- Преподавателю
- Школьному психологу
- Самоутверждение в обществе среди подростков
Самоутверждение в обществе среди подростков
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никифорова Н.П. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.
Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного.
Карнеги
Трудно представить человека, который не мечтал бы о личном успехе, об исполнении желаний, о достижении каких-либо целей, об улучшении своей жизни, своего положения среди людей, в обществе. Перед старшим школьником, находящимся на пороге вступления в самостоятельную жизнь, встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, понять себя и свои возможности, занять определенное место в обществе, внутреннюю позицию взрослого человека и многие другие.
Шансы получить признание, занять должное место в обществе зависят от многих факторов:
-
самосознания;
-
уровня притязаний;
-
способностей;
-
самооценки;
-
потребностей;
-
коммуникабельности;
-
наличия лидерских качеств;
-
личностного самоопределения;
-
ценностных ориентаций;
-
креативности.
Каждый человек имеет свои индивидуальные средства и способы самоутверждения, но общим для всех для них является стремление к признанию и положительной оценке окружающих.
При самоутверждении очень важна самооценка, то есть представление личности о самой себе, которое возникает на основе оценки окружающих. Переработанное человеком представление окружающих о нем позволяет сознательно оценивать себя. При этом очень важно, чтобы личность адекватно оценивала свои способности, потому что и завышенный, и заниженный уровень самооценки будут отрицательно влиять на самоутверждение.
Для того чтобы самоутвердиться в жизни, необходимо реализовать себя, как минимум, в следующих четырех сферах:
1) социальной (общественное положение, образование, профессия);
2) творческой (реализация способностей, таланта);
3) личностной (любовь, семья);
4) нравственно-духовной (нравственная основа, вера, смысл жизни).
Кроме вышеназванных, самоутверждение зависит также и от индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов.
Причины трудностей самоутверждения подростков множественны: трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, нелегко осваиваемый процесс учения в школе, сложные отношения с учителями, трудности, обусловленные развитием самосознания, формирования жизненных планов и личностных позиций.