Проблемы ранней диагностики задержки психического развития дошкольников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биргер Юлия Александровна

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 54»

e-mail: [email protected]

Проблемы ранней диагностики задержки психического развития дошкольников

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У детей с ЗПР могут отсутствовать выраженные отклонения в развитии слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата. В то же время, такие дети могут проявлять незрелость эмоционально-волевой сферы, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушения работоспособности и энцефалопатические расстройства резидуально-огранического генеза.

Причинами ЗПР могут быть легкое внутриутробное поражение ЦНС, родовые травмы, недоношенность, инфекции и интоксикации на ранних стадиях постнатального развития, близнецовость, а также хронические соматические заболевания. Этиология ЗПР обусловлена не только биологическими, но и неблагоприятными социальными факторами. Исследования Г.Е. Сухарева, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера, К.С. Лебединской, В.И. Лубовский и др. свидетельствуют о том, что замедление темпов нервно-психического развития чаще всего обнаруживаются только при поступлении ребенка в школу или, в лучшем случае, в старшем дошкольном возрасте.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить два основных механизма формирования ЗПР:

- задержка развития, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложнённым и осложнённым недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоциональной сферы);

- задержка развития (возникающая на ранних этапах жизни ребёнка), обусловленная длительным астеническим церебрастеническим состоянием.

Задержка психического развития в виде неосложнённого психического инфантилизма считается менее тяжелой по сравнению с церебранистическими расстройствами, поскольку в последнем случае необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

сходя из этиологического принципа, К.С. Лебединская, различает четыре основных разновидности ЗПР: 1) конституционального происхождения;

2) соматогенного происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического генеза.

При ЗПР конституционального происхождения дети характеризуются гармоническим и психофизиологическим инфантилизмом. Они отстают в своем психофизиологическом развитии от нормально развивающихся сверстников на 1,5-2 года. Инфантильность психики, сочетается с инфантильным типом телосложения. В поведении преобладают эмоциональные реакции, дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, неутомимы в игре, проявляют много творчества и выдумки, но в то же время быстро устают от интеллектуальной деятельности. Гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов. Этот вид ЗПР характеризуется запаздыванием темпа физического и психического развития личности, выражающемся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребёнка и его социальную адаптацию.

При соматогенной форме ЗПР эмоциональная незрелость ребенка обусловлена длительными или хроническими заболеваниями. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует развитию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Кроме этого, часто на больного или физически ослабленного ребенка накладываются дополнительные ограничения и запреты. В результате, к ограничениям, связанным с болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. При сохранном интеллекте у таких детей отмечается незрелость и тугоподвижность познавательных процессов и возникают трудности в их адаптации к новой среде. Таким образом, эти дети нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный фактор развития имеет большое значение в формировании личности ребенка. При ранней социальной депривации или длительном воздействии психотравмирующей ситуации могут сформироваться стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что способствует патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности и попустительства со стороны родителей развитие личности идет по типу психической неустойчивости: возникает поведенческая импульсивность, отсутствуют чувства долга и ответственности, способность контролировать свои эмоции и желания. В условиях гиперопеки ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических свойств личности. При авторитарной или жестокой форме воспитания личность формируется по невротическому типу: у одних детей это негативизм, агрессия и истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм. Необходимо отметить, что перечисленные формы ЗПР нечасто встречаются на практике. Задержка психического развития конституционного, соматогенного и психогенного генеза может быть компенсирована при индивидуальном психолого-педагогическом подходе к ребенку.

Самый распространенный вид ЗПР детей возникает в результате церебрально-органического генеза. В зарубежной литературе применительно к ЗПР данного вида широко применяется термин «минимальная мозговая дисфункция». Изучение анамнеза детей с ЗПР данного вида, в большинстве случаев, показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального происхождения, а также симптомы недоразвития эмоционально-волевой сферы характерные для гармонического инфантилизма. Отмечается замедленное становление статических и локомоторных функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. Для детей с ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, которые обусловлены недостаточностью памяти и внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также нарушениями эмоционально-волевой сферы. Дети с органической и функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов.

