Повышение психологической готовности девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Таран ауданы әкімдігі білім беру бөлемінің Береговой орта мектебі» КММ

КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»



Повышение психологической готовности девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению.



(Открытое занятие)

Дата: 24.11.2015г

Ответственный: психолог школы Шевченко С.Н.

Задачи:

  1. умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии

  2. стимулировать учащихся к рефлексии собственных позитивных и негативных качеств;

  3. научить учащихся адекватному применению своих качеств при выборе профессии.

Оборудование и материалы: тетрадь , ручки, фломастеры, психологические карты характера .

Ход занятия:

  1. Организационный этап

Упражнение «Я чувствую сейчас»

Инструкция: «Сейчас каждый из нас по очереди расскажет о своих ощущениях и чувствах. Сначала скажите: «Я чувствую…..», затем на несколько секунд прислушайтесь к себе (к своим ощущениям, чувствам, переживаниям, настроению) и продолжите начатую фразу. Например, «Я чувствую…, что у меня хорошее настроение».

(Ведущий - психолог начинает выполнение этого упражнения с себя).

II. Основной этап.

Упражнение «Кто Я?»

Учащимся в течение 5 минут предлагается подумать и письменно ответить на вопрос «Кто Я?» 10 раз. Например:

«Я - человек».

«Я - индивидуальность».

Вопросы для рефлексии: «Трудно ли было ответить на вопрос?», «Почему?».

Упражнение «Мои сильные и слабые стороны»

Учащимся в течение 5 минут предлагается ответить на вопрос «Какой Я?». Для этого они должны разделить лист на две колонки. В одной колонке написать десять своих положительных качеств, в другой - 10 отрицательных качеств.

Положительные качества

Отрицательные качества

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

Деловая игра «Торг»

Учащимся предлагается выписать из заполненной таблицы на отдельные карточки по 5 своих положительных (своих самых лучших) и отрицательных (тех, от которых хотели бы избавиться) качеств.

После этого учащимся дается инструкция: «Ребята, представьте, что вы попали на торги. Предметом торгов будут служить ваши качества, которые вы выписали на карточки. Ваша задача - обменять как можно больше карточек с качествами. Менять можно как положительные на положительные, так положительные на отрицательные, отрицательные на положительные, отрицательные на отрицательные. Но помните главное - менять можно только одно на одно качество, то есть в итоге у вас должно остаться также 10 карточек с качествами».

В течение 10-15 минут ребята ходят по классу и обмениваются карточками. После этого им предлагается сесть и поработать с теми карточками, которые оказались у них в результате обмена (разложить их в две стопки, попытаться «примерить» на себя новые качества и т.д.).

Вопросы для рефлексии:

  • Трудно ли было осуществлять обмен?

  • Какие качества было труднее менять - положительные или отрицательные?

  • Понравился ли вам тот человек, который получился в результате обмена?

  • Хочет ли кто-нибудь вернуть свои качества обратно.

После обсуждения подводится итог: если человек отдает какое-то свое качество, то в результате меняется он сам. А это не всегда хорошо. Поэтому важно менять не себя, а свое отношение к себе. Важно не только жить со своими качествами, но и научиться использовать их себе во благо.

Слово психолога:

Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом - выборе профессии.

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют)

«Классификация распространенных ошибок»:

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию

  • перенос отношения к человеку на саму профессию

  • отождествление учебного предмета с профессией

  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации

  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии

  • незнание требований профессии к человеку.

Далее психолог проводит с ребятами тренинг"Рука судьбы"

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.

Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.

Психолог: Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

Ребята: Должны выполняться три условия

Хочу ------------мои желания

Могу-------------способности и возможности

Надо--------------востребованность профессии



III. Заключительный этап.

Упражнение «Совместное рисование»

Учащимся предлагается нарисовать на листе ватмана красками настроение своего класса (группы) и дать своему рисунку название.







Анкета №1

Уважаемый старшеклассник! Настало время, когда ты серьезно задумываешься о своем будущем. Какую выбрать профессию? Куда пойти учиться после школы? Социально-психологическая служба изучает профессиональные предпочтения учащихся. Своими ответами ты сможешь помочь нам сориентироваться, а школа поможет тебе.

1. Какая профессия тебя привлекает? __________________________________________________

2. Почему твой выбор пал на данную профессию? (нужное подчеркнуть)

а) совет родителей или родственников;

б) совет друзей;

в) пример авторитетного человека;

г) престиж в обществе;

д) высокая заработная плата;

е) возможность творчества и дальнейшего профессионального роста;

ж) другое (дописать)_________________________________________________________________

3. Ты располагаешь информацией об особенностях данной профессии?

Да, нет (нужное подчеркнуть).

Если «да», то откуда ты получил ее?

а) средства массовой информации;

б) школа;

в) рассказы родителей или родственников;

г) посещение экскурсий;

д) другое (дописать)_________________________________________________________________

4. В какое учебное заведение ты собираешься поступать? _________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Почему ты выбрал это учебное заведение? (нужное подчеркнуть)

а) престижность;

б) возможность получить выбранную профессию;

в) за компанию с другом;

г) легкость поступления;

д) близкое расположение к дому;

е) другое (дописать) _________________________________________________________________

Спасибо!

Фамилия, имя_______________________________________________________________________





















© 2010-2022