«Откуда берутся плохие дети. .. »

В материале даётся определение «трудный ребёнок». Приводятся причины нарушения поведения. Среди них: 1. Борьба за внимание. Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, детям трудно примириться с родительским невниманием.2. Борьба за победу. Стремление взять верх над родителями возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемляются его права на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает тогда, когда преобладающими формами общения взросл... 3. Желание отомстить. Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разными. И в глубине души подростка - переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого поведения» здесь можно выразить так: «Вы мне сделали плохо - пусть и вам тоже будет плохо». 4. Сдвиг неблагополучия. У ученика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием будет запущенная учеба. В основе механизма смещения неблагополучия лежит низкая самооценка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Внешним же поведением он показывает: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой». 5. Безвольность характера. Отсутствие какой-либо свободы действий, постоянный контроль со стороны взрослых формируют безвольную, комфорную личность. Особое внимание при работе с такими детьми отводится семейному воспитанию.В деле воспитания, просвещения, профилактики значима и велика роль социального педагога. Цели и задачи социальной службы школы в работе с «трудными подростками» и их  родителями.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из материалов выступлений

на родительских собраниях

социального педагога

МКОУ «Мамонтовская СОШ»

Людмилы Алексеевны Дьяченко


«Откуда берутся плохие дети».

Воспитание детей в наше время - серьезная проблема. Этому учат в книгах, с экранов телевизоров, предлагают разные теории воспитания, включая Руссо, Корчака и доктора Спока. Видимо это прогресс. Так же, как рост детских домов, жестокого обращения с детьми, количества родителей, лишенных родительских прав. Парадоксальная ситуация.

Многие современные родители изучают психологическую литературу по проблемам воспитания, и это радует. Огорчает то, что зачастую законы психологии используются только лишь по отношению к другим людям, в частности к ребенку, и очень редко по отношению к себе.

Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания. Все стараются «изо всех сил», вкладывают в чадо только «хорошее». Так откуда же берутся «трудные дети»?

Дело в том, что истинные причины серьезных нарушений поведения ребенка - «в глубине» и, как правило, не осознаются ни взрослыми, ни самим ребенком.

Еще надо понять - в число «трудных» обычно попадают дети не худшие, а те, кто особенно чувствителен и раним. Они «сходят с рельс» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей.

Каковы же причины нарушения поведения?

1. Борьба за внимание.

Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, детям трудно примириться с родительским невниманием.

2. Борьба за победу.

Стремление взять верх над родителями возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемляются его права на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает тогда, когда преобладающими формами общения взрослых с детьми оказываются указания, замечания и опасения.

3. Желание отомстить.

Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разными. И в глубине души подростка - переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого поведения» здесь можно выразить так: «Вы мне сделали плохо - пусть и вам тоже будет плохо».

4. Сдвиг неблагополучия.

У ученика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием будет запущенная учеба.

В основе механизма смещения неблагополучия лежит низкая самооценка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Внешним же поведением он показывает: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой».

5. Безвольность характера.

Отсутствие какой-либо свободы действий, постоянный контроль со стороны взрослых формируют безвольную, комфорную личность.

Исследования показывают, что многие подростки ощущают настоятельную потребность в близком доверительном общении и с родителями, и с другими взрослыми.

Не со всеми, а лишь с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех, кто относится с уважением к ним самим.

Девчонкам и мальчишкам очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный, неподдельный интерес ко всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам, считаются с их мнением. Для юношей и девушек главное в этом общении - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, в своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется ощущение безвыходности.

Таким образом, процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям. Причины девиаций - бездуховность, жестокость, агрессия. Поэтому, чем больше родители способны к творческому росту, самопониманию, развитию навыков психической саморегуляции, тем больше могут помочь детям в трудных ситуациях их жизни.

В условиях современного развития общества, с его социально-экономической нестабильностью, ростом детской преступности, наркомании, алкоголизма и проституции среди несовершеннолетних ведущая роль в становлении личности ребенка принадлежит семье и школе, так как семья является источником первоначальной социализации, а школа, совместно с семьей, является центром социально-культурной работы с развивающейся и формирующейся личностью ребенка. Особое место в социальной деятельности школы занимает работа с неблагополучными (проблемными) семьями, так как очень часто в этих семьях возникают ситуации, психологически травмирующие ребенка, тормозящие его психоэмоциональное развитие, а иногда и сопряженные с опасностью для жизни и здоровья ребенка.

