ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



А.К. Клинк

педагог-психолог Новосветловской средней школы

Северо-Казахстанская область, с.Новосветловка

В данной работе затронут вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагогов и учащихся. В частности, использование мобильных технологий. Актуальность работы обуславливается необходимостью внедрения новых технологий не только в учебный процесс, но в деятельность различных образовательных служб. В том числе и в социально психологическую.

Как известно мобильные технологии, в наше время, получили широкое распространение и имеют огромный потенциал не только в сфере коммуникации, но и в сфере образования. Так как мобильные технологии широко распространены среди учащихся школ, институтов, университетов и т.д. И как следствие из этого вытекает проблема их использования в образовании.

Что в свою очередь и определило выбор тематики данной работы. Так как у информационно-коммуникационных технологий есть огромный потенциал, который просто необходимо использовать.

В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» определено, что к 2020 году мы должны обеспечить долю квалифицированных специалистов до 40 процентов. Президент отметил, что для этого нам необходимо продолжить модернизацию образования. Для своевременного решения поставленных задач необходимо обеспечить совершенствование учебного процесса на всех этапах образовательной деятельности [1].

Актуальность и практический аспект данных проблем связаны с повсеместным использованием мобильных технологий по всему миру в целом и в Казахстане в частности. Например, по данным социологического опроса, проведенного во всемирной интернет-паутине и в различных социальных сетях, мобильный телефон имеют 98% опрошенных. А по сообщениям компаний, производящих данные мобильные устройства, мобильные телефоны имеют более 4 миллиардов человек по всему миру. Т.е. больше половины от всего населения Земли. Из этого следует, что вопросы, касающиеся мобильных технологий, являются актуальными. И в настоящее время стоит остро проблема использования мобильных технологий в образовании.

Все новое вызывает сильный интерес у нашей молодежи. Именно поэтому новые технологии всегда остаются актуальными. В то время как обычные методы обучения, воспитания и исследования не вызывают глубоко интереса у учащихся. Эти исследования кажутся учащимся скучными и рутинными, требующими больших трудовых затрат. Все это может вызвать негативное отношение учащихся к процессу обучения и исследовательской деятельности. Назревает вопрос о использовании мобильных технологий в деятельности.

Наш Президент Н.А. Назарбаев в своей лекции в Евразийском государственном университете «Через инновации и образование к экономике, основанной на знаниях» уже несколько лет назад выделил несколько приоритетных направлений в развитии науки и образовании, которые будут оказывать решающее воздействие на жизнь казахстанского общества. Одним из этих направлений были информационно-коммуникационные технологии [2].

Система образования Республики призвана обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана, и роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в этом отношении невозможно переоценить. Государственная политика информатизации образования, закрепленная в Законе Республики Казахстан «Об образовании» [3].

Также «Государственная Программа развития образовании Республики Казахстан до 2010 года», стала определяющей в реформировании отечественного образования [4].

В Конституции Республики Казахстан (30 августа 1995г.) сказано, что основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа [5].

Все это может обеспечить лишь грамотное образование. Мобильные технологии имеют огромный потенциал, который с успехом может применяться в образовании.

Меняются качества мобильных телефонов с поразительной скоростью. Мобильная техника идет «семимильными шагами». Всего за несколько лет мобильный телефон приобрел множество функций, кроме своей основной - связь с другими людьми. Он превращается в надежного и верного друга, который «подскажет, напомнит, разбудит, зафиксирует». По сути, современный мобильный телефон - это достаточно мощный компьютер с большим объемом памяти, с эффективной операционной системой, с возможностью выхода в интернет и с набором множества функций.

Как было сказано выше, мобильные технологии получили широкое распространение и вызывает огромный интерес.

