Модель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Содержание работы

Автор работы

Назаренко Евгения Викторовна, учитель начальных классов

Название работы

Модель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностей

Краткая аннотация работы

В модели раскрываются способы, формы, методы использования психологических знаний учителем, позволяющие благотворно влиять на процессы воспитания, раскрывать и развивать природные задатки личности, дающие ученикам, независимо от уровня их учебных способностей, возможность легче и прочнее усваивать изучаемый материал, способствующие личностному и профессиональному росту педагога. Все данные методические приёмы апробированы на практике. Эффективность их введения доказана результатами диагностики, успешным устройством выпускников после окончания школы.

Ключевые понятия содержания работы

1. Актуальность введения модели в практику; 2. Миссия введения инновации; 3. Принципы построения модели психологической помощи; 4. Алгоритмы модели психологической помощи; 5. Психологические эффекты в практике обучения и воспитания; 6. Эффективные методики развития учебных навыков школьника; 7. Создание имиджа учебного заведения.

Цель, на решение которой направлена инновация

Дать обучающимся необходимый уровень академического образования, навыки гражданской активности и самореализации, которые гарантируют выпускникам успешное прохождение итоговой аттестации и дальнейшее продвижение в социуме

Задачи, на решение которых направлена инновация

- Обозначить ключевые компетентности, которые необходимо развить на разных ступенях обучения и воспитания; - Определить основные группы природных способностей каждого ребёнка, которые необходимо помочь ему развить; - Выявить группы трудностей при обучении младших школьников учебным предметам и их психологические причины; -Наметить пути психологической коррекции выявленных трудностей; - Апробировать и ввести в образовательный процесс на всех ступенях обучения психологические приёмы, направленные на формирование ключевых компетенций; -Создать условия для развития природных задатков каждого ученика, имиджа конкурентоспособности школы за счет повышения эффективности использования ресурсов школы.

I.Содержание методической разработки модели

«Педагогика - это психология в действии»

1.1. Актуальность введения модели

Обучение ребёнка в школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. Это фундамент. От степени освоения им новой - учебной- деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как личности, формирование условий успешной самореализации. И не всегда в наших современных школах опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию учебных правил, развитию природных задатков. Нереализованные ожидания, связанные с учёбой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы ведут к дезадаптации интеллектуального, личностного, социального характера. Поэтому я перед собой поставила задачу создания системы профилактических психолого- педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и подготовке школьников к переходу на разные ступени обучения. Функция образования на современном этапе не сводится к знаниевому насыщению человека. Сегодня анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе и в сфере образования, позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию: формировать у учащихся не систему знаний, умений и навыков саму по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах; проектирование и организация такой образовательной среды, в котором каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. И в этом могут помочь знания психологии. В педагогической практике неразрывно связаны психологические и педагогические ситуации. Причины любой педагогической проблемы и результаты её решения имеют психологическую основу. Знания психологии помогают увидеть ситуацию изнутри, а, значит, как в деле лечения больного: профилактика заболевания помогает избежать осложнений. Профилактика учебных трудностей помогает избежать многих проблем в жизни человека.

1. 2. Миссия введения инновации

От человека знающего - к человеку умеющему. Развивая себя - развиваешь общество.

1.3.Принципы построения модели психологической помощи

В основу модели мною положены принципы единства диагностики и коррекции, соответствия возрастным особенностям детей, простоты и надёжности применения знаний психологии на практике. Результативность образования рассматриваю с точки зрения трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно- коммуникативной и ценностно-ориентационной. Основные параметры, характеризующие предметно-информационную составляющую образованности - системность, целостность знаний, полнота и глубина знаний, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, понимание значения связей и зависимостей фактов, явлений, законов. Структурные компоненты деятельностно- коммуникативной компетентности: коммуникативная и речевая культура, .информационно-коммуникативная культура. Основа ценностно - ориентационной компетентности -это создание условий для повышения уровня креативности, самоактуализации, учебной мотивации, коммуникативных и организаторских способностей и склонностей учащихся.

