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них.

- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

развитие Я-концепции и самооценки личности:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

• Смыслообразование

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

- развития познавательных интересов, учебных мотивов.

- формирование мотивов достижения и социального признания.

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

• Нравственно-этическая ориентация

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

- формирование единого, целостного образа мира и разнообразия культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентацию в нравственном содержании и смысле как развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норма (справедливое распределение , взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных универсальных учебных действий у них должны быть сформированы:

- Внутренняя позиция школьника;

- Личностная мотивация учебной деятельности;

- Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагог-психолог в условиях реализации ФГОС нового поколения становится центральной фигурой в школе, значимость профессии, несомненно, повысится. Все обозначенные государством направления выполнялись психологами и ранее, но сейчас им уделено особое значение и выделена особая роль в развитии подрастающего поколения.

© 2010-2022