Оценка современного состояния решаемой проблемы. В Казахстане использование мобильных технологий в учебной деятельности не является не изучаемой темой. К настоящему времени проведено ряд исследований, посвященных подготовке студентов педвузов к применению современных информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности по различным направлениям. Так, в докторской диссертации Э.И.Кузнецова рассмотрены общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педвузе, при этом, большое внимание уделяется изучению вопроса подготовки учителя информатики. В докторской диссертации М.И.Жалдака наиболее полно раскрыты компоненты профессиональной подготовки учителей математики и информатики. Докторская диссертация Ю.С.Брановского посвящена изучению методической системы обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в системе многоуровневого педагогического образования. Диссертационное исследование Т.А.Лавиной посвящено вопросам оценки качества программных средств учебного назначения с точки зрения общепрофессиональной подготовки учителей любой специальности. Компьютерной ориентации методической подготовки будущих учителей математики посвящено исследование М.А.Гавриловой. Диссертационное исследование А.А.Джолдасбекова посвящено педагогическим проблемам формирования основ профессионально-компьютерных умений у студентов педвузов на примере материалов подготовки будущих учителей физики, русского языка, музыки .

Одним из ведущих направлений подготовки педагогических кадров к внедрению ИКТ в практику работы школ является научно- исследовательская работа. В Казахстане ведется системная научно-исследовательская работа в области информатизации образования несколькими научными школами Б.Б.Баймуханова, Е.Ы.Бидайбекова, Ж.А.Караева, С.С.Кунанбаевой, Г.К.Нургалиевой и др.

В Казахстане проводятся исследования по изучению педагогических возможностей информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Осуществлены исследования формирования информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения (Д.М.Джусубалиева); теоретико-методических основ применения и оценки качества электронных ресурсов для обучения информатике в вузе (С.С.Усенов); форм и методов организации дистанционной формы обучения (Ж.М.Тусубаева); методических основ использования сетевых технологий в дистанционном обучении информатике (Г.К.Изтлеуова) .

Многие диссертационные исследования последних лет посвящены проблеме подготовки учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Кандидатская диссертация Б.К.Тульбасовой посвящена научному обоснованию дидактических условий подготовки учителей к деятельности по использованию ИКТ в системе повышения квалификации. В работе Г.Г.Бегаришевой определены и научно обоснованы процесс подготовки и повышения квалификации учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в системе работы методических объединений школ. Диссертационное исследование Р.О.Джереновой посвящено научно теоретическому обоснованию дидактических условий формирования компьютерно- обучающих умений будущего учителя.

Таким образом, мы видим, что изучение применения информационно-коммуникационных технологий ведется достаточно хорошо.

Если заглянуть в историю, то мы увидим, что общество никогда не стояло на месте. А современное общество вообще развивается очень бурно. И если не шагать в ногу со временем, то можно и оказаться на обочине жизни.

За короткое время современная наука сделала невероятный рывок в развитии различных отраслей. В том числе и в информационно-коммуникационной отрасли. С этим нужно считаться. Ведь всем известно выражение: «кто владеет информацией - тот владеет миром». Каждый год, каждый месяц, каждый день на свет появляются новые технологические новинки, которые несут в себе огромный потенциал. Который мы, пока еще, не используем на все сто процентов.

Хочется особо выделить мобильные телефоны, так как в настоящее время они получили широкое распространение. Мобильные телефоны, активное развитие которых пришлось на последнее десятилетие, давно перестали быть обычными средствами связи. Те функциональные возможности, которые заложены в эти непременные атрибуты современного человека, делают их универсальными электронными средствами, использовать которые можно по самому различному назначению. Развитие мобильных технологий и их использование при производстве сотовых телефонов идет такими темпами, что порой бывает очень сложно уследить за очередными новинками, регулярно появляющимися на потребительском рынке.

Уже мало кого удивляет наличие цифрового фотоаппарата и видеокамеры в мобильном телефоне, диктофона и многофункционального органайзера, возможность отправлять с их помощью файлы большого размера и просматривать ресурсы сети Интернет. Современный потребитель, живущий в условиях непрерывного развития высоких технологий и внедрения их в нашу повседневную жизнь, не только с энтузиазмом воспринимает все новшества, регулярно предлагаемые ему производителями мобильных средств связи, но также с нетерпением ждет очередных новинок и активно осваивает их.