Как было отмечено выше, при ЗПР церебрально-органического генеза у детей отсутствуют грубые поражения головного мозга и на первый план выступают симптомы недоразвития, которые замедляют темпы психического развития. Известно, что психические процессы имеют сложную организацию. Развивающийся ребенок находится в постоянном процессе не только количественных, но и качественных изменений. При этом в самом развитии имеются периоды убыстрения и периоды замедления, а в отдельных случаях даже откат к ранней форме активности. Система развития психических механизмов в раннем возрасте характеризуется как гетерохрания развития. Внешне психическое развитие происходит как плавный переход от простого к сложному, а при рассмотрении внутренних закономерностей оказывается, что каждый новый этап является результатом межфункциональных перестроек, так как формирование отдельных психофизиологических функций происходит с разной скоростью. Поэтому диагностировать ЗПР у детей младше 5 лет специалисты не решаются, а существующие методы исследования позволяют сделать только сравнительный анализ развития ребенка в соответствии с установленными возрастными нормами. Результаты диагностического обследования дают лишь самую общую предварительную картину умственного развития ребенка. В то же время, ранняя диагностика позволяет выявить «группы риска» детей в отношении ЗПР. К группам риска обычно относят детей, которые чуть позже начали самостоятельно ходить и действовать с предметами, а также детей с задержкой речевого развития. Большое значение в ранней диагностике ЗПР, когда диагноз еще не установлен, но очевидно отставание в развитии ребенка, имеет длительное наблюдение за ребенком в привычной для него обстановке и дополнительные исследования. При неблагополучном течении развития ребенок проявляет повышенную возбудимость, неустойчивость внимания, быструю утомляемость, которые сначала проявляются на поведенческом уровне. Поведенческими симптомами угрозы ЗПР могут быть следующие наблюдения:

- ребенок плохо привыкает к детскому саду, часто болеет;

- у ребенка плохо развиты навыки самообслуживания;

- ребенок для своего возраста плохо говорит, избегает речевого развития;

- ребенок часто капризничает, иногда жалуется на головную боль;

- ребенок может долго играть, но быстро утомляется при интеллектуальной нагрузке;

- ребенок не внимателен, легко отвлекается, не любит учить стихи, плохо их запоминает;

- игровая деятельность ребенка однообразна и редко сопровождается речью;

- ребенок не любит рисовать или плохо рисует, не умеет правильно держать карандаш;

- в старшем дошкольном возрасте ребенок с трудом осваивает счет, начертания букв и цифр, не может выделить звуки в слове.

К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности, возникающие при выполнении заданий учебного типа, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка.

Таким образом, можно заключить, что профилактика ЗПР является задачей первостепенной важности. Общие рекомендации по профилактике ЗПР ребенка сводятся к созданию максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, устранению факторов риска и пристальному вниманию к развитию малыша с первых дней его жизни. Последнее особенно важно, так как дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии ребенка. Ведь, если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно будет влиять на его последующее развитие. Любой ребенок нуждается в заботе, любви и доброте, а ребенок с нарушениями в развитии во много раз больше нуждается в ласковом мамином голосе, теплоте её рук, внимании и понимании со стороны взрослых.

Укрепление физического и психического здоровья детей с раннего возраста, создание благоприятных условий для их развития и воспитания, а также ранняя психологическая диагностика и своевременная помощь, направленные на своевременное выявление, предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений, являются залогом нормального развития ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста помогает решать возможные проблемы задержки их психического развития, что определяет успешность их дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.

Список литературы

Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» издательство Москва издательство «Просвещение» 1968 г.

3. Борякова Н. Ю.Ранняя «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у г.детей. Учебно-методическое пособие Москва, издательство «Гном-Пресс», 2002

4. Глен Доман «Что делать если у Вашего ребенка поврежден мозг» книга скачена в электронной библиотеке «Куб».

В. В. Лебединский «Нарушения психического развития в дошкольном возрасте» Москва издательский центр Академия



© 2010-2022