Школьное ученическое самоуправление – форма социальной активности и средство формирования активной жизненной позиции школьников

Школьное ученическое самоуправление-  это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.  С нашей точки зрения, смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений руководства - исполнения, а в том, чтобы они приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе - не столько специальная деятельность, с...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полковниченко Г.В. Педагог-психолог МОУ СОШ №32 г. Таганрога


Школьное ученическое самоуправление -

форма социальной активности и средство формирования

активной жизненной позиции школьников


В.А. Петровский в монографии «Личность в психологии» определяет активность как динамическую сторону деятельности. Он пишет: «Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменения деятельности».

Школьное ученическое самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

С нашей точки зрения, смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений руководства - исполнения, а в том, чтобы они приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания.

Самоуправление в школе - не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

Цели организации ученического самоуправления:

- развивать организаторские способности учащихся, учить их управлять и

подчиняться;

- воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность,

предприимчивость;

  • учить отстаивать свои права, права коллектива;

  • учить умению делать выбор;

  • воспитывать гражданина России, человека культуры, высоконравственную личность.

Структура ученического самоуправления:

  1. Высшим органом самоуправления является Большой Совет (ученическая конфе­ренция, в число делегатов которой входят все учащиеся 5 - 10 классов).

  2. Возглавляет школьное ученическое самоуправление Президент.

Президентский совет состоит из мэров городов (5 - 11 классов).

Правительство.

- Исполнительный орган - совет министров, руководство которыми осуществляет Президент.

- Министерства: образования, информации и печати, здоровья и спорта, МИД (интересных дел), правопорядка, "Забота". Техническая служба: педагоги-консультанты.

- Временные советы для организации конкретных дел - группа добровольцев, объединенных общими интересами и инициативой, определяют цель и обеспечивают ее реализацию.

- Классные ученические коллективы - города.

- Классные советы дела, творческие группы.

Структура самоуправления в классе

Орган классного ученического самоуправления - администрация города.

Каждый город имеет свое название, герб, гимн.

Школьное ученическое самоуправление – форма социальной активности и средство формирования активной жизненной позиции школьников

Структура классов - городов






Классы - города

Самоуправление в начальной школе

Задача педагогов:

  • научить ученика работать с коллективом

  • оказывать помощь, направлять и сопровождать ученика при работе с классным коллективом

Ученическое школьное самоуправление, как одна из форм групповой работы, имеет значительные преимущества. Рассмотрим некоторые психологические особенности работы школьника в группе.

Группа оказывает возбуждающее влияние на личность из-за боязни оценки личности со стороны окружающих. При групповом взаимодействии имеют место такие психологические феномены, как социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация.

Социальная фасилитация - это 1) тенденция лучше выполнять простые задачи в присутствии других;

2) усиление доминантных реакций в присутствии окружающих.

Социальная леность - это тенденция людей прилагать меньше усилий, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. У некоторых людей возникает мотивация работать меньше, если их вклад не оценивают в индивидуальном порядке. Люди в группе работают более интенсивно, если:

1) задача трудна, увлекательна;

2) человек считает группу ненадежной, неспособной к продуктивной деятельности;

3) действуют дополнительные стимулы;

4) члены группы - друзья, родственники.

Сплоченность усиливает старательность.

Деиндивидуализация - утрата самосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, которые обеспечивают анономность и не концентрируют внимание на определенном индивиде.

Деиндивидуализация возникает в условиях возрастания возбуждения, снижения, размытости ответственности, обеспечивающей анонимность проступка.

Самосознание и деиндивидуализация - две стороны одной монеты, два взаимоисключающих (при воздействии на личность антисоциальной группировки) или взаимодополняющих друг друга (в социальной группе) психологических явления.

Факторы, повышающие самосознание:

  1. использование зеркал, телекамер;

  2. пребывание в небольших группах, проживание в маленьких поселках;

  3. использование яркого света;

  4. воспитание сильной личности, осознающей свою индивидуальность, независимость.

Факторы, способствующие деиндивидуализации:

  1. употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ;

  2. слабые связи с семьей или проживание в асоциальной семье;

  3. личностные, социально-психологические и психо-физиологические особенности:

- слабый тип ВНД;

- повышенный конформизм;

- зависимо-послушный тип поведения в межличностных отношениях;

- личностная незрелость, инфантильная жизненная позиция;

- отсутствие собственных целей и смыслов, духовная пустота.

