Самоутверждение в обществе среди подростков

Трудно представить человека, который не мечтал бы о личном успехе, об исполнении желаний, о достижении каких-либо целей, об улучшении своей жизни, своего положения среди людей, в об­ществе. Перед старшим школьником, находящимся на пороге всту­пления в самостоятельную жизнь, встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностя...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.

Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного.

Карнеги

Трудно представить человека, который не мечтал бы о личном успехе, об исполнении желаний, о достижении каких-либо целей, об улучшении своей жизни, своего положения среди людей, в обществе. Перед старшим школьником, находящимся на пороге вступления в самостоятельную жизнь, встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, понять себя и свои возможности, занять определенное место в обществе, внутреннюю позицию взрослого человека и многие другие.

Шансы получить признание, занять должное место в обществе зависят от многих факторов:

  • самосознания;

  • уровня притязаний;

  • способностей;

  • самооценки;

  • потребностей;

  • коммуникабельности;

  • наличия лидерских качеств;

  • личностного самоопределения;

  • ценностных ориентаций;

  • креативности.

Каждый человек имеет свои индивидуальные средства и способы самоутверждения, но общим для всех для них является стремление к признанию и положительной оценке окружающих.

При самоутверждении очень важна самооценка, то есть представление личности о самой себе, которое возникает на основе оценки окружающих. Переработанное человеком представление окружающих о нем позволяет сознательно оценивать себя. При этом очень важно, чтобы личность адекватно оценивала свои способности, потому что и завышенный, и заниженный уровень самооценки будут отрицательно влиять на самоутверждение.

Для того чтобы самоутвердиться в жизни, необходимо реализовать себя, как минимум, в следующих четырех сферах:

1) социальной (общественное положение, образование, профессия);

2) творческой (реализация способностей, таланта);

3) личностной (любовь, семья);

4) нравственно-духовной (нравственная основа, вера, смысл жизни).

Кроме вышеназванных, самоутверждение зависит также и от индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов.

Причины трудностей самоутверждения подростков множественны: трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, нелегко осваиваемый процесс учения в школе, сложные отношения с учителями, трудности, обусловленные развитием самосознания, формирования жизненных планов и личностных позиций.









© 2010-2022