Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

Детей, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» приходит в школу год от года все больше. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (например, задержка психического развития и умственная отсталость).

Всё возрастающее число детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточная информированность по этой проблеме, делает её актуальной не только для области в целом, но и для образовательного учреждения.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Данный проект направлен на оказание поддержки образовательным учреждениям Новосибирской области, в которых развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

Кто участвует в данном проекте? это - дети с ограниченными возможностями здоровья, дети - инвалиды, родители (законные представители) детей; педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных учреждений: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги.

Цель работы в данном направлении педагог-психолога: создать адекватные условия для развития и обучения для детей c ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов.

На сегодняшний день в нашей школе обучается 380 детей, из них 16 имеют особые образовательные потребности в различной степени, в том числе 5 детей имеют инвалидность, 6 детей с особыми образовательными потребностями обучаются в классах надомного обучения, остальные дети обучаются в классах совместно с нормативно развивающимися обучающимися.

В настоящее время в школе 7 детей обучаются - по программе специальной коррекционной школы VII вида. 16 детей, являются той категорией детей, которые требуют инклюзивного подхода в обучении.

В рамках реализации проекта в нашем общеобразовательном учреждении создан психолого - медико - педагогический консилиум, в состав которой входят педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник. У каждого специалиста службы сопровождения имеется план индивидуальной работы с обучающимися, составлено расписание занятий, карта развития и карта динамики успешности обучающихся.

Работа консилиума осуществляется следующим образом:

Сопровождение обучающегося инклюзивно осуществляется по следующему алгоритму:

  • запрос на обследование обучающиегося

  • обследование обучающегося всеми специалистами ПМПк

  • определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи

  • проведение коррекционно - развивающей работы

  • повторное обследование для отслеживания динамики развития.


Схематический план работы педагога - психолога по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

Мероприятия

Сроки, ответственные

  1. Работа по формированию индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей - инвалидов (ведение школьной документации в течение учебного года)

2. Анкетирование, тестирование всех обучающихся образовательного процесса с целью выяснения комфортности.

3. Коррекционно-развивающая работа с детьми VII вида.

4. Выявление динамики развития детей с ОВЗ.

5. Индивидуальные и групповые консультации для родителей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, обучающихся, учителей.

Октябрь, Ноябрь




Декабрь



В течение учебного года

Ноябрь, Апрель

В течение учебного года

О каждом мероприятии расскажу вам подробнее:

  1. Работа по формированию индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей - инвалидов

Работа по организации индивидуального образовательного маршрута осуществляется комплексно учителем, учителем - логопедом и педагогом - психологом. Создание психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации преодолении трудностей в обучении, нарушений эмоционально - волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Схема построения индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ и детей - инвалидов

  • диагностика уровня развития обучающегося и его индивидуальных особенностей

  • определение направлений коррекционно - развивающей работы

  • определение содержания коррекционно-развивающей работы

  • определение ожидаемых достижений ребенка

  • определение результатов работы по индивидуально-образовательному маршруту

Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватного для данного ребенка вида и формы обучения.

Содержание индивидуального маршрута представлено вашему вниманию:

Индивидуальный образовательный маршрут:
1. Общие сведения (ФИО, дата рождения, класс, ФИО родителей, образование и т.д.);
2. Рекомендации специалистов сопровождения;
3. Заключения и рекомендации ПМПка;
4. Блок 1 - Освоение образовательной программы (учебные предметы - количество часов, коррекционный блок, занятия по выбору);
5. Расписание занятий на 4 четверти;
6. Блок 2 - Организация коррекционно - развивающей работы (описание проделанной работы педагога - психолога, учителя - логопеда, социального педагога);
7. Блок 3 - Социализация (дополнительное образование, экскурсии, фестивали, праздники, конкурсы);
8. Маршрутный лист учителя по сопровождению ребенка с ОВЗ.

Результаты коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов по индивидуальному образовательному маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик в начале и конце учебного года, обсуждаются на консилиуме и фиксируется в школьной документации. В конце учебного года, исходя из результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута, консилиум принимает решение о целесообразности индивидуального обучения или о продолжении обучения в условиях класса, либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута).

2. Анкетирование, тестирование всех обучающихся образовательного процесса с целью выяснения комфортности.

анализ отношений учащихся к своим одноклассникам с особенностями здоровья

В нашей школе были опрошены обучающиеся, в классах которых обучаются дети с ОВЗ и дети - инвалиды (старшие классы) на предмет отношения обучающихся к своим одноклассникам с особенностями здоровья.

Были получены следующие результаты:

Обучающиеся поддерживают перспективу о том, что в их классе будут учиться дети с особыми нуждами - 75%. Допускают такую возможность - 22%. Скорее были бы против - 3%.

Обучающиеся поддерживают то, что в их школе будут учиться дети с особыми потребностями - 59%. Допускают такую возможность - 35%. Скорее были бы против - 6%.

Обучающиеся считают, что проблема приспособления ребят с особыми потребностями к жизни общества может решаться следующим образом:

- Надо воспитывать их отдельно от других детей - 6%.

- Такие дети должны расти и развиваться со здоровыми детьми - 94%.

