- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методический материал Компьютерная зависимость
Методический материал Компьютерная зависимость
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фурина Т.Ю. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Компьютерная зависимость - миф или реальность?
Наверное, нет такого человека, который бы не знал о компьютере. В последнее время все чаще стали говорить о компьютерной зависимости наших детей. Зависимость развивается постепенно. Начинается случайно, «от нечего делать», или с осознанного стремления отвлечься от проблем, желания окунуться в мир грез. Затем втягиваешься, и в конце концов пестрых кубиков простого «Тетриса» становится мало, ваш ребенок приносит домой первую глобальную «стрелялку-ходилку». Без игры ему уже становится и скучно, и грустно, и повседневные дела не идут на ум. А следующая стадия - это уже полная зависимость. Бледный с горящими глазами подросток просиживает за компьютером ночи напролет. Забыты сон и еда, снижается успеваемость, возникают разногласия с родителями. Итог может быть очень печальным.
Термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Суть компьютерной зависимости состоит в том, что компьютер начинает управлять человеком, со временем для зависимого человека становится важен не результат игры, а ее процесс. В процессе игры теряется контроль над временем: был случай, когда 14-летний мальчик просидел за компьютером 22 часа подряд.
Зависимыми считаются те, кто проводит с компьютером в среднем 36 часов в неделю с неакадемическими или не имеющими отношения к учебе целями.
К симптомам компьютерной зависимости относятся:
-
появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании («предвкушении») контакта;
-
сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором, ограничение во сне ради возможности быть в Интернете или поиграть;
-
слишком частая проверка электронной почты;
-
отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;
-
желание увеличить время препровождения с компьютером («дозу») или игровой приставкой;
-
появление чувства усталости, раздражительности, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;
-
использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, подавленности, тревоги;
-
возникновение проблем во взаимодействии с родителями, друзьями, в школе;
-
отрицание наличия зависимости.
Не случайно, зависимость от виртуального или компьютерного общения уже признана медицинской проблемой. По последним данным, к такому поведению склонны люди с особым типом личности, как бы предрасположенные к различным типам зависимости. Были проведены исследования и наблюдения за пациентами, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью. Выяснилось, что они часто обращаются к Интернету в поисках недостающего им уважения, любви и ощущения собственной значимости.
Основной причиной возникновения зависимости у детей считается недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. А также зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
Специалисты выявляют зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее опасной считается в подростковом возрасте, 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.
Подростковый возраст - это период формирования ценностей, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате - отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это притом, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, очень высок.
Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди. Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером.
Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами. И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывает в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана - от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя миру до ухода в себя.
Увлечение компьютерными играми может привлечь за собой проблемы криминального характера: дети хотят играть, но у них не всегда есть деньги. В десятке наиболее популярных игр три-четыре носят явно криминальный характер. В результате у ребенка формируется искаженное представление о действительности: если сильный, ловкий и хитрый, ты можешь нарушить закон и уйти от ответственности.
К сожалению, общественность не уделяет этой проблеме должного внимания. Поэтому компьютерную зависимость и называют бомбой замедленного действия.
Если кто-то из начинающих игроков считает, что когда-нибудь все равно «победит» компьютер, то он глубоко ошибается. Всегда будут новые версии и разновидности игр, всевозможные дополнительные уровни и надстройки. В таком случае все начинается сначала. И так до бесконечности. Ведь если разобраться, то и те, кто пишет игры, тоже зависимы, но по-своему. Как бы там ни было, и те и другие живут в своем виртуальном, компьютерном мире. С одной стороны, это хорошо: человек хотя бы чем-то занят, а с другой стороны - результат не такой уж радужный: бурное развитие в виртуальном мире и частичное торможение развития совей реальной жизни. Человек, выросший в «сети», будет все чаще сталкиваться с реалиями настоящего, а не иллюзорно-виртуального мира. Ему придется решать реальные проблемы, нести ответственность за свои поступки, а он окажется совершенно не готовым к этому. Годы, отведенные природой для становления личности, развития психики и интеллекта, потеряны.
Означает ли все вышеизложенное, что следует немедленно запретить детям даже близко подходить к компьютеру? Конечно, нет. В наступившем веке информатизация общества будет происходить с чрезвычайной скоростью, и запрещать здесь бессмысленно. Необходимо научить правильно пользоваться компьютером, чтобы общение с ним не вызывало зависимости. Предупредить развитие зависимости гораздо легче, чем лечить ее последствия.
Для профилактики компьютерной зависимости и работы с зависимыми детьми существуют следующие рекомендации:
-
Для того, чтобы контролировать использование ребенком компьютера, необходимо самим родителям уметь им пользоваться, хотя бы на элементарном уровне.
-
Необходимо на личном положительном примере показать, как нужно использовать компьютер. Если вы разрешаете ребенку играть не более часа в день, то и сами не должны играть по три-четыре.
-
Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, что компьютер - это цель, а лишь средство достижения каких-то целей. Поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами, причем перерыв должен быть дольше, чем время игры.
-
Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя выполненное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
-
Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
-
Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
-
Предложить другие возможности время препровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
-
Поддерживайте развитие интересов и склонностей вашего ребенка. Важно разглядеть, к чему, кроме компьютера, он проявляет интерес. Всячески поощрять и поддерживать любые творческие начинания - от увлечения музыкой до активных занятий спортом.
-
Позаботьтесь о физической нагрузке вашего ребенка. Исследования показывают, что у людей, занимающихся спортом, компьютерная зависимость проявляется гораздо реже.
10. Постарайтесь чаще практиковать совместную с ребенком работу за компьютером,
прививайте ему культуру этой работы.
11. Нельзя играть в компьютер перед сном, тем более, ночью, нервной системе необходим
отдых (для старших детей критическое время - 23.00).
12. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы
сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
13. В случае, если родители не могут самостоятельно справиться с проблемой, необходимо
обращаться к специалистам.
Принимая во внимание те или иные рекомендации, необходимо учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка и его возраст.