Конспект занятия по психологии на тему Память!

Раздел Школьному психологу
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ УР «Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда»



УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________А.С. Михеева

«30» сентября 2013г.



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







Составитель:

Педагог-психолог

Никитина Елена Леонидовна






Ижевск 2013

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАНЯТИЕ 1

Цель занятия: определение уровня развитости произвольного внимания в группе учащихся

Материалы: тетради в клетку, простые карандаши или ручки, секундомер, таблицы с буквами (корректурная проба), доска, мел/маркер

1.Знакомство «мое любимое занятие». Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет нам показать. Затем следующий участник показывает свое любимое занятие.

2.Диагностика развитости произвольного внимания «Корректурная проба» (буквенный вариант ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Для проведения этого упражнения можно использовать корректурные таблицы или вырезки из старых журналов. В течение 2-3 минут дети внимательно просматривают каждую строчку в тексте и подчеркивают букву Ш и обводят в кружок букву Р. Затем меняются листочками и проверяют, нет ли ошибок, что обеспечивает концентрацию внимания еще на определенное время, то есть также является тренингом внимания.

3.Упражнение «слушай команду». Ведущий дает разные команды: встать, сесть, открыть тетрадь, посмотреть направо, поднять руки вверх и т.д. Дети должны выполнять только те команды, которые произносятся шепотом. Следить за правильностью выполнения команд. Обратить внимание на тех детей, которые не могут с первого раза, не переспрашивая, правильно выполнить команды.

4.Упражнение «черточки-палочки». Дети рисуют черточки и палочки на листе в клетку следующим образом: одна черточка, одна палочка, одна черточка, две палочки, одна черточка, три палочки и т.д. При этом важно соблюдать такие правила: а) надо все время считать палочки, чтобы не ошибиться; б) на строчке можно писать только до поля; в) надо правильно переходить с законченной строчки на новую (на новой строчке продолжать писать то, что не поместилось на старой; г) между строчками должно быть расстояние в 1 клеточку. Показать на доске образец выполнения задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). После окончания работы предложить детям вспомнить все правила, о которых говорилось, и проверить, нет ли ошибок.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся

Материалы: доска, мел/маркер, тетрадь в клетку, карандаш или ручка, графический диктант, проигрыватель, запись спокойной музыки

1.Графический диктант. Материалы: ручка, лист в клетку, на котором заранее поставлены 3 точки в левой части листа. Они находятся друг под другом на расстоянии в 4-5 клеток. От левого края они удалены на 2-3 клетки. Задача детей рисовать узор под диктовку, начиная с указанных точек, затем продолжать рисование этого узора самостоятельно до конца строки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

2.упражнение «слушай хлопки». Дети двигаются свободно в группе под спокойную музыку. Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 секунд.

1 хлопок - поза аиста (стоит на одной ноге, поджав другую, руки в стороны);

2 хлопка - поза лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу);

3 хлопка - дети возобновляют ходьбу.

3.Упражнение «муха». На доске рисуем квадрат 3на 3 клеточки. В середине муха. Дети по очереди говорят куда летит муха (вверх, вниз, вправо, влево), мужа не должна вылетать за пределы поля. Если кто-то ошибся игра возобновляется.

4.Игра «запретный номер». Становимся в круг, выбираем цифру, которую нельзя произносить (например 3). Дети начинают считать по порядку от 1 до 33. Вместо запретной цифры (3, 13, 23, 30, 31, 32, 33) - хлопок в ладоши. Если кто-то ошибся, счет начинается сначала.

5. Игра «что изменилось?». Один участник оглядывает помещение и детей, стараясь все запомнить, и выходит за дверь. Остальные участники вносят одно изменение (поза, предмет и т.д.), водящий должен войти в класс и узнать, что изменилось.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся.

Материалы: ручки или карандаши, тетрадь в клетку, листы с графическим диктантом, шарик

1.Графический диктант 1)узор (приложение 4)

2)ключ (приложение 5)

3)олень (приложение 6) Раздаем каждому лист с задание, которое он должен выполнить самостоятельно.

2.Игра «хлопки». Игроки встают в круг. Каждый игрок получает порядковый номер. Все начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один из игроков на хлопки в ладоши говорит свой номер (пять-пять), а на хлопки по коленям - номер любого другого игрока. Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры. Побеждают два последних игрока.

3.Упражнение «шар». Дети встают круг, вытягивая перед собой руки ладонями вверх. Нужно перекатывать шар с ладошки на ладошку по кругу, не уронив его.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся.