1.4. Алгоритмы модели психологической помощи

При создании модели психологической помощи, учитель должен хорошо изучить психологические особенности возрастной группы детей, с которой ему предстоит работать. Эти знания он может получить, изучая «Возрастную психологию», которую каждый будущий учитель проходит в педагогическом колледже или институте, но без педагогической практики, эти знания остаются просто теорией. Следующие шаги: сформировать по каждому предмету данные, обозначающие ключевые компетентности, которые необходимо развить на данной ступени обучения и воспитания; с помощью диагностик выявить природные задатки, способности каждого ребенка и при организации внеурочной деятельности вовлечь ученика в виды деятельности, чтобы он почувствовал свою успешность. В нашей школе для этого организуются 1 раз в месяц общешкольные мероприятия, в которые вовлекаются 100% учащихся всей школы. И здесь каждый может проявить свои таланты: организаторские, артистичные, спортивные, оформительские, танцевальные, режиссёрские, дизайнерские и другие. Главная задача учителя - видеть и не дать погаснуть зарождающемуся таланту. Для этого в начале года педагогическим коллективом продумывается тематика и содержание общешкольных мероприятий. Следующим этапом работы станет выявление группы трудностей при обучении младших школьников учебным предметам и их психологические причины. Такие данные учитель отслеживает с помощью разнообразных методик. Затем намечаю пути психологической коррекции выявленных трудностей. Мною разработаны эффективные методики обучения письму, развития устной и письменной речи, заучивание правил орфографии, таблицы умножения, основанные на психологических эффектах которыми я хочу поделиться.

1-ый этап работы по работы по модели: создание алгоритма по основным темам учебных предметов

Алгоритм - это «пошаговое» наложение правила на пример (создание таблиц):

- алгоритм решения примера, задачи;

- алгоритм наложения правил русского языка на пример;

- алгоритм развёрнутого плана ответа на уроках природоведения, истории, литературного чтения.

ПРИМЕР: ученик выполняет действие и проговаривает этапы выполняемой работы

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ

  1. Подбираю проверочное слово, где на гласную падает ударение …….

  2. Ударение падает на букву…..

  3. Значит, в слове…… ставлю эту же букву……..

/

ПОЛЕ - ПОЛЯНА

Психологи рекомендуют для лучшего усвоения нового материала, использование всех видов памяти, а изготовленные таблицы как раз и отвечают этим требованиям: ученик постоянно видит написанное (зрительная память), читает («речедвигательная»), слышит ответы других (слуховая). И при ответе чувствует себя уверенно.

2 этап работы по модели: обучение детей процессу проговаривания алгоритма. Психологами доказано: задания по образцу ребёнок выполняет с ошибками - если молча, и правильно, если проговаривает порядок своих действий, регулирует действия при помощи речи. Учёные зарегистрировали у пишущего человека движения языка и гортани. И при малейшем затруднении движения эти активизируются, человек сам себе помогает, «проговаривая» с закрытым ртом. Но это взрослый человек, а ребёнок, по своим возрастным особенностям, должен научиться давать себе речевые приказы, сначала развёрнуто и вслух, а потом речь сворачивается. Постепенно переходит на «шёпотную», и затем мысленно, «про себя».

3 этап работы по модели - постепенное сворачивание алгоритма. Когда отработаны развёрнутые алгоритмы, дети сами начинают их сворачивать. При свертывании и тренируется умение выделять главное, убирать второстепенное, избавляться от избыточной информации. Для выявления ошибкоопасных мест орфографии эффективно помогает методика подчёркивания изученных орфограмм карандашом. Ученик учится видеть эти орфограммы, если вести такую работу в системе с 1 класса c начала изучения правил русского языка