Новое поколение мобильных телефонов, естественно, наделенное всеми традиционными функциями средств связи, предоставляет большие возможности для общения в сети Интернет, что реализовано с помощью технологий GPRS и Wi - Fi, с их помощью можно слушать радио и записанные в цифровом виде аудио файлы, просматривать телепередачи через TV - тюнер, хранить большой объем информации и передавать ее другим абонентам. Программное обеспечение современных мобильных телефонов, разрабатываемое целыми компаниями квалифицированных специалистов, мало чем уступает программам персональных компьютеров, что, естественно, отражается на их функциональности [6].

Имея на руках мобильный телефон одного из последних поколений, можно не только общаться в Интернете со своими друзьями, что позволяют сделать популярные сетевые пейджеры, специально адаптированные для использования в сотовых аппаратах, но и полноценно работать в нем: проверять и отправлять электронную почту, осуществлять переводы электронных денежных средств, устраивать голосовые или видео конференции, а также делать многое другое, что уже является неотъемлемыми атрибутами нашей повседневной жизни.

Информационные технологи используются практически во всех сферах жизни. И использование их в образовании, обучении и исследовательской деятельности несомненно принесет огромную пользу. Тем более, что в раде зарубежных стран с успехом применяются мобильные технологии, мобильное обучение [7].

Таким образом, очевидна целесообразность использования этих современных средств коммуникации в учебном процессе. Конечно, само по себе мобильное обучение не может заменить традиционную систему обучения, но оно является дополнительной, удобной формой. Именно поэтому не идет речь о полной замене традиционного вида обучения мобильным, а говорится лишь о использовании мобильных средств в исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность помогает обеспечить активную познавательную деятельность учащихся, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать [8]. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учащихся, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем.

Способы применения мобильных средств напрямую зависят от функций, которыми могут обладать мобильные телефоны. Выше было сказано, что современный мобильный телефон может обладать множеством самых различных функций. Но не каждый человек может себе позволить иметь самую современную модель мобильного телефона. Поэтому, при выделении возможностей использования мобильного телефона в исследовательской деятельности учеников, следует рассматривать более доступные мобильные средства. А значит и наиболее распространенные функции мобильных телефонов [9].

Сегодня практически в каждом мобильном телефоне есть встроенный фото или видео аппарат. Поэтому возможностью составления фото или видео отчета может обладает каждый студент. Фото или видеоотчет о проделанной работе, например отчет студента о проекте, научной работе, о практике. Опыт подготовки такого отчета имеется на специальности «Педагогика и психология». Студенты всех курсов, проходившие практику, проводившие какое-либо исследование по своей инициативе и согласия преподавателей используют этот способ. Они с энтузиазмом поддержали эту идею - результатом работы становятся фильмы или слайды, созданные студентами. Они иллюстрируют все этапы прохождения практики, знакомит с организацией проведенных занятий и наглядно показывают процесс прохождения практики, либо исследовательской работы.

Кроме того, что использование цифровых возможностей мобильных средств стимулирует творческий потенциал учащихся, благотворно влияет на развитие у них режиссерских (организаторских) способностей. А возможно и доступно это стало только благодаря использованию мобильных средств (смартфона, ноутбука).

Сочетанием интерактивных методов обучения и возможности мобильных средств является метод «фото-кросс» - группа разбивается на несколько подгрупп (оптимальное количество - 5-7 человек), каждой подгруппе дается задание в ограниченный промежуток времени сделать снимки заранее оговоренных объектов и предоставить их преподавателю. Причем важен результат всей группы в целом, а не отдельной подгруппы. Это метод способствует сплочению группы, выявлению лидеров, разделению обязанностей в группе. Наиболее удачным будет применение этого метода на ранних стадиях формирования коллектива. Также это метод может использоваться в исследовательской деятельности [10]. Например, при проведении исследовательских работ учащимися.

