Психологическая азбука 3 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Володарская СОШ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Володарской СОШ

__________О.А.Янковская

«___» __________ 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образовательного курса

во внеурочной деятельности

«Психологическая азбука»

для обучающихся 9-10 лет

(3а ,3б ,3в класс)

Срок реализации дополнительного

образовательного курса - 1 год


Составитель: Малахова Кристина Михайловна

Педагог-психолог




пос. Володарского, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Первый год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2003г.-168с.)

Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.

Новизна: курс направлен на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих личностному развитию учащихся.

Актуальность: курс актуален для личностного развития учащихся, перехода на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей учащихся.

Целесообразность: курс целесообразен для развития воображения, интуиция, мышления, приобретения представления о нормах поведения и нравственных ценностях.

Цель дополнительного образовательного курса: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, познавательных возможностей в тех пределах, которые определяются возрастными требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Задачи дополнительного образовательного курса:

  • помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;

  • познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и её предметом;

  • учить методам и приемам познания себя;

  • ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

  • способствовать гармоничному становлению психических функций;

  • ориентировать детей на стремление к творчеству в учебной деятельности

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является опора на принцип метафоризации психологических представлений. Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. «Ключевая» метафора - Королевство Внутреннего Мира, реализуется в контексте развертывания цепочки особых сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.

Важнейшими функциями сказочной метафоры являются:

осознание системы отношений между субъектами и снижения воздействия негативных эмоций в случае получения болезненной информации;

обеспечение раскрытия творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности;

раскрытие содержания научных психологических представлений.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 9-10 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год (1 час в неделю,34 часа за 1 год).

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр, инсценировок.

Ожидаемые результаты:

  • обучение навыкам эффективного общения;

  • выработка адекватной самооценки;

  • овладение приемами эмоциональной саморегуляции;

  • овладение навыками разрешения конфликтов.

  • развитие познавательных способностей;

  • осознание себя в системе учебной деятельности;

  • обучение навыкам эффективного общения;

Способы их проверки: методы наблюдения за учащимися, беседы с учащимися, учителями и родителями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: беседа с учащимися.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительного образовательного курса « Психологическая азбука»

1 час в неделю, 34 часа в год

№ урока

Тема

Вид занятия

Количество часов

По

плану

По

факту

1.Введение в психологию общению



1.

Новая встреча с психологией

Беседа с элементами тренинга

1



2.

Начало путешествия в страну общения

Беседа, игровой тренинг

1



3.

Что взять с собой в путешествие?

Беседа, элементы тренинга

1



4.

Что я знаю о себе?

Беседа, элементы тренинга

1



2.Психология отношений



5

Как и почему начинаются ссоры

Рефлексивный тренинг, беседа

1



6

Сказка о конфликте и контакте

Чтение сказки, инсценировка

1



7

Качества , важные для общения

Беседа, игра

1



8

Качества , важные для общения

Рефлексивный тренинг, упражнения

1



9

Какие мы в общении?

1



10

Я - общительный или замкнутый?

Рефлексивный тренинг, упражнения

1



11

Королевство разорванных связей

Чтение сказки, беседа с элементами тренинга

1



12

Свои и чужие

Беседа с элементами тренинга

1



13

Девчонки+мальчишки=…

Игровые упражнения, беседа

1



14

Друзья и недруги

Беседа, элементы тренинга

1



3.Сокровища и тайны дружбы



15

Дружба - это …?

Беседа, практическая работа

1



16

Мы - дружная команда!

Беседа, практическая работа

1



17

Правила доброго общения

Беседа, рефлексивный тренинг

1



18

Дружная страна

Беседа-опрос, упражнения

1



19

Дружная страна

Рефлексивный тренинг, беседа

1



20

Как мы все похожи!

Беседа, игра

1



21

Какие мы все разные!

Беседа, игра

1



22

Сказка о другой точке зрения

Чтение сказки, беседа с элементами тренинга

1



23

Скажи мне, кто твой друг…

Игровые упражнения

1



24

Скажи мне, кто твой друг…

Беседа, рефлексивный тренинг

1



4.Поддержка в общении



25

Комплимент это …

Беседа, элементы тренинга

1

26

Что ценят во мне и что я ценю в себе?