4 этап работы по модели -обучение кодированию и декодированию информации. Многие дети затрудняются решать задачи, данные в словесной форме, и быстро с ней справляются, если она записана в виде таблицы или схемы. Поэтому важно научить детей кодировать задачи. Для этого я любой показ действий с предметами сопровождаю комментированием, можно хоровым, вначале работы. Дети объясняют всё, что происходит на их глазах (анализирующая речь). Ученики переводят мои действия в план математического факта: составляют условие, ставят вопрос. Дальше следует перевод с русского языка на математический, то есть на язык математических символов. Решение задачи. Ответ. Это процесс кодирования. А процесс декодирования заключается в переводе с математического на русский. Увлекательное дело - суметь за числами и знаками увидеть конкретную жизненную ситуацию, отношение вещей. Здесь включается образная память, которая хорошо развита в младшем школьном возрасте.

5 этап работы по модели - использование при запоминании нужной информации психологических эффектов.

1.5. Психологические эффекты в практике обучения и воспитания

Когда учитель оказывает на обучающихся или воспитанников психологическое влияние, они получают определённое впечатление, что ведёт к возникновению и проявлению того или иного психологического эффекта, способствующего необходимому решению педагогической задачи: влияние - впечатление - эффект, где влияние -деятельность педагога: впечатление - психическое состояние ученика; эффект - результат усвоении. В жизни мы часто пользуемся такими психологическими приёмами (например, при запоминании телефонного номера - привязка к какой- то дате). Поэтому моя задача найти интересную форму подачи интересного материала (в стихотворной форме, по схеме, по рисункам, ассоциацией), чтобы ребёнок получил яркое впечатление, помогающее запомнить легкого.

Принцип, по которому мы запомнили название расположения цветов радуги, называют принцип акростиха. Это может быть полнейшая абракадабра. Но закодированная вами, она помогает хорошо и надолго запомнить материал. Психика человека устроена так, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как -бы затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называются ассоциациями. Для того, чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это будет зависеть от возраста, опыта, уровня начитанности, пола ребенка. Поэтому не надо отрицать, критиковать, отвергать то, что предлагает ребенок, даже если вам эта ассоциация кажется неудачной, неприемлемой. Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания.

Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце. Любую новую информацию делю на 3 части: главное отражаю в начале и в конце. Между началом и концом нужно установить логическую связь. Материал большого объема нужно делить на 7 частей. Именно столько объектов легко фиксируется в памяти.

В начале урока даю план, записанный на доске, то есть весь урок, разделенный на части, группы изучения, это по законам психологии помогает увидеть всю картину деятельности целиков и надолго запомнить изученный материал. В этом случае нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько частей был разделен необходимый для запоминания материал.

Прочнее запоминаются незаконченные действия. Этим приемом пользуются режиссеры, при показе сериалов. Заканчивают фильм на самом интересном месте и незаконченном действии. И мы в течение долго времени помним, чем закончился фильм. Психологи советуют не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале, и исходя из этого планировать свою деятельность (При работе над самостоятельной, контрольной работе- не знаешь - переходи дальше, а затем вернись, память может сработать и ты вспомнишь, как выполнять). Проведите эксперимент. Например, сначала ребенок читает чтение, затем переходит к домашней работе по русскому языку, а после этого возвращается к учебнику по чтению. Результат может удивить: много запомнилось и каким- то образом сохранилось. Достаточно будет для закрепления ещё раз прочитать.

Психологи говорят о том, что ничто так не развивает память, как чтение книжек. Ведь когда мы читаем, работает воображение, строятся ассоциации, происходит крепкое запоминание. Чтобы запомнить, достаточно вообразить. А смотря телевизор, нам не нужно ничего воображать. Развития нет. А ещё психологи советуют решать кроссворды. При этом приходится часто припоминать то, что знали, но подзабыли, искать неизвестные слова. Это тренирует память. Поэтому одним из видов домашнего задания я предлагаю детям отгадать кроссворды (их я приобретаю в книжных магазинах в соответствии с возрастом учеников класса).

