- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг для педагогов «Профилактика наркомании среди детей и подростков»
Тренинг для педагогов «Профилактика наркомании среди детей и подростков»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пустовая Л.Н. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Профилактика наркомании среди детей и подростков».
Цель тренинга: обозначение проблемы наркомании в современном обществе и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков.
Задачи тренинга:
1) повышение уровня информированности педагогов по проблеме наркомании;
2) осознание мотивов, толкающих детей и подростков на употребление наркотиков;
3) помощь педагогам в формировании у подростков стойкого неприятия к наркотикам, выработке зрелой, обоснованной позиции в отношении употребления наркотиков;
4) установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений педагогов со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга;
5) обучение навыкам разрешения проблем, оказания психологической и социальной поддержки в процессе взаимодействия со школьниками;
6) формирование здорового жизненного стиля, высокоэффективных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
Ход тренинга.
Упражнение «Последний лишний».
Инструкция: участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим, придумывает и задает новый вопрос и т.д. Например: «Меняются все, у кого день рождения летом» или «Меняются все юноши», или «Меняются те, у кого имя начинается на букву «А»!» и т.д.
Упражнение «Узнаем друг друга лучше!»
Цель упражнения: знакомство участников, создание в группе веселой позитивной атмосферы.
Необходимые материалы: листы бумаги; ручки или карандаши для участников.
Инструкция: Тренер просит участников объединиться в пары и взять друг у друга интервью, задавая вопросы о том, что интервьюируемому особенно интересно, что нравится, может быть, о его самых больших достижениях, хобби и т.п.
Время на интервью - 7 минут (по 3,5 минут на каждого участника в паре).
После окончания интервью каждый человек из пары представляет своего партнера (рассказывает о нем) всей группе по следующей формуле:
«Все знают, что Павел..., но никто не знает, что он...». Каждый участник называет по 5 фактов о своем партнере.
Принятие правил тренинга
Цель: выработать правила групповой работы.
-
Умейте слушать друг друга.
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
-
Говорите по существу.
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?»
-
Проявляйте уважение.
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
-
Конфиденциальность.
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
-
Правило «стоп».
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
-
Каждый говорит за себя, от своего имени.
Стоит говорить не «Все считают, что...», а «Я считаю, что...» и т.п.
-
Все происходящее совершается «здесь и теперь».
Игра «Спорные утверждения»
Цель: Выяснение уровня информированности педагогов по проблемам наркомании.
Для проведения теста необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
«Совершенно согласен»
«Согласен, но с оговорками»
«Совершенно не согласен»
«Не имею точного мнения»
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
-
Наркомания - это преступление.
-
Лёгкие наркотики безвредны.
-
Наркотики повышают творческий потенциал.
-
Наркомания это болезнь.
-
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
-
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
-
Наркомания излечима.
-
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
-
Наркоман может умереть от СПИДа.
-
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
-
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
-
Наркоман может умереть от передозировки.
-
Продажа наркотиков не преследуется законом.
-
Наркомания не излечима.
-
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
-
Наркоманы - это не люди.
Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка».
Цель: создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка.
Инструкция: Участникам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до окончания занятия.
Групповая дискуссия «Почему дети и подростки употребляют наркотики?»
Цель: осознание мотивов, толкающих детей и подростков на употребление наркотиков.
Инструкция: ведущий задает вопрос участникам тренинга: «Возникает вопрос: если наркотики вызывают одни неприятности (зависимость, «ломки», физическая, психическая и социальная деградация, страдания близких, ранняя смерть), то чего ради дети и подростки их потребляют?». На доске или на ватмане ведущий фиксирует мотивы употребления детьми и подростками наркотических веществ, которые называют участники дискуссии. После окончания времени дискуссии необходимо подвести итог: «Очевидно, человеку присуще стремление изменять психику с помощью каких-либо средств. Потребление наркотиков может служить формой социального протеста, средством идентификации (показателем принадлежности к определенной субкультуре), а потребление некоторых из них (элитарных», «престижных» (например, кокаина) играет престижно-статусную роль. Другое дело, что за все приходится платить, и потребители наркотиков расплачиваются здоровьем, потерей работы, учебы, семьи, жизнью…
В основе стремления к приему наркотиков лежит эйфоризирующий эффект («кайф»), состояние легкости, восторга, блаженства, душевного покоя или же необычайной остроты ощущений - красок, запахов, звуков. За «кайф» приходится платить мучительными «ломками», утратой социального статуса, ранней гибелью. Страх перед «ломками» - вторичная причина, заставляющая наркомана постоянно возобновлять прием наркотиков».
Упражнение «Передай невидимый предмет»
Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.
Инструкция: участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.
Упражнение «Запретный плод».
Цель: осознание своего поведение в ситуации запрета.
Инструкция: в центр комнаты помещается коробочка, в которой лежит какой-либо предмет. Участникам предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?» Далее участники по очереди выполняют упражнение. В итоге идет обсуждение того, как легко было выполнять это упражнение, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.
Упражнение «Благодарю…»
Инструкция: все образуют круг. Начинает ведущий. Он протягивает руку и говорит стоящему справа участнику: «Спасибо, мне было приятно с тобой выполнять упражнения». Тот, чьё имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу: «Спасибо, за оказанную поддержку», - и берёт соседа за руку, и так до завершения круга. В заключение все громко аплодируют друг другу и говорят: «Спасибо! До свидания!».
-
Наркомания - это преступление.
-
Лёгкие наркотики безвредны.
-
Наркотики повышают творческий потенциал.
-
Наркомания это болезнь.
-
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
-
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
-
Наркомания излечима.
-
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
-
Наркоман может умереть от СПИДа.
-
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
-
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
-
Наркоман может умереть от передозировки.
-
Продажа наркотиков не преследуется законом.
-
Наркомания не излечима.
-
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
-
Наркоманы - это не люди.