Обучающиеся считают, что положительными моментами в процессе совместного обучения со сверстниками с особыми потребностями выражаются в следующем:

- Я стану добрее - 24%.

- Я научусь помогать другим - 43%.

- Я получу опыт сочувствия и сострадания - 22%.

- Это расширит мои представления о жизни общества - 3%.

- Нет положительных моментов - 8%.

Отрицательные моменты в процессе совместного обучения со сверстниками с особыми потребностями, обучающиеся отметили:

- Возможно, у меня снизится интерес к учебе - 9%.

- Возможно, у меня снизится успеваемость - 12%.

- Возможно, у нас в классе будут чаще возникать конфликты - 33%.

- Уменьшится внимание к здоровым детям со стороны педагогов - 12%.

- У меня ухудшится самочувствие - 3%.

- Нет отрицательных моментов - 31%.

Положительные моменты в процессе совместного обучения со сверстниками с особыми потребностями, обучающиеся отметили:

- Ребёнок с детских лет научится взаимодействовать со здоровыми детьми - 44%;

- Он может получить дополнительную поддержку со стороны сверстников - 22%;

- Ребёнок будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне со здоровыми детьми - 16%;

- Общаясь со здоровыми детьми, ребёнок будет более активно развиваться - 9%;

- У ребёнка появятся широкие возможности проявить свои способности в различных видах деятельности, общения - 9%.

В общем данные результаты являются положительными.

Обучающиеся начальных классов делали рисунки «Фотография класса». На этом рисунке изображались одноклассники и классный руководитель. По рисунку можно определить отношения учеников в классе - между собой.

Были получены следующие результаты:

Согласно интерпретации полученных рисунков, нужно отметить, что обучающиеся, в общем, относятся друг к другу положительно. Одноклассников с ОВЗ или другими проблемами здоровья они не выделяют и относятся как и ко всем своим одноклассникам. Это является положительным результатом.

Сами дети с ОВЗ и дети - инвалиды были опрошены с целью выяснения комфортности обучения в классе и в школе в целом. Все дети имеют хорошую школьную мотивацию и положительно отзываются о своих одноклассниках.

3. Коррекционно-развивающая работа с детьми VII вида.

Основные принципы коррекционно-развивающей работы:

  • Соблюдение интересов ребенка;

  • Системность;

  • Непрерывность;

  • Вариативность;

  • Рекомендательный характер оказания помощи.

Структура коррекционно-развивающей работы:

  1. Занятия строятся с учётом психофизиологических особенностей их развития для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально;

  2. Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе и описанных требований к ним;

  3. Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным требованиям;

  4. Составление программы коррекционно - развивающих занятий для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально;

  5. Проведения занятий (каждое занятие состоит из вводной, рабочей и заключительной части);

  6. Заполнение журналов посещения.

  7. Выявление динамики развития у детей с ОВЗ.

  8. Составления заключения о проведенной коррекционно - развивающей работы с ребенком. Пример заключения представлен вашему вниманию на слайде.

Условия реализации коррекционно - развивающей программы:

-систематичность - 1 занятия в неделю по 1 часу (в течение всего учебного года);

-индивидуальная форма проведения занятий (иногда групповая);

-методические и информационные материалы.

Занятия проводятся в игровой форме - применяется сказкотерапия и арт-терапия. Игровая форма позволяет создать ситуации, стимулирующие расширению словарного запаса и способствующие развитию творческих способностей, формированию элементов социального поведения, обучению детей позитивному и продуктивному общению со сверстниками в специально смоделированных, значимых для них ситуациях.


4. Выявление динамики развития детей с ОВЗ, апрель 2014 г.

Результаты коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов по индивидуальному образовательному маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик в начале и конце учебного года, обсуждаются на консилиуме и фиксируется в школьной документации. В конце учебного года, исходя из результатов прохождения индивидуального образовательного маршрута, консилиум принимает решение о целесообразности индивидуального обучения или о продолжении обучения в условиях класса, либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута) (диагностика психических процессов - память внимание мышление интеллектуальное развитие овладения элементами учения (умение подчинять свои действия определённому правилу, слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого; степень самостоятельности в работе)


Динамика развития на конец учебного года

Количество детей

положительная

1

волнообразная

5

недостаточная

1

отрицательная

0


5. Индивидуальные и групповые консультации для родителей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, обучающихся, учителей.


Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы - помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.

Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.

«Правовое просвещение»;

«Влияние семьи на развитие личности ребенка»;

«Возрастные особенности»;

«Обучение навыкам конструктивного общения с детьми»;

«Повышение уровня мотивации у детей»;

«Детско-родительские отношения»;

«Правила взаимодействия с подростками в целях профилактики правонарушений»;

«Мы - дружная семья».

Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Хочется отметить + и - инклюзивного образования:

Плюсы инклюзивного образования

  1. Создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.
    2. Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
    3. Искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости.

Проблемы инклюзивного образования

Многие педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения. Т.к. в школах в основном работают учителя старой закалки, им пока тяжеловато дается перестройка в данной сфере. Но у нас есть над чем работать и над чем учится!



© 2010-2022