- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья по психологии Социальная адаптация к начальной школе
Статья по психологии Социальная адаптация к начальной школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мазанова С.Р. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Социальная адаптация к начальной школе
Момент поступления ребенка в школу, период первичного усвоения требований, предъявляемых социальной ситуацией, является для него сложным испытанием. Это означает смену его социальной позиции, влечет ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими. Если до поступления в школу основной ведущей деятельностью являлась игра, то теперь ведущей деятельностью младшего школьника является учеба.
Новая социальная ситуация предъявляет необходимость усвоения новых норм и требований, предъявляемых учителем и родителями. Ребенок проходит период социальной адаптации к начальной школе. Понятия «адаптация» означает приспособление организма к изменившимся условиям, как среды обитания, так и внутренней среды.
Социальная адаптация выражает приспособление, «приноравливание» человека к новым для него условиям предметной деятельности, без которого последняя оказывается мало эффективной. В период адаптации ребенок испытывает трудности даже те из них, которые имеют хорошую предварительную подготовку.
Эти трудности можно подразделить на следующие группы:
- режимные трудности;
- коммуникативные трудности:
- проблемы во взаимоотношениях с учителями.
Этот период продолжается в среднем от 10-18 дней до 1-3 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. Социальная адаптация к начальной школе предполагает активное усвоение младшими школьниками навыков практических умений учиться, навыков общения, усвоения норм и требований.
Свидетельством социальной адаптации к начальной школе является:
- продуктивность учебной деятельности. Основные критерии - успешность обучения, успеваемость, овладение знаниями, умениями, навыками по основным предметам, отношение к учению;
- внутреннее состояние школьника. Его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности или тревожности;
- интеграция личности с общностью.
Характерной особенностью социальной адаптацией младшего школьника является включенность в коллектив, в общность. Интеграция личности младшего школьника с общностью является ведущей в процессе адаптации. Ребенок, перешагнув порог школы, находится внутри сложной социальной ситуации, является объектом и субъектом этой среды.
В общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется нормы поведения, которые приемлемы в его социальном окружении.
Большинство детей адаптируется к начальной школе достаточно быстро и с удовольствием посещает занятия, выполняют задания, подчиняется школьным требованиям. При нормальном протекании адаптации к школе эмоциональное самочувствие и самооценка детей стабилизируется, дети успешно овладевают знаниями, умениями, навыками, проявляется положительное отношение к учению. Иногда на первом году обучения полноценной социальной адаптации к начальной школе так и не происходит. У одних школьников это сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, у других, на фоне хорошей успеваемости, проявляются симптомы тревожности, коммуникативных трудностей в общении со сверстниками и с коллективом учащихся. Однако трудности вхождения ребенка в новую социальную среду еще не является явными признаками нарушения адаптации. Они могут быть преодолены в определенных условиях. В преодолении трудностей социальной адаптации детей к начальной школе большая роль принадлежит личности и деятельности учителя начальных классов, родителей, в воздействии и создании условий успешной социальной адаптации детей.
Особенностью условий социальной адаптации детей является соблюдение динамического равновесия между ребенком и средой, гармонизация отношений со сверстниками, выражающаяся в снятии неадекватных стереотипов поведения, активизации общения и повышении социального статуса ребенка в группе сверстников, в реализации высших социальных потребностей ребенка в общении, в признании самовыражении. Оказание реальной помощи со стороны учителя, родителей в овладении учебными умениями, навыками и знаниями - это и есть создание условий успешности обучения в учебно-воспитательном процессе.
Мазанова София Рахановна
Педагог-психолог 1 категории
СОШ им.С.Сатыбалдина
Лебяжинский р-н Павлодарская область