В зависимости от того, какое восприятие у вас более развито, слуховое, зрительно, тактильное, более полно его и используйте. Психологи говорят о том, что у 90% людей лучше развито зрительное восприятие, так как зрительные нервы, идущие к мозгу в 20 раз толще слуховых. На родительском собрании и детям советую, когда они готовят домашнее задание, особенно это касается устных предметов, при запоминании использовать тактильную чувствительность: для этого нужно создать комфортные условия- сделать мягкое освещение, прилечь на диване или мягком кресле, одеть одежду, в которой вы себя чувствуете комфортно, и просмотреть материал, необходимый для запоминания.

Я привела только часть тех методических рекомендаций, которые дают психологи, и которые я использую в своей практике. Таких секретов очень много, их изучение помогает не только улучшить процесс создания условий успешного обучения, но помогает расти профессионально.

6. Эффективные методики развития учебных навыков школьника

Мною собраны и сформированы папки: «Правила русского языка в картинках и стихах», «Слова из словаря и ассоциации, помогающие их запомнить», «Я учусь писать красиво с помощью специальной разлиновки», «Я учусь писать красиво при помощи кальки и цвета», «Психологические приемы запоминания таблицы умножения», «Заучиваю стихи, пересказываю тексты любой сложности с помощью пиктографического рисунка», «Живая математика». Сейчас на прилавках книжных магазинов появилось много специальной литературы, развивающей психические процессы детей разного возраста, моя задача, из всего разнообразия выбрать самые эффективные приёмы. Умение учителя видеть все возможности пособия - уже результат его приобщения к мышлению ребенка. Когда-то в одной статье американского педагога я прочитала его размышления о том, почему советские учёные обгоняют весь мир в изобретениях. И там было сказано, что этому способствует хорошо развитое образное мышление, которое формируется в детстве. В те трудные годы, когда у советских детей не было разнообразия игрушек, они, играя с обычными вещами, умели фантазировать: палки превращались в «лошадок», в «самолёты», из соломы делали кукол. А сейчас учитель должен тоже научиться мыслить образно и помочь детям развивать их фантазии, творческие задатки.

Если научить детей владеть психологическими приемами работы, им почти не придётся запоминать механически большой объем информации, необходима только минимальная база. А чем меньше запоминать, тем больше уверенности в своих силах, исчезает страх, что забудешь что- то важное. Процесс обучения для моих ребят стал увлекательным и лёгким. Дети хотят учиться. Вместе с желанием выполнять интересные задания, приходит творческая активность и инициатива, а также умение планировать свою работу и ставить перед собой цели.

1. 7. Создание имиджа учебного заведения.

Для успешного продвижения предприятия необходима конкурентность, создание имиджа. А для образовательного учреждения конкурентность - это шаг к развитию. Особенно, это стало актуально для нашей школы в начале 2000 года, когда наметилось уменьшение числа учеников, связанное с демографическим кризисом. Село наше находится в 2-х километрах от города. На таком же расстоянии функционирует 2-е городские школы, автобус из села ходит каждый час. В этот исторический период звучали слова о том, что сельская школа не может дать полноценного образования. Встал вопрос о

сокращении кадров. И тогда, чтобы сохранить школу, педагогический коллектив наметил шаги, которые привели к тому, что школа стала конкурировать с городскими школами. Одними из таких шагов стало улучшение материально- технической базы, что произошло благодаря выигранным грантам. Но имея ресурсы, ещё рано было говорить об успехе. Необходимо постоянно идти в ногу со временем. А для этого все дела, инициативы, инновации должны служить общему делу - создания имиджа успешной школы.