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку, графический диктант, 2 листа с рассказами

1.Графический диктант: 1) узор «кораблик» (приложение 7)

2) верблюд (приложение 8)

2.Упражнение «слушай одного». Два человека одновременно читают вслух разные рассказы. Одна половина учащихся получает задание слушать 1 чтеца, другая - 2 чтеца. Затем обсуждается кто что услышал, понял.

3. игра «глухие телефоны». 4 человека выходят за дверь. Оставшиеся придумывают небольшой рассказ. Затем 1 учащийся заходит в кабинет, ему читают рассказ, он должен запомнить его и рассказать следующему и т.д.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку, графический диктант

1.Графический диктант: диктуют друг другу по очереди

1) Рыбка (приложение 9)

2)Слоник (приложение 10)

2. Арифмометр. Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия ("плюс" или "минус"), следующий - снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать "равно", и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю "семь", Лена - "плюс". Катя - "восемь", Юра - "минус", Олег - "два", Зина - "равно", и Таня называет число "тринадцать". Следующий участник, т. е. Наташа снова называет знак, и счет продолжится».

Для упрощения задачи можно договориться о том что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах например, пятидесяти.

Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие - знаки, поэтому после 2-3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.

В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.

Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

ЗАНЯТИЕ 6

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку, листы с заданиями предложения, листы с заданием переписать буквы

1.Упражнение «Спрятанные имена»

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» - Федя).

  1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие - в апельсиновом желе!

  2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

  3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

  4. Ковал я железо ярким днем.

2. Упражнение на усиление концентрации слухового внимания.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.
Например, учитель сообщает:
"Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!"

"Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)

"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)

3. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

4.Игра «Летела корова»

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:


Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку, листы с заданием переписать буквы

1. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

2. Упражнение на усиление концентрации слухового внимания.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.
Например, учитель сообщает:
"Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!"


«Даны 2 числа: 43 и 56… Ко второй цифре второго числа прибавьте 1 цифру первого числа…вычтите 2…и прибавьте 4…Пишите!» (12)

«Даны 2 числа: 14 и 28… Из второй цифры второго числа вычтите вторую цифру первого числа… прибавьте первую цифру второго числа…прибавьте 4…Пишите!» (10)

3. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ

ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА

КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА

ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

4. Игра «Угадай песню»

Дети встают в круг, 1 водящий уходит за дверь. Загадываем известную песню или стихотворение. По кругу каждому раздается по слову из загаданной песни (стихотворения). Например села муха на варенье вот и все стихотворенье. Затем водящий возвращается в круг и пытается угадать загаданную строчку. По его команде «Три-четыре!» все одновременно громко говорят каждый свое слово (Катя - села, Маша - муха, Артем - на, Света - варенье).

ЗАНЯТИЕ 8

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку, листы с графическими диктантами

1.Графический диктант под диктовку «белка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

2. Графический диктант (самостоятельно)

А) белочка (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

Б) кораблик ( ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

3. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Дети получают задание рисовать в тетради круги. Рисование сопровождается негромкими хлопками. Дети должны нарисовать как можно больше кругов и сосчитать число хлопков.

ЗАНЯТИЕ 9

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку, листы с графическими диктантами

1.Графический диктант «лебедь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

2. Упражнение «опиши одноклассника».. Двое учащихся удаляются на время из поля зрения остальных, они должны как можно точнее описать их внешний вид (рост, одежду, цвет волос, глаз и т.д.). все это записывается, а затем сравнивается с «оригиналом».

3.Упражнение "Спрятанное слово".

Начинается игра с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать".

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

"Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана.

ЗАНЯТИЕ 10

Цель занятия: развитие произвольного внимания, раскрытие творческих способностей учащихся

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку

1.работа в группах «Аукцион». Дети делятся на группы по 3-5 человек и совместно придумывают (вспоминают) упражнения, задания, игры на развитие внимания. Затем происходит «Аукцион упражнений» - каждая группа по очереди называет по одному упражнению. Побеждает группа, назвавшая игру или упражнение последней.

2. игра «самый внимательный». Вызывается 1 желающий. Ему задается алгоритм, состоящий из 3 последовательных действий (подойти к доске, написать слово родина, прыгнуть 3 раза и т.п.), которые он должен безошибочно выполнить с одного раза. Следующему желающему задается 4 последовательных действий и т.д. Самым внимательным признается участник, правильно выполнивший наибольшее количество действий.