На занятиях психологии использовались мультимедийные функции мобильных средств для предоставления наглядностей и создания проблемных обучающих ситуаций. Например, на занятии, посвященном теме «Экспрессивное поведение» ученикам было дано задание, которое условно можно назвать методом фото(видео)-исследование, суть которого заключалось в наблюдении за проявлениями невербального поведения людей, фиксации и анализе поз и жестов окружающих. При этом ученикам было разъяснено, что снимать на видео либо фотографировать человека, нужно не нарушая чьих-либо прав и с разрешения этого человека. Эти методы могут использоваться и при проведении исследовательских работ учащимися.

Также можно разработать программу для использования сотовых телефон в разнообразных графических тестах и проективных методиках - это бы значительно упростило и ускорило процедуру методов психологического диагностирования [11].

Современные коммуникаторы и смартфоны уже способны к восприятию подобной информации в том виде, в котором она существует в стационарном персональном компьютере. Ускорить процедуру методов психологического тестирования позволяют также высокие скорости обмена информацией при помощи мобильных устройств. Тиражирование заданий, ситуаций, получение правильных ответов в пределах одной аудитории возможно при использовании инфракрасного порта или Bluetooth.

Стоит отметить, что сам выбор учащимися своего мобильного средства, отношение к нему, выбор заставок и рингтонов - важная психологическая и педагогическая характеристикой их личности.

Существует такая поговорка: «Скажи мне: «Что у тебя является заставкой мобильного телефона? И я скажу: кто ты!», - во многом справедлива. Это повышает диагностические возможности преподавателей, так как они используют при этом метод МТФ-тест. Если в качестве заставки мобильника служит фотография самого обладателя телефона, значит перед нами человек с элементами самолюбования и нарцисизма, если родственников - значит у него превалируют семейные ценности или имеются проблемы в сфере межличностной коммуникации [12].

На занятиях мобильные средства практически незаменимы для использования метода постановочных фотографий или живых наглядных пособий, который можно использовать при изучении многих тем. Например, с целью закрепления материала учащимся предлагается, предварительно разбив их на подгруппы, сделать одну или несколько фотографий одного метода обучения. Некоторые из методов легко представляются в фото-формате, но некоторые требуют тщательного анализа, проявление фантазии в выборе наглядно-изобразительных средств. Наглядно нелегко представить разницу между методом «рассказ» и методом «лекция». При проникновении в суть каждого метода происходит более глубокое усвоение материала

Создание коррекционных программ-тренажеров для сотовых телефонов облегчает жизнь представителям коррекционной педагогики. После подробного инструктажа или консультации со специалистом родители смогли бы самостоятельно проводить коррекционные занятия. Это могут быть программы направленные на развитие речи, мелкой моторики рук или же это могут быть различные развивающие игры, обучающие программы. Эти игры должны, во-первых, напрямую поддерживать обучение, путем предоставления возможностей для развития знаний и когнитивных навыков - вовлекая и побуждая к этому на эмоциональном уровне, и во-вторых, не напрямую мотивировать пользователей обращаться к другим источникам («классическим» библиотекам, документам и т.д.) - для обучения. Причем такие программы же существуют на некоторых моделях мобильных телефонов. Например, игра под названием «Мозговой штурм». Позволяет проводить самоисследование, пользователь можеть исследовать такие свои характеристики как память, мышление, внимание, логика. Также эта игра позволяет все эти характеристики [13].

Огромную пользу приносит использование диктофона в логопедической группе: ребенку, который не слышит себя, своих ошибок предлагается прослушать запись его собственной речи и, можно сказать, ребёнок учиться на собственных ошибках. Также этот прием эффективен при коррекции заикания - пациент при помощи диктофонной записи контролирует ритм, темп, плавность речи и добивается определенных результатов. А для того, чтобы это широко использовалось завтра, учащихся нужно учить этому сегодня.