Таким образом, мы выходим на проблему развития личностной зрелости. Развитие самосознания совершается в процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Человек осознает свою самостоятельность, приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познание других людей.

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности.

Внешние события имеют внутреннюю сторону. Внешнее изменение взаимоотношений человека с окружением, отражаясь в его сознании, изменяет внутреннее психическое состояние человека, перестраивает его сознание, внутреннее отношение к другим людям, к себе.

Развитие самосознания связано с умением ставить перед собой задачи, цели, определять направление деятельности.

Глубина и богатство личности определяет глубину и богатство ее связей с миром, самоизоляция опустошает личность.

Определяя свое отношение к другим людям, человек самоопределяется, заставляя и других самоопределяться. Это сознательное самоопределение отражается в его самосознании.

Личность, осознающая себя как субъекта деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции.

Реальное бытие личности определяется ее общественной ролью, которая, отражаясь в сознании, тоже включается человеком в его «Я».

У. Джеймс отмечал, что человек есть то, что он имеет, собственность поглощает личность.

Отечественные психологи полагают, что человек считает своим не столько то, что он присвоил, сколько то дело, которому он себя посвятил. Своим человек считает свой участок работы, свою родину, ее интересы. Они его, потому что он их.

С понятием самосознание тесно связано понятие самооценки. Человек определяется его отношением к труду. Поэтому его самооценка определяется тем, что человек делает для общества.

Потребность в саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности и условие ее формирования.

Саморазвитие есть источник долголетия, при этом речь идет об активном, как физическом, так и социальном, личностном долголетии.

Саморазвитие неразрывно связано с феноменом самотрансценденции. Сочетание саморазвития и самотрансценденции представляют собой единый процесс, основанный на эффекте дополнительности, т.н. «суперпозиции».

Самотрансценденция связана с выходом человека за пределы своего «Я», с его ориентацией на окружающих, на социальную деятельность.

В. Франкл эту мысль высказывал следующим образом: «Быть человеком - значит, быть направленным не на себя, а на что-то иное».

Целью человеческого существования является как собственное самосовершенствование, так и благополучие окружающих, ибо поиск лишь личного счастья приводит к эгоцентризму, а «постоянное стремление к совершенствованию других, не приносит ничего, кроме неудовлетворенности» (И. Кант).

Самосознание выражается в том, какой внутренний смысл приобретает для человека то, что происходит с ним и вокруг него.

В процессе накопления жизненного опыта происходит глубинное переосмысление жизни. Способность осмыслить жизнь, распознать в ней подлинно значимое, умение не только изыскивать средства для решения насущных повседневных задач, но и определять сами задачи и цель жизни, чтобы знать, куда в жизни идти и зачем, - это редкое свойство называется мудростью.

Задача психологической службы заключается в том, чтобы помогать школьникам в осознании себя и своего ближайшего социального окружения, своего поведения (мотивов, целей, средств) и его последствий, в осознании того нравственного выбора, который он совершает ежедневно и ежеминутно.

Развитию рефлексивных способностей школьника способствует обследование психологом и обсуждение (групповое и индивидуальное) результатов обследования познавательной мотивации, самооценки личностных качеств, обследование и коррекция различных видов мышления и отдельных мыслительных операций. В этом случае школьники осознают себя как учащихся, осознают свои интеллектуальные способности, истинные мотивы посещения школы или пропусков занятий, сильные и слабые стороны своей личности и могут ставить перед собой цели дальнейшего нравственного развития.

Однако подлинное развитие самосознания - внутренний и глубоко интимный процесс социально-психологического взросления, развития личностной зрелости, нравственного самосовершенствования и духовного возрастания, не прекращается в течение всей жизни человека и зависит от него самого.

В случае принадлежности человека социальной законопослушной группе, не возникает особых расхождений между интересами личности и группы, между установкой индивида и поведением в группе.

Однако если человек принадлежит асоциальной или антисоциальной группе, его жизненные установки могут значительно расходиться с поведением группы. В этом случае происходит отторжение этого члена группы, либо подавление его индивидуальности.

Д. Майерс в книге «Социальная психология» отмечает, что критическое мышление помогает в случае асоциального поведения группы и мешает в нормативных, социальных группах. С нашей точки зрения, критическое мышление и личностная зрелость помогает не попадать в асоциальные группировки, является прививкой против излишнего конформизма в нравственном выборе индивида.


5

© 2010-2022