Однажды, лет 20 назад, в начале своей трудовой деятельности, я посмотрела фильм об американских школьниках, которые спасали мир, разбираясь в хитросплетениях компьютерных сетей, решали глобальные проблемы, выходили из тупиковых ситуаций без помощи взрослых. Для меня тогда это была фантастика, а дети - вундеркинды, которые в возрасте 7-12 лет умеют мыслить, находить нестандартные решения, применять знания на практике. И, наверно, тогда у меня появилась идея, что школа должна растить именно таких детей: творческих, стремящихся к познанию, самостоятельных в решении проблем. И на протяжении всех лет работы я стремилась именно к созданию такой атмосферы в своих классах, где я работаю. Многие говорят, что организация инновационной деятельности требует затрат многих сил, времени, но если свою деятельность планировать, привлекая помощников, то результаты будут двигать человека вперёд. Ещё Карнеги писал «РАЗВИВАЕШЬ СЕБЯ - РАЗВИВАЕШЬ ОБЩЕСТВО». Для того, чтобы индивиды были успешны в жизни и поддержали успешное функционирование общества, им нужно уметь мобилизовать множество ключевых компетенций, а что такое ключевые компетентности? Это те же ЗУН или нет? Чёткого определения этому понятию нет. Компетенции определяются почти также как понятия «любовь» «интеллект», «дружба». Я выбрала такое определение компетенции - это жизненные навыки, помогающие решать возникающие проблемы. Удачный образ компетенции представлен в работе Карнеги, который сравнивает её с пальцами на руке: знания, умения, навыки, опыт, ценности, которые координируются ладонью и контролируются нервной системой, управляющей рукой в целом. Компетентность предполагает также определенную степень осознания ограниченности собственных знаний и мнений и планирование мер по преодолению этой ограниченности. Модель психологической помощи даёт толчок к решению проблем успеваемости ученика с разным уровнем дошкольной подготовки.

Ключевые компетенции действуют не независимо друг от друга, а в системе. Ключевые компетентности - многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в жизнь общества. Перед собой я поставила задачу создания условий для формирования основных компетенций. Выделила основные компетености:

  1. Познавательная мотивация;

  2. Отбор, оценка, переработка информации;

  3. Навыки межличностной коммуникации (способность к коммуникации на родном языке; способность к коммуникации на иностранном языке);

  4. Математическая компетенция и базовые компетенции в науке и технике;

  5. Цифровые компетенции (овладения навыками пользователя от манипуляций мышью до создания буклетов, презентаций к урокам, учебных фильмов, социальных видео-проектов, установка учебных программ, работа с различными программами);

  6. Социальная и гражданская компетенции: умение планировать свою деятельность, работать с документами, составлять резюме, грамотно представлять опыт своей работы;

  7. Способность к инициативе и предпринимательству;

  8. Культурная компетенция.

Все эти компетентности я стремлюсь развивать в своих детях. Мозг младшего школьника я представляю образно в виде губки, чем младше ребёнок, чем полнее он впитывает необходимые знания, умения, навыки, ценности, а опыт обогащает его интеллектуальный, внутренний мир, помогает растить мастерство. Но чтобы о достижениях знала общественность, я с группой энтузиастов- учащихся стали создавать видео- архив, социальные видео -ролики школьных дел. Фильмы о школе интересны ребятам, их родным, так как это их жизнь. А фильмы, сделанные грамотно, отражающие приоритеты в воспитании нравственной личности, полезны вдвойне. Благодаря распространению видеороликов о родной школе, имидж школы повысился не только в районе, но и в городе.

Примеры созданных видео- презентаций на материалах школьной жизни:

- «Знания сила» (презентация открытых уроков, классных часов, посвящённых Дню Знаний, интервью с бывшими выпускниками, успешными студентами , добившимися благополучия в жизни);

- «Здоровье - выбор молодых» (с показом уроков физической культуры, занятий спортивной секции, занятий с тренажёрами);

- «Спорт - это жизнь»» (видеофрагменты участия в районных спортивных соревнованиях по баскетболу, волейболу, Фестивали допризывной молодёжи, дни здоровья в школе, туристический слет для учащихся 1-4 классов). Их цель: пропаганда здорового образа жизни;

-«Алло, мы ищем таланты» (презентация внеклассных мероприятий, участие детей в конкурсах смотрах на муниципальном, краевом уровне). Цель: профилактика злоупотреблений ПАВ через показ форм полезного времяпровождения детей и подростков;