Значительную роль для организации рабочего дня учащихся, для активизации их самоконтроля могут сыграть такие функции мобильных средств как: записная книжка, календарь, памятка, напоминания. С их помощью они могут составить распорядок дня, вести дневник, составить план действий на день и т.д. Это приучает их к самостоятельности, ответственности, дисциплинирует. При помощи этих функций практически реализуется самовоспитание и, прежде всего, такой его метод, как самоконтроль. К сожалению, многие важные функции мобильного органайзера не используются. По результатам опроса, который также проведен среди учащихся нашей школы, более менее постоянно и наиболее часто используются следующие его функции:

  • телефонный справочник - 100%;

  • часы - 100%;

  • калькулятор - 100%;

  • календарь - 100%;

  • будильник - 63%;

  • записная книжка - 54% (в основном для фиксирования расписания занятий);

  • напоминание о важных встречах - 8%.

Причина такого положения дел не только в нежелании заниматься самоконтролем, но и в том, что пока не очень удобно производить записи в таком органайзере.

Несколько лет назад бытовало мнение, что тренинговые занятия по педагогике и психологии с помощью электронных средств обучения не способны заменить обычные тренинги в группе, что они эффективны, когда нужно кратко информировать учащихся по определенной тематике или обновить их знания после тренингов, проведенных в группе ранее. Теперь мнение коренным образом изменилось: по всей совокупности каналов и технологий электронные средства способны не заменить, а интегрироваться в систему обучения и развития. Коренные изменения, происшедшие в сфере коммуникаций и в их применении в обучении и развитии за последние годы, сделали возможным проведение таких развивающих мероприятий, как дистанционные лабораторные работы, вебинары, разнообразнейшие симуляции, деловые игры и многое другое. Все это богатство и разнообразие форм обучения привело к развитию концепции смешанного обучения, представляющего соединение достоинств традиционного и мобильного обучения [14].

CMC-портал можно использовать как «горячую» СМС-линию, которая является ветвью психологической службы.

Также привлекательна идея создания системы СМС-тестирования, например учащимся отправляются тестовые задания, а те в свою очередь отправляют ответ. Этот метод можно применять в больших группах, а также в дистанционном обучении [15].

С использованием мобильных технологий обучения формируется несколько иное отношение к окружающей жизни.

Мобильные устройства помогают реализовать многие важные элементы активного обучения, к примеру, дают возможность сбора полевых данных. Сочетание мобильности переносит процесс обучения в повседневную жизнь и дает учащимся большую свободу выбора.

Таким образом, мы видим, что использование инновационных технологий является не просто веянием времени, но и имеет под собой огромный потенциал. Может с успехом применяться в образовательном процессе. В целом можно сказать, что электронные средства становятся неотъемлемой частью системы обучения и развития, не вытесняя традиционные методы и средства обучения, а интегрируясь с ними, что открывает все новые возможности повышения эффективности целостного педагогического процесса и отвечает на вызовы современного общества. Просто несколько консервативным сотрудникам сегодняшнего образования нужно немного изменить свои взгляды на использование мобильных технологий в современном образовании, принять этот процесс, как естественное требование времени.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе»

[2] Назарбаев Н.А. «Через инновации и образование к экономике, основанной на знаниях»

[3] Закон Республики Казахстан «Об образовании»

[4] «Государственная Программа развития образовании Республики Казахстан до 2010 года»

[5] Конституция Республики Казахстан (30 августа 1995г.)

[6] Косов А.А., Бакланова Н.Б., Савиных И.В., Бирюков В.Ю., Трифанов А.В., Дубровин А.Л. Использование информационно-коммуникационных технологии в образовании: Материалы научно-практической конференции. -Йошкар-Ола: МарГУ, 2004.

[7] Концепция информатизации образования в Республике Казахстан. Проект.-Алматы, 2000. (в соавторстве: Баймуханов Б.Б., Караев Ж.А., Ермеков Р.А., Тульбасова Б.К., Абуова С., Бекбаева З.А, Джарасова Г.С.).

[8] Методические рекомендации молодым учителям по повышению эффективности обучения в школе.-Алматы, 1999. - (соавтор: Б.Б.Баймуханов).

[9] Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.- № 4.

[10] Цветков В.Я. Мобильные образовательные технологии // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 12

[11] Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006.

[12] Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: ЭГРИ, 2007.

[13] Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании». - 2000.

[14] Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999.

[15] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: «Народное образование», - 1998.



© 2010-2022