• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Доклад на темуПроектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности в условиях перехода школы на ФГОС

Доклад на темуПроектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности в условиях перехода школы на ФГОС

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и химии и во внеурочное время в условиях перехода школы на ФГОС.

Исследовательское поведение - это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

"Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах" (А. Маслоу).

Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Титульный слайд - Л. Толстой. «… подражать и копировать» исполнять чью-то волю - это уже рабство. А раб - это не личность, не человек.

Исполнительская деятельность человека не дает развиваться личности. В современном обществе повсеместно пропагандируется потребительское поведение человека. Необходимо для полноценного развития человека умения творить, потребность творить, иначе это не человек, а лишь исполнитель, «приближенная к животному модель человека». Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и есть основа проектных и исследовательских работ.

Целью проектных и исследовательских работ является:

  • Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к исследованиям

Актуальность заключается в том, что технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.

На пути у педагогов в этом направлении встают проблемы:

  • Ученики не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией

  • не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;

  • снижается интерес к знаниям;

  • снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней развития.

Преимущества обучения с применением данных работ:

  • Формирование УУД

  • Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний

  • Формирование умений учиться(не знаю, не умею, не буду - потому что не знаю, как научиться)

Ведущие идеи:

  • поиск решения интересной «жизненной» задачи

  • интеграция знаний по различным предметам

Направления работы:

Классно-урочная деятельность. Реализация мини-проектов и мини-исследований на уроке. На самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Строение клетки», делю класс на группы. Работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) создают свой мини-проект на листе «органеллы». У каждой группы (внутри распределены обязанности кто за что отвечает) своя органелла. Находят и записывают информацию: расположение в клетке, строение, функции, особенности и т.п. Здесь же в конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся: даю право кому-либо (по очереди или по желанию), обобщить информацию по внутреннему строению клетки.

Планирую на уроках биологии в 8 классе проводить мини-исследования: измерять свой рост утром и вечером, разница, выдвигать гипотезу, делать выводы. При прохождении темы «Анализатор вкуса» определять на языке зоны чувствительности сладкого, солёного, кислого.

Уверена, что когда даешь детям не сухую информацию, - пусть даже самую иллюстрированную, наглядную, - а интересный эксперимент, это запоминается ими самопроизвольно, вызывает вопросы, на которые интересно отвечать.

Внеурочная деятельность: см. слайд.

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности

1 ступень 5-6 класс: Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.

Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ. Мини-исследования и мини-проекты.

2 ступень 7-8 класс: Апробация и реализация интегрированных проектов.

3 ступень: 9-11 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.

Отличия проектной и исследовательской деятельности 1.Цель проектной деятельности: -реализация проектного замысла

2.Этапы выполнения проекта

Выбор темы проекта

Поиск и анализ проблемы

Цель, задачи

Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей

Выполнение технологических операций

Подготовка и защита проекта

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

3. В проекте гипотезы может и не быть

4.Проект это замысел, план, творчество по плану.

1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.

2.Этапы научного исследования

  • Формулировка проблемы, актуальность темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор методики проведения исследования

  • Описание процесса исследования .

Формулирование выводов и оценка полученных результатов

3.исследование подразумевает выдвижение гипотез.

4. Исследование- процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Схема организации социальной проектной деятельности во внеурочное время

«Волновой метод». Метод «Цепочка» - группа учащихся из разных параллелей реализует определенный этап проекта.

Результативность проектно-исследовательской деятельности

Основные параметры
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамика уровня знаний;
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- прочные навыки проектной деятельности.


© 2010-2022