Беседа, рефлексивный тренинг

1

27

Что ценят во мне и что я ценю в себе?

Беседа, игра

1

28

Давайте говорить друг другу комплименты!

Беседа , упражнения

1

29

Давайте говорить друг другу комплименты!

Беседа, игра

1

5.Сочувствие и сопереживание



30

Как мы переживаем эмоции?

Беседа, рефлексивный тренинг

1

31

Мы умеем выражать эмоции

Беседа, упражнения

1

32

Мы умеем выражать эмоции

Беседа,игра

1

33

Как мы понимаем эмоции других?

Беседа, упражнения

1

34

Мы умеем сопереживать

Беседа, упражнения

1













СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

34часа


ТЕМА Введение в психологию общения (4часа)

В этом разделе происходит постепенное вхождение детей в психологию общения, осуществляется знакомство с ключевыми понятиями психологической науки. Принцип метафоризации реализуется благодаря введению нового фрейма - путешествия по Стране Общения, маршрут которой разрабатывается на занятиях детьми совместно с учителем. Занятия нацелены на создание ситуации единства общения и обучения.

В теме предусмотрено проведение игрового, ролевого тренинга, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)

Итог подводится в форме беседы с элементами тренинга.

Тема Психология отношений (10часов)

На занятиях по этому разделу программы происходит знакомство детей с основными понятиями практической психологии отношений и отработка навыков эффективного общения в разнообразных ( в том числе - конфликтных) ситуациях. Используются много упражнений самооценочного и взаимооценочного характера, что отражает основную цель работы - развитие осознания ребенком себя в системе отношений.

В теме предусмотрено проведение игрового, ролевого тренинга, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)

Итог подводится в форме беседы с элементами ролевого тренинга.

Тема Сокровища и тайны дружбы (10часов)

Обсуждение этой темы способствует формированию гуманистических ценностей, более глубокому осознанию собственной уникальности и уникальности и самоценности других людей. В ходе занятии демонстрируется, что мир состоит из противоположностей и только их единство, взаимодополнительность позволяют существовать многообразию вещей, явлений, людей. Много внимания уделяется факторам, способным негативно сказаться на дружеских отношениях.

В теме предусмотрено проведение рефлексивного тренинга, практических заданий, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)

Итог подводится в форме беседы с элементами рефлексивного тренинга.

Тема Поддержка в общении (5часов)

Занятия раздела посвящены теме «Комплименты». На занятиях предусмотрены многообразные упражнения, способствующие тренировке навыков поддержки в общении. Важно научить детей заниматься не лестью и угодничеством, а искренне замечать в других людях замечательные, привлекательные черты и качества.

В теме предусмотрено проведение рефлексивного тренинга, игр, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)

Итог подводится в форме беседы с элементами игрового тренинга.

Тема Сочувствие и сопереживание (5часов)

На занятиях активно применяются разнообразные тренинговые упражнения, ориентированные на развитие у детей навыков коллективного творчества и сотрудничества, эмпатии, сопереживания, умения понимать эмоции и чувства других людей. Важное место занимает создание у учащихся мотивации к дальнейшему путешествию по Стране Общенияю.

В теме предусмотрено проведение рефлексивного тренинга, игр,упражнений, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)

Итог подводится в форме беседы с выполнением различных упражнений.


Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала

  1. Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения).

Под ред. И.В.Вачкова - М.: Издательство «Ось-89», 2003г.

  1. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения). / Под ред. И.В.Вачкова - М.: Издательство «Ось-89», 2004г.

  2. И.В. Вачков Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89,2001г.


  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. - М.: Генезис, 2009. - 344с.

Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися

  1. Вачков И.В. Психология для малышей. М.:Издательство «Педагогика-Пресс», 1996



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

начальных классов от №___

Председатель ШМО

______________________ Артамонова Л.В.

«___» _________________2015г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________ Артамонова Л.В.

«____» ________________2015г.


© 2010-2022