Для нормального развития ребенка важными являются две потребности: в удовлетворении и безопасности. Главной считается потребность в безопасности; основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасностей враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависим от своих родителей. Если они проявляют любовь и тепло по отношению к ребенку, то формируют здоровую личность. Если же поведение родителей не способствует удовлетворению этой потребности, то вероятность развития патологической личности ребенка возрастает. Особо ярко это проявляется в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте развитие личности зависит от микросреды, окружающей его, и конкретной ситуации, в которой протекает его развитие. Одним из определяющих элементов среды, в складывающихся отношениях которой формируется личность, является семья. Решающими факторами являются нравственная атмосфера, царящая в семье, взаимоотношения между родителями, направление внутрисемейных коммуникации, а не ее состав: полная, неполная, распавшаяся, т. е. фактором риска является дисгармония внутрисемейных коммуникаций. И. П. Короленко и П. А. Донских называют несколько видов семейного неблагополучия: семьи, где один из членов семьи страдает нервно-психическим заболеванием или химической зависимостью, например, алкоголизм или наркомания; собственно дисгармоничные семьи, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи; семьи с неправильным типом воспитания.

Отношения подростков с родителями - значимая сфера коммуникаций подростков. Влияние родителей уже ограничено - ими не охватываются все стороны жизнедеятельности подростка, но его значение еще существенно. Ценностные ориентации, понимание социальных проблем подростком, нравственные оценки поступков зависят в первую очередь от родителей, их позиции к происходящему. В то же время он старается обособиться, т. е. подросток амбивалентен в своих отношениях со взрослыми.

Нуждаясь в родителях, их ласке и внимании, мнении он в то же время старается быть самостоятельным, равным в правах с родителями. Подросток стремится к пониманию и доверию взрослых. Он стремится занять определенную социальную нишу в своем кругу общения, играть социальную роль среди взрослых Часто социальная роль, навязанная подростку родителями, ведет деформации психоэмоциональной сферы у подростка. Во взрослом обществе утвердилась позиция, мешающая полноценному общению, - судить, одобрить или не одобрить тот или иной поступок подростка, его круг общения. Эта позиция препятствует его социализации, повышению социально - правовой активности. В результате возникает барьер непонимания и недомолвок между подростком и взрослыми, для преодоления которого многие подростки выбирают форму агрессии, которая может выражаться в открытой или закрытой форме.

Отношения в период становления личности подростка является самым сложным для обеих сторон и зависят от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможности измениться самим родителям - принять взросление ребенка. Непринятие родителями взросления ребенка ведет в психологической травме, которая возникает у ребенка в результате осознания того, что родители не желают видеть его взрослым и предпочитают в нем такие детские качества, как, например, послушание и открытость всех сфер жизнедеятельности.

Родители предстают перед ребенком и как учителя, и как обычные люди со своими бытовыми условиями и поручениями, которые реализуются в совместной деятельности всех членов семьи. Воспитательный процесс носит неорганизованный и нечеткий характер, а носит ситуативный характер. Постоянная открытость родителей как воспитателей в поступках, образе жизни усложняет их воспитательное воздействие, требует постоянного осознания своих родительско-педагогических обязанностей. Ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни. Например, отец, говорящий сыну или дочери о вреде курения, начинает курить. Или мать, которая строит беседу о вреде алкоголизма, на следующий день приходит домой в состоянии алкогольного опьянения. Воспитательный эффект от данных бесед равен нулю, ведь ребенок делает вывод совсем о другом. Тем более в начальной школе и старшем дошкольном возрасте, когда в ребенке просыпается исследовательский характер, он может все апробировать на себе и только тогда сделает соответствующий вывод. Можно сказать, что родители - это открытый педагогический идеал, который может быть как созидающим, так и разрушающим фактором в развитии личности ребенка.

Наконец, все участники воспитательного процесса в семье объединены родственными чувствами, близки друг к другу, любят близких, и, следовательно, могут прощать слабости и недостатки, либо преувеличивать достоинство своих домочадцев, идеализировать их, или «зачеркивать» личность. Семья как бы невольно координирует всех участников воспитательного процесса, который окружает ребенка: детский сад, школу, друзей и пр. В семье звучат оценки тем или иным событиям, тому или иному поступку, а ребенок тем самым, участвуя в обсуждении и оценке происходящего, приобретает первоначальный социальный опыт. Таким образом, семья сама создает перед ребенком модель жизни, в которую он сам включается.