- «Мы выбираем» (презентация профессий, интервью с односельчанами, с людьми интересной профессии, мастерами своего дела);

- «Старину мы помним, старину мы чтим» (презентация общешкольных праздников на базе музея, фольклорных фестивалей, праздников «Масленица», «Кузьминки»…)

- «С чего начинается Родина» (презентация общешкольных мероприятий патриотической направленности, митинги у памятника погибшим односельчанам, сборы дружины «Юный приморец», действующей в школе с 1996 года по настоящее время).

1.8. Результаты инновации

Качественно - операционные показатели успешной реализации инновации: - положительные тенденции роста успеваемости и качества знаний, умений и навыков обучающихся моего класса: по итогам 2010-2011 года успевают на «4» и «5» 80% учащихся;

- снижение процента детей моего класса, пропускающих уроки по болезни: 1 класс (2009 год) - в среднем 23 урока на 1 ученика, во 2 классе (2010 год) - в среднем 12 уроков на 1 ученика, в 3 классе (2011 год) - 4 урока в среднем на 1 ученика; - повышение количества выпускников средней школы, продолжающих образование на бюджетной основе: из моих выпускников 2011 года - 65% поступили на бюджетные места. Мои выпускники учатся в Таможенной Академии, в Санкт- Петербургском гуманитарном институте профсоюзов, в Академии Культуры, в Высшей школе полиции, в институте МЧС и других высших заведениях, показывая активную жизненную позицию;

- развитие материально-технической базы образовательного процесса ( по итогам районного конкурса «Лучший кабинет» наш классный кабинет занял 1-ое место); - повышение количества обучающихся, принимающих участие в конкурсах различного уровня: только за период с сентября 2010 - по ноябрь 2011 года мои воспитанники заняли призовые места:

  1. Критерии оценивания результатов работы по модели

Динамика качества образовательного процесса оценивается мною ежегодно в ходе мониторинга по таким показателям как:

1.- доступность;

  1. - привлекательность;

  2. - отношение к школе;

  3. - интеллектуальное развитие;

  4. - состояние здоровья учащихся;

  5. - уровень тревожности учащихся;

  6. - психоэмоциональное состояние коллектива учащихся;

  7. - уровень сформированности основных компетентностей учащихся;

  8. - уровень обученности (выполнение государственных стандартов);

  9. - уровень профессиональной квалификации учителя.

Результаты мониторинга показывают высокий уровень адаптации моих воспитанников на разных ступенях обучения. Опытом работы по данной модели делюсь с учителями начальных классов района и города, на краевых курсах повышения квалификации.

Очень надеюсь, что моя инновационная модель, поможет педагогам - практикам видеть вокруг себя информацию, помогающую делать учебно- воспитательный процесс интересным, как для детей, так и для учителя. И чтобы на вопрос «Так, какие же они нынешние выпускники?» учителя не отвечали так: «Если честно, в массе своей не очень грамотные, не очень начитанные, не очень воспитанные». Настоящий учитель не должен смотреть на процессы, происходящие в системе образования, пессимистически. Это проблемы не только российского образования, но и образовательных систем других государств. Все ищут пути, как построить процесс обучения, переходящий от индустриального общества в коммуникативно - информационному. И как сказал французский поэт. «Лишь тот, кто не ищет, не сталкивается с проблемами».




ПМодель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностейРИЛОЖЕНИЕ

Первые успехи моих первоклассников. Октябрь 2009 год









Модель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностей







2 класс на экскурсии в музее природы «Край свой знай и изучай».










Модель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностейМодель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностей

зона отдыха зона труда



Модель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностей








НМодель психологической помощи школьнику, направленная на создание благоприятных условий для формирования ключевых компетентностейаш классный кабинет, занявший 1 место среди школ района.


Мои воспитанники представляют воспитательную систему класса на районном смотре среди школ

© 2010-2022