ЗАНЯТИЕ 11

Цель занятия: развитие произвольного внимания учащихся

Материалы: ручки или карандаши, листы в клетку, секундомер, таблицы с буквами (корректурная проба), бланки для рисунков

1.игра-разминка направлена на развитие устойчивости и переключения внимания. Ведущий называет различные существительные, учащиеся должны хлопнуть, когда слышат название животного, встать (или поднять руки вверх), когда слышат название растения.

2.Повторная диагностика развитости произвольного внимания «Корректурная проба» (буквенный вариант ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Для проведения этого упражнения можно использовать корректурные таблицы или вырезки из старых журналов. В течение 2 минут дети внимательно просматривают каждую строчку в тексте и подчеркивают букву «А» и зачеркивают букву «Л».

3. рисунок по клеточкам «Мышонок»(ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

4.дорисуй вторую половинку «Матрешка» (ПРИЛОЖЕНИЕ16)

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

ОДВАОШГРАОРЛМШТВЛОПНРРАБРАОРАНРОМШЛВОПВРЛАВЫЛОАВГШРОАЛОВАРДЖОАТМОЛВРПАГВЛОГШРЗТАЛОЗШГШРШКЛАВТДМРРДЛОРАЗЩШГАОЛВШГАРАЖДЛОАВЫФЗЩШГУТШИНПАФРУЗЙНКЙАРИСОРКПСРОРОАФДЛОТСДЗЗКХЕГЛОДДОЛФВАЫСЯТОАФГАВЫЛОФАГЙШОФЛАОРШГШАРФОЛАРФШЩГШРМФИОАФПУШГПИНПФШГЛОРОЛРФЛОЬЯСИРВШЩЗЩГКШРОУЛАФРРОАППГШМОЛРФЯТТАОРВШАВОПРПАМОРАВРАВАШГРУРАВОРФЗЫАФОРАИОМРЛДЗАФЛДРАИМРПОРОВОООЗФТЛМГВРАЙЛОГНЕЦУОЫШШГШОАТОФРГМХВЛОАТЛВГКРАТЛШВРИАТУОКЛЗХФОАТЛЧОАТФПРАГАТРАШРНАОТВОНШОЛДАШЩОМТРУШЕТРГОТВРГЕДДЛЩЗУЬЛЛОРГШИТЫШЬТАТЛОЛОАЛДОФГТТПРИМГЙЛОАФГШОЛРАГНУТМЬБИЯТИШГЕЦЖЗЛОЛВХЪЭОАЬИОРФНРАФЗХЛАТОРВФНОРЙОТФАДНАОИТФЛОРАШФРАИОРАНЙПОРАЛПДШГРАПОРОЛТОАЬОТОВТОАР8ГОЛЛФТАЛФТИСИОД

2.ЧЕРТОЧКИ-ПАЛОЧКИ

3.ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ С ТРЕХ ТОЧЕК

4.ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «УЗОР»

5.ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «КЛЮЧ»

6. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «ОЛЕНЬ»

Отступи 5 клеточек слева, 5 клеточек сверху, поставь точку и начинай рисовать

3↓ 2↑ 1↑ 2↓

1→ 3← 1→ 4←

1↓ 2↓ 2↑ 1↓

7→ 1← 1→ 1←

3↓ 2↓ 1↓

1← 1← 1→

2↑ 5↑ 1↑

1← 1← 1→

6↓ 4↑ 1↓

1← 1← 1→

2↑ 2↑ 1↑

1← 2→ 1→

7.ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «УЗОРЫ»

Конспект занятия по психологии на тему Память!

8. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «ВЕРБЛЮД»

Конспект занятия по психологии на тему Память!

9. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «РЫБКА»

Конспект занятия по психологии на тему Память!

10. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «СЛОНИК»

Конспект занятия по психологии на тему Память!

11. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «БЕЛКА»

Конспект занятия по психологии на тему Память!

12. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «БЕЛОЧКА»

Конспект занятия по психологии на тему Память!

13. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «КОРАБЛИК»

Конспект занятия по психологии на тему Память!







14. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «ЛЕБЕДЬ»

Конспект занятия по психологии на тему Память!

15. РИСУНОК ПО КЛЕТОЧКАМ «МЫШОНОК»

Конспект занятия по психологии на тему Память!


16. ДОРИСУЙ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ «МАТРЕШКА»

Конспект занятия по психологии на тему Память!


© 2010-2022