Неблагополучная для ребенка семья - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого сказать нельзя с формальной точки зрения, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья алкоголиков или наркоманов для любого ребенка будет неблагополучной, но здесь необходимо говорить о неблагополучии для каждого ребенка и о том, как это неблагополучие влияет на него. Для одного эта семья может быть подходящей, а для другого - станет причиной тягостных переживаний или психического заболевания. Только система «родитель - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Семья может быть неполной, может быть полной, но с противоречивой тактикой воспитания, подавляющей ребенка. Порой неполная семья может быть более полезна, чем неполноценная, хотя и полная (отец - пьяница, терроризирующий семью, или мать - наркоманка, пребывающая в состоянии кайфа). Встречаются внешне благополучные семьи, но родители постоянно пребывающие на работе, мало уделяют внимания ребенку, что может привести к различным неврозам у развивающейся личности ребенка.

Необходимо отметить, что в неблагополучных семьях во время семейных конфликтов агрессия носит вербальный и действенный характер. Мать или отец, во время ссоры могут отпустить в адрес друг друга такие слова, которые ребенок не должен слышать. Родители, бранясь, не замечают присутствия ребенка. А ребенок затем переносит усвоенные «речевые клише» в общение со сверстниками. Тем более что в таких семьях нецензурная брань является как бы нормой общения.

Одним из факторов преступности несовершеннолетних являются неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Еже­годно около 50 тыс. граждан представляются к лишению родитель­ских прав. Органами МВД взято на учет 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей (употребляют спиртное и наркотики, бьют супругов и детей, подают отрицательный пример). 70% всех детских травм - семейно-бытового характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи, 25-27 тыс. детей становятся жертвами преступ­ных посягательств, почти столько же пропадают без вести.

Неоспорима недостаточная помощь родителям в воспитании детей со сторо­ны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности. Ре­формы педагогической и правоохранительной систем, инициирован­ные в 1991 г., были ориентированы на ликвидацию воспитательной функции школы и профилактической функции милиции. Жизнь по­казала ошибочность и порочность этого курса реформ. Сейчас ука­занные функции постепенно восстанавливаются, однако далеко не во всех регионах удается сделать это на должном уровне.

Увеличивается распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остается без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется рос­том ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства. В Рос­сии примерно 400 тыс. семей, где дети с одним отцом; примерно 5 млн семей с матерью, без отца (всего семей в стране порядка 12 млн). Около 300 тыс. детей, рожденных вне брака. Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать пре­ступником в неполной семье возрастает почти в три раза.

Растёт безработица, как следствие: обнищание семей, неспособность родителей обес­печить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья прак­тически утрачивает способность защищать детей от негативных вли­яний окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором.

Уклонения детей от получе­ния образования в начальной и средней школе приобрело массовый характер и породило раннее начало трудо­вой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. Ежегодно бросают учебу около 60 тыс. детей. Обнищание родительской семьи, безработица либо неполучение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к чест­ному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, по­следние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются неспособ­ными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.

Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, спорта, здо­рового досуга и, вообще, здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовно­му развитию.

Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей - выходцев из различных социальных групп (причем, если среди взрослых вуалирование несправедливости соци­ального распределения), облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу. Единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты - а ничто не оказывает такого сильного криминогенного воздействия, как не­справедливость: она рождает зависть, переходящую в ненависть и аг­рессию, а также нейтрализует нравственные запреты при совершении хищений.

В работе с семьей социальный педагог придерживается следующей схемы:

1 этап - выявление и постановка на учет проблемных семей. Этот наиболее продолжительный этап работы проводится в тесном контакте с классными руководителями. Именно классные руководители владеют полной информацией о каждой семье класса. Задача социального педагога на данном этапе совместно с администрацией школы решить вопрос о форме учета (внутриклассный или внутришкольный). Затем совместно с классным руководителем ведется социально-педагогическое и психологическое сопровождение.

2 этап - коррекционная работа. На данном этапе к работе присоединяется администрация школы, организуя работу с семьей всех служб школы, утверждая нормативную документацию. Родителям разъясняется нормативно - правовая сторона проблемы. Задача социального педагога привести хотя бы в удовлетворительное состояние систему «родитель - ребенок».

3 этап - школьный микросовет. На заседание малого педагогического совета совместно с классным руководителем педагоги, работающие с ребенком из неблагополучной семьи, подводят промежуточные итоги работы с семьей, обобщается вся собранная информация и выносится решение в отношении семьи. При неблагоприятной динамике возможна передача материалов в Комиссию по Делам Несовершеннолетних и Защите их Прав (КДН и ЗП) администрации района.

4 этап - присоединение к работе КДН и ЗП района. Наряду с коррекционной работой социальной службы школы администрация района разъясняет родителям влияние неблагополучия в семье на ребенка и ответственность родителей за воспитание ребенка. Амплитуда решений колеблется от предупреждения до вынесения решения о лишении родительских прав.

5 этап - в ситуации максимально неблагоприятной обстановки в семье, не поддающейся коррекции. Если пребывание ребенка в семье сопряжено с опасностью для его жизни и здоровья, информация о семье передается в Районный Отдел Образования инспекторам по охране детства. Задача социальной службы школы, на данном этапе предоставить максимально полную и объективную информацию о семейном неблагополучии и проведенной коррекционной и разъяснительной работе, так как зачастую именно от этого зависит решение вопроса о применении по отношению к родителям Семейного Кодекса РФ, в частности ст.66.

В текущем учебном году целью работы социальной службы школы была социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание и образование.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • выявление проблем, отклонений в поведении;

  • своевременное оказание посильной социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся и родителям;

  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности обучающихся в школе, в семье, в окружающей среде;

  • координация взаимодействия учителей, родителей (либо лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся;

  • усилие профилактической работы среди учащихся.

Деятельность социального педагога была поставлена на решение этих задач.

Была организована работа по выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении, велись наблюдения за этими семьями и программы их реабилитации, проводились регулярные посещения квартир, а так же вовлечение родителей в КТД.

В отношении семей работа велась согласно программам реабилитаций, в отношении других семей была организована индивидуальная работа. Проводились регулярные посещения учётных семей не только социальным педагогом и классными руководителями, но и совместно с администрацией школы, специалистом по работе с молодёжью администрации села, а так же участковым милиционером.

Были проведены беседы и консультации по профилактике употребления алкоголя, о вредных привычках родителей и их отражении на детях, о роли семьи в жизни ребёнка, о правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей, о здоровом образе жизни, об общении родителей и детей, о трудоустройстве. А так же по оформлению документов для обращения в различные инстанции, по получению психологической, медицинской и материальной помощи.

Работа с неблагополучными семьями не терпит отлагательств, она требует незамедлительного решения проблем, так как в результате страдают дети.

Воспитательный процесс в семье - это, прежде всего, постоянное, положительное общение с ребенком. Это, прежде всего, любовь к своему ребенку, постоянное и систематическое внимание к нему. Как и во всем, во внимании и любви должна быть мера. Ребенок, избалованный вниманием и любовь, вырастает эгоистом, не способным на сострадание и не желающим оказать помощь ближним. Здесь родителям уготована участь добытчиков средств для удовлетворения прихотей своего чада, причем им не придется считаться со своим здоровьем и возрастом. Другая крайность - дефицит внимания и понимания ребенка родителями. В этом случае ребенок старается найти такое окружение, где его примут и, возможно, он получит ту часть внимания, которая удовлетворит его потребность. Конечно же, если он попадает в негативное окружение, то ему уготована роль «шестерки» либо роль «добытчика средств», так как он за малейшее выполненное задание получает эту дозу внимания. Таким образом, ребенок из неблагополучной семьи уходит на улицу.

Нужно отметить, что в неблагополучных семьях присутствует низкая педагогическая культура, под которой понимают совокупность знаний умений навыков по воспитанию детей, об этапах психолого-педагогического становления личности ребенка.

Над неблагополучными семьями должно осуществляться комплексное социально-медико-педагогическое сопровождение. К этой работе привлекаются инспектора по охране прав детства, инспектора ПДН, узкие специалисты, родительская общественность. В тесном контакте с медицинским работником, психологом, представителями поселковой администрации. В тех случаях, когда в основе семейного неблагополучия лежат социальные трудности, семья должна чувствовать понимание и участие всех социальных служб.

Необходимо анализировать конкретную ситуацию развития ребенка, выявляя все положительные и отрицательные стороны семейного воспитания, намечает программу действий по повышению педагогической компетентности родителей, ориентируясь на универсальные, с точки зрения педагогики и психологии, способы воспитания.

Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, гармонизации внутрисемейных коммуникаций, принятии причин их появления

Мы постоянно должны восполнять недостаток правовых знаний, как у родителей, так и у детей, привлекая специалистов семейного или административного права. Пропагандировать неуклонное повышение психолого-педагогической компетентности родителей через систему семинаров, тренингов, Дней правовых знаний, индивидуальных консультаций.

В достижении цели, стоящей перед социальной службой школы в следующим учебном году, поставлены задачи по координации специалистов разных сфер деятельности, способствующих созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в школе, семье, в окружающей социальной среде.